Психологический аспект деятельностного подхода в учении

Разделы: Математика, Начальная школа, Школьная психологическая служба


Федеральный образовательный стандарт образования закрепил деятельностный подход в обучении. Деятельностный подход в психологии — это совокупность теоретических и эмпирических исследований, в которых психика и сознание и их развитие изучаются в различных формах предметной деятельности человека.

Деятельностный подход в образовании обеспечивает самостоятельную (или в группе со сверстниками) познавательную деятельность ребенка. Целью этой деятельности является “присвоение” умственных действий, благодаря внешним практическим материальным действиям.

Теория формирования умственных действий П.Я.Гальперина – одно из базовых положений, которые лежат в основе деятельностного подхода в обучении. Данная теория была разработана в середине двадцатого века и опирается на исследования Л.С.Выготского.

Рассмотрим урок математики в начальной школе сквозь призму теории формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

На первом этапе мы создаем ориентировочную основу деятельности. Учитель помогает сформулировать учебную задачу, в которой дети осознают недостаточность своих знаний и умений, чтобы ее решить. На этом этапе оговаривается, что будут ученики сейчас делать, какую проблему им надо решить.

Вторым этапом является формирование материальной деятельности. Это может быть работа как с самими предметами, так и с их моделями. Например, перед учениками 2 класса стоит задача сравнения площади озер, изображенных на листах бумаги разными группами учеников. Причем наложением это сделать нельзя. Это запрещено правилами игры.

Обсуждая в группе способ возможного сравнения площадей, кто-то вспоминает, что можно сделать так же, как поступали с длиной. Нужна какая-то мерка, которой можно измерить площадь. Причем мерка должна быть одинаковой для всех групп. Об этом надо договориться. Меркой выбрали деревянный квадрат из счетного материала. Решили его обводить карандашом, плотно укладывая квадраты рядом друг с другом. Работа закончена, ребята получили числовое выражение площади модели озера. Теперь можно сравнивать.

Наступает этап внешней речи. Ученики представляют свою работу, обобщая вслух, как им удалось достичь нужного результата. Они проговаривают свои действия в обобщенной форме. Как это происходит? Обычно группа выбирает двух учеников, которые представляют идеи всей группы. Двое выходят к доске и рассказывают по очереди, каким образом они получили результат сравнения площади нарисованных озер. Затем выходят представители от другой группы. И так выступают представители от всех пяти групп.

На основе этих выступлений на этом или следующем уроке детьми создается модель-опора для целого класса аналогичных задач.

В дальнейшем ученики столкнутся с решением частных задач. Кто-то вновь и вновь будет проговаривать вслух способ работы, оставаясь на этапе внешней речи. А кто-то уже сможет перейти на следующий этап присвоения умственного действия – этап внутренней речи. Как это проявляется в работе детей? Например, одной из задач является сравнение площадей нарисованных на бумаге квадратов и прямоугольников. Задание выполняется индивидуально. У детей второго класса мы можем заметить, как они шепотом отдают себе команды, последовательно выполняя этапы измерения и сравнения. Так же мы наблюдаем, как ученики вступают в диалог между собой, споря о последовательности действий по сравнению площадей. В данном случае мы можем говорить об этапе внешней речи. При этом мы наблюдаем так же учеников, которые выполняют работу самостоятельно, не озвучивая ее ход вслух.

На следующем этапе мы имеем дело с проговариванием обобщенного способа работы “про себя”. Постепенно это мыслительное действие редуцируется и автоматизируется. От урока сравнения площадей озер в памяти остается только способ сравнения одинаковой меркой.

По Гальперину заключительным этапом является интериоризация. Материальное действие переходит в форму мысли, в которой уже максимально свернуты все составляющие деятельности. Ученик овладел умственным действием по сравнению площадей. В таких случаях говорится о присвоении навыка решения задачи.

Ученики по этим этапам, как по ступенькам, восходят к мысленному действию, которое значительно отличается от материального, но при этом рождено им.

Задача учителя состоит в том, чтобы, работая в данном классе, создать условия для формирования у детей потребности самостоятельно присваивать способы учения, продвигаясь путем, который когда-то описал советский ученый П.Я Гальперин. Думаю, что, положив в основу субъект-субъектные отношения ученика и учителя, правомерно говорить о деятельностном подходе в учении.