Урок развития речи по теме "Общие понятия о стилях. Разговорный стиль, его особенности". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока.

1. Преподевтически познакомить учащихся со стилями речи, с особенностями разговорного стиля и сферой его употребления.

2. Развивать навыки аргументированной монологической и диалогической речи.

3. Воспитывать у учащихся бережное отношение к птицам, животным, к людям.

Оборудование.

  1. Учебник “Русская речь” Е.И Никитина. 5 класс.
  2. Таблица “Слова-термины”.
  3. Раздаточный материал.
  4. Картина “Котик”.
  5. Кроссворд.
  6. Карточки “Птицы”.
  7. Справочник “Обитатели птиц”.
  8. Презентация 1

Ход урока

I. Открыть рабочее поле. Записать число и тему урока.

1. Слово учителя: - На какое слово в теме урока вы обратили особое внимание? Какое слово вас заинтересовало?

(Ответы учащихся). Слово стиль.

Учитель: Чтобы узнать о слове стиль, обратимся к страничке “Это интересно!”. Внимание на экран. (Презентация. Слайд №1)

Слово стиль происходит от греческого стилос и означает “палочка”.

В древности и в средние века писали стержнем из дерева, кости, металла.

Один конец стержня был заострен, им и писали на сырых глиняных плитках, бересте, на вощеных дощечках; другой – в виде лопаточки. Им, повернув стержень – “стиль”, “стирали” написанное. Тем самым автор совершенствовал свое сочинение. Отсюда выражение “Часто перевертывай стиль” (Гораций), т.е. исправляй, перерабатывай свое произведение.

Учитель: Ребята, какому стилю речи мы уделим особое внимание?

Сегодня на уроке будем говорить о стилях речи. Особое внимание уделим разговорному стилю и его особенностям.

II. Вступление в новую тему.

1. Инсценировка “Отец и сын” по упражнению №122.

Беседа:

- В какой обстановке, где, с какой целью рассказывает мальчик о птицах?

- Какие признаки птиц он отмечает?

- Можно ли по этим признакам догадаться, что это за птицы?

Ученики делают вывод.

Мальчик только что вернулся с рыбалки и рассказывает отцу дома, в непринужденной, неофициальной обстановке о том, что он увидел на реке, что его удивило. Сын поделился своими впечатлениями с отцом.

Учитель: Что происходит между сыном и отцом?

Ученик: Разговор.

Учитель: Какая форма речи?

Ученик: Устная.

Учитель: Можно ли определить о какой птице идет речь?

Ученик: Это плавунчики. Слайд №2.

2. Задание. Раздаточный материал.

“Птицы”. Найти плавунчиков среди других птиц..

3. Чтение текста упр. 123 по учебнику “Русская речь”.

- С какой целью написан текст?

- Какая форма написания?

- О какой птице идет речь? (О плавунчике)

4 .Представьте себе: вам надо подготовить сообщение к уроку природоведения.

- Какой текст вы используете : из упр.122 или из упр.123? Почему?

- Откуда он взят? Из книги. “Определитель птиц”.

Показ справочника.

- Как вы думаете к какому стилю речи относится этот текст: к книжному или разговорному?

Ученик: 1 текст из упр.122 к разговорному.

2 текст из упр. 123 к книжному, т.к. взят из справочника.

III. Новая тема: Работа с учебником.

1. Чтение теоретического материала о стилях речи по учебнику “Русская речь” стр.74.

Проговорить термины вслух.

Слайд 2. Показ слов-терминов (таблица). Разговорный и книжный стили.

Вывод по таблице делают ученики .

- Какова цель разговорного стиля?

- Какова сфера его употребления?

IV. Практическая часть.

1. Словарный диктант: грибок, боровик, шофер, домище, пальтишко, глазенки, ватага, братишка, диалог, хитрюга.

2. Сравните со словами на доске. Самопроверка.

Вопросы:

- Для какого стиля характерны эти слова? (Разговорного)

- Какие же особенности разговорного стиля?

Ученик: Разговорные слова и выражения.

3. Упр. 124 – чтение.

Вопросы:

- К какому стилю речи вы отнесете этот текст?

Обоснуйте свой выбор.

Ученики: непринужденная обстановка;

Цель: поделиться впечатлениями;

Лексика разговорная, простые предложения, многоточия.

Слайд №3 (экран) . Котёнок – картина.

4. Творческая работа. Составьте текст на тему “Добрый поступок”.

- Что могло произойти с этим котёнком?

- Как он мог оказаться в машине?

- Как поступил шофёр?

а) Проверка составленного текста.

- К какому стилю вы его отнесете? Почему? Докажите.

Ученики: к книжному, а не к разговорному, это не дружеское письмо и послание, а текст, в котором рассказывается о котенке и его судьбе.

5. Упр.125. Прочитайте. Докажите, что стиль письма разговорный.

6. Показ картинки “Гриб боровик”.

а) Индивидуальное сообщение ученицы. Сочинение. Почему гриб получил такое название? Слайд № 4

Вывод делают ученики по вопросам:

- Какие особенности разговорного стиля?

- Какова цель его? Какова сфера употребления?

V. Закрепление.

1. Сценка “У доктора”. Входит больной. Доктор сидит.

Больной: Здравствуйте, доктор.

Доктор: Здравствуйте! На что жалуетесь?

Больной: Все болит, все!

Доктор достает шприц.

Больной кричит: “Ой, доктор, у меня уже ничего не болит!”

Убегает.

Учитель: Как называется разговор двух или нескольких лиц?

Ученик: Диалог.

Учитель: Для разговорного стиля характерен диалог.

2. Работа по парам: Карточки. Составьте диалог, прочитайте в лицах. Проверка.

3. Речевая ситуация. Сценка. Разговор по телефону. Звонит телефон. Говорят две девочки:

- Это звонит Аня Снегирева. Здравствуйте!

- Здравствуйте, Анечка!

- Если вас не затруднит, позовите Дашу.

- К сожалению, её нет дома. Она ушла в библиотеку.

- Извините, пожалуйста! До свидания.

- До свидания.

а) Обсуждения правил телефонного общения.

Ученики: вежливость, краткость, уважение к людям – основные критерии.

Учитель: Какому стилю речи вы его отнесете. Почему?

Ученик: Диалог характерен для разговорного стиля.

Итоги урока:

- Что узнали на уроке?

- Что возьмете с собой с урока?

Ученики:

1. Ц ель разговорного стиля: обменяться сведениями, мыслями или поделиться чувствами с близкими.

2. Особенности стиля - разговорные слова и выражения.

3. Сфера употребления стиля домашняя или другая неофициальная обстановка, а также дружеские письма, послания.

4. С собой возьмем правила телефонного общения.

Д/з. П.15 I вариант упражнение 130; II вариант упражнение 131 (составьте диалоги по картинкам).

VI. Повторение орфографии. Раздайте кроссворд.

Учитель:

- На какие правила даны слова?

- Какие слова надо заполнить?

Ученик: правописание непроизносимых согласных в корне (известные, вестник, солнце, лестница). Запомнить надо слова: лестница, чувствовать.

Этап рефлексии (размышления о своём психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания).

Карточки:

1 группа: Мне понравилось на уроке, что я…

2 группа: Я ощущал себя на уроке…

3 группа: После уроков задумаюсь…

VII. Выставление оценок. Оценка деятельности учащихся на уроке. Анализ карточек.

Список использованной литературы

1. С.И Никитина “ Русский язык”. 5 кл. Дрофа. Москва. 2010 г.

2. Русский язык. Поурочные планы по программе В.В. Бабайцевой. 5 кл. Издательство “Учитель”. Волгоград. 2010 г.

3. Обучение русскому языку в 5 классе. Методические рекомендации к учебному пособию. Москва. “Просвещение”. 2011 г.

4. Мастер-класс Г.П Лазаренко. Уроки русского языка в 5 кл. Поиски и находки. Дрофа. Москва. 2011 г.

5. Русский язык 5-11 кл. Издательство “Учитель”. Волгоград. 2011 г.