Досуговое занятие для детей 4–6 лет. Тема: "Угадай животное по музыке"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели занятия: развитие эмоциональной отзывчивости детей в процессе восприятия музыкального произведения; эмоционально-образного представления звучащей музыки; развитие слухового внимания.

Задачи:

  • научить внимательно вслушиваться в произведение и слушать его от начала до конца;
  • развивать навыки определения основных средств музыкальной выразительности – темпа, характера настроения музыкального произведения и мелодии, тембра;
  • развивать навыки эмоционально-оценочного высказывания о прослушенной музыке, используя словарь основных оценочных прилагательных – радостный, веселый, грустный, печальный, страшный, спокойный, плавный, отрывистый и т.д.

Музыкальный материал.

  1. К. Сен-Санс “Карнавал животных”: “Куры и Петухи”, “Черепаха”, “Слон”, “Кенгуру”, “Антилопа”, “Аквариум”, “Кукушка в чаще леса”, “Вольер”.
  2. А.Н. Римский-Корсаков “Полет шмеля”.

Оборудование к занятию.

  1. Музыкальный центр.
  2. Два набора картинок-раскрасок животных для двух команд. Количество картинок должно быть столько, сколько детей будет участвовать в конкурсе. В Интернете в любой поисковой системе широко представлены как цветные изображения животных, так и картинки-раскраски.
  3. Мольберт-доска, на которой мелом фиксируются набранные баллы команд и штрафные баллы, за подсказки.
  4. Два столика, на которых разложены картинки-раскраски.

Предварительная работа

При подготовке к данному интегрированному занятию в течение нескольких занятий дети слушают произведения из цикла “Карнавал животных” К. Сен-Санса. Произведения для слушания подбираются контрастными по настроению, чтобы детям было легко их сравнивать между собой. На занятиях закрепляются основные средства музыкальной выразительности, такие как: темп музыкального произведения “быстрый – медленный – спокойный”; характер мелодии “плавный – скачкообразный – отрывистый”; тембр звучания – музыкальные инструменты: флейта, виолончель, фортепиано и т.д. Также объясняется понятие “настроения” в музыке. На начальном этапе развития навыков определения настроения в музыке, следует ограничиваться основными эмоциональными состояниями, доступными для понимания детьми 4-5 лет, такими как грустно, печально – весело, радостно; и спокойно – страшно. Одновременно с развитием слуховых навыков идет активное формирование эмоционально-оценочного словаря и навыков связного высказывания о музыке.

Для слушания предлагаются произведения из цикла К.Сен-Санса “Карнавал животных”: “Куры и Петухи”, “Черепаха”, “Слон”, “Кенгуру”, “Антилопа”, “Аквариум”, “Кукушка в чаще леса”, “Вольер”, и “Полет шмеля” Римского-Корсакого Н.А.

Прослушивание произведений на первых занятиях проводится с использованием цветных картинок с изображением животных. На последующих занятиях, если дети затрудняются в ответе при прослушивании произведения, то можно загадать следующие загадки:

Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора огромен он,
Ты узнал, кто это… (Слон)

Кто на елке на суку
Счет ведет: “Ку-ку, ку-ку”? (Кукушка)

Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка)

Малышу удобно в сумке
Мчаться с мамой по утру.
Только где ж играть с друзьями
Маленькому …? (Кенгуру)

Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет… (Черепаха) (Е.Серова)

Тонконоги и игривы,
А еще они пугливы.
Чуть опасность и в галоп
Стадо быстрых … (Антилоп)

Вильнет хвостом
Туда-сюда –
И нет ее,
И нет следа. (Рыба)

На цветок, жужжа, садится,
Чтоб нектаром насладиться,
Он мохнатенький, как ель,
На пчелу похожий… (Шмель) (Ф.Талызин)

Кто так кричит
В рассветный час:
“Ко-ко-ко-кормите нас!”? (Курицы)

Ход занятия

Под музыку марша дети входят в зал в колонне по одному и перестраиваются в две колонны напротив друг друга.

М.Р. :

Таких, кто с музыкой
Не дружит никогда –
Не любит петь и слушать,
А только спать всегда,
Раскройте нам секрет –
Таких здесь в зале нет?

Дети: Нет!

Сегодня конкурс объявляется
И соревнование наше начинается!
Животное должны по музыке узнать,
Картинку выбрать и забрать.
Пойти на место, тихо сесть,
И дальше слушать про зверей,
Которые сегодня есть.
Вопросы есть? Понятно всем,
Что надо делать и зачем?

(Ответы детей)

Командирам команд приготовиться к приветствию! (Капитаны выходят вперед.) Командам поприветствовать друг друга!

Командир команды “Зайчишки”:

Вы медведи тугоухи,
Но сегодня будьте “в ухе”,
Мы желаем от души,
Чтобы результаты ваши все были хороши.

Командир команды “Медведи”:

Вы, зайчишки не робейте,
И сегодня осмелейте,
Всех зверей вы угадайте,
Нас медведей, побеждайте.
Обе команды хором:
Мы сегодня все узнаем,
Музыку зверей всех угадаем.

М.Р.: Вот и встретились наши команды. Пожелаем им больших успехов в предстоящем конкурсе. На каждом конкурсе есть судья, и у нас с вами будет судья (воспитатель). Штрафные баллы будут начисляться команде, если, команда будет шумно слушать музыку и подсказывать друг другу. За одно, сделанное замечание судьей, начисляется команде один балл. За правильный выбор картинки-изображения животного команда также получает один балл. Только штрафные баллы вычитаются из набранных баллов команды. Команды займите свои места (дети садятся на свои места).

Звучит музыка, дети из обеих команд по одному подходят к столику с картинками, и выбирают изображение, соответствующее музыке и садятся на свои места. После того, как прозвучат все произведения, подводятся итоги конкурса. Дети из каждой команды, каждый с выбранной картинкой в руках, выходят и показывают выбранные картинки всем остальным, при этом звучит еще раз музыка их “зверей”. Дети высказывают свои мнения о соответствии картинки и музыки, звучащего произведения. Судья записывает баллы на доске.

М.Р. :

Вы сегодня молодцы,
И желаю от души
Всех зверей раскрасить вам
В нужный цвет на радость нам!
Быть ушастыми всегда,
Музыку не пропускать никогда!

Под марш дети с картинками-раскрасками покидают зал. В свободное время дети раскрашивают животных в группе.

Литература

  1. http://www.raskraska.com/raskraski/14/
  2. http:// solniwko.at.ua/publ/7
  3. http://www.moi-detki.ru/detyam/detskie_zagadki/zagadki_pro_zhivotnyh/
    346-zagadki_pro_cherepahu.html
  4. http://stav0r.narod.ru/zagadki_2.htm

Приложение