Игровые приемы на уроках химии с целью повышения уровня понимания и усвоения изучаемого материалаа

Разделы: Химия


Знания по химии имеют немаловажное значение в современном естествознании, однако, возрастающий объем информации и рост хемофобии а обществе приводит к тому, что у учащихся снижается интерес и мотивация на изучение этой дисциплины. [7]

Химию нельзя назвать лёгким предметом. Но это один из самых интересных предметов школьной программы.

Серьёзной проблемой является сокращение времени на изучение химии в средней школе, особенно на базовом уровне в старшем звене, где на изучение этой дисциплины отводится всего 35 часов в год (1 час в неделю).

В связи с этим сложности возникают как у учителя, так и у ученика. Учителю необходимо таким образом построить процесс усвоения материала, чтобы хватило времени не только на объяснение, но и на отработку и закрепление изучаемого. При этом очень важно сохранить интерес учащегося на протяжении всего урока, что непросто при высокой интенсивности работы.

Ученик, при данных условиях, должен прилагать немалые усилия, чтобы не отставать от заданного учителем темпа урока, выполнять домашние задания, часто не только основные, но и дополнительные, что трудноосуществимо без высокой степени мотивации к изучению химии, основанной на интересе и личностной значимости получаемых знаний.

Кроме того, изучение химии в большинстве образовательных учреждений начинается в восьмом классе. Этим учащимся 13-14 лет, что приходится, согласно данным возрастной психологии, на средний подростковый возраст. [3]

Для данной категории обучающихся характерно явление максимализма. В своей практике я часто встречаюсь с ситуацией, когда едва у ученика получилось правильно выполнить действие по образцу, как он теряет интерес к выполнению аналогичных заданий. Они кажутся ему лишними, ведь он и так уже всё “понял” и “усвоил”. Однако при выполнении заданий, совсем немного отличающихся, например, формулировкой вопроса, возникают затруднения. Также затруднения возникают при подготовке домашних заданий, которые практически всегда выполняются не в день проведения урока, на котором всё было “понятно”, а через несколько дней.

Для преодоления подобных сложностей я на уроках применяю игровые технологии или их элементы.

Игра наиболее доступный вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ученика, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на обычном занятии. Но это не значит, что занятия должны проходить только в форме игры. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, самостоятельной работой и т.д. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. [1]

Можно выделить шесть организационных форм игровой деятельности: индивидуальную, парную, одиночную, коллективную, массовую, групповую.

К индивидуальным формам можно отнести игру одного человека с самим собой или с различными предметами и знаками.

Одиночная форма – это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой цели.

Парная форма – это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования или соперничества.

Групповая форма – это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель.

Коллективная форма – это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.

Массовая форма игры есть тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют много людей. [5]

Таким образом, в школе наиболее часто встречаются парная, групповая и коллективная формы игры.

Однако не любая игра может быть использована на уроке. Для достижения обучающего эффекта игра должна отвечать следующим критериям:

1) Игра должна быть рассчитана не более чем на один урок.

2) Игра не должна быть сложной для понимания её правил.

3) Игра не должна быть морально устаревшей.

4) Игра должна охватывать всей учеников.

5) Оценки по результатам игры должны выставляться легко, ученики должны понимать, как получилась итоговая оценка.

6) Игра должна быть динамичной для поддержания интереса к ней.

Положительные эмоции, которые возникают у учащихся в процессе игр, способствуют предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений. Игра хорошее средство для воспитания у учащихся ответственности за порученное дело, умения работать коллективно и самостоятельно. Она способствует активизации познавательной деятельности, выявлению организаторских и других способностей.[2]

Несмотря на широкие дидактические возможности, которые открывают игровые технологии, далеко не каждом уроке химии целесообразно их использовать. Дидактическая игра должна отвечать определённым требованиям:

1) Игра должна соответствовать теме и цели урока.

2) Игра должна быть направлена на достижение определённых целей.

3) Игровой результат должен иметь личную значимость как для организатора, так и для участников игры.

4) Игра должна соответствовать характеру решаемой задачи.

5) Игровые действия должны быть посильны её участникам по виду и характеру сложности.

6) Игра не должна иметь сложного сюжета.

7) Игра должна носить стимулирующий характер

8) Правила игры должны быть точными и однозначными.

9) Критерии оценки успешности игровой деятельности школьников должны быть объективными.

10) При игре должен быть благоприятный психологический климат отношений.

11) Игра должна открывать простор для личной активности и творчества.

12) Игра должна содержать обязательный элемент соревновательности между участниками.[4]

Существуют следующие виды игр:

Игры-упражнения проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.

Игры-путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх–путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.

Сюжетная (ролевая) игра. Отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли.

Игра-соревнование может включать в себя все вышеуказанные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества.

Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра-соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.[1;5;6]

В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.

Как и любое педагогическое действие, дидактическую игру можно разбить на несколько этапов:

  1. Предварительная подготовка (выбор вида и сценария игры, подготовка заданий и т.д.).
  2. Проведение игры.
  3. Анализ проведённой игры.[1]

Дидактическую игру нельзя рассматривать как развлечение или отдых на уроке. Процесс обучения нельзя превращать в игру. Дидактическая игра - это действительно методическое средство, позволяющее произвольно включить ученика в активную творческую учебную деятельность. И как любое другое средство обучения, дидактическая игра в школе должна применяться только в сочетании с другими методами, средствами и приёмами преподавания.[2]

В своей работе я наиболее часто применяю игры-упражнения на этапе закрепления изученного материала. Чаще всего я использую при этом принцип сканвордов. Выбираю ключевую фразу, соответствующую теме урока, или работающую на перспективу, зашифровываю её в виде заданий учащимся. Затем разбиваю класс на группы и на соответствующем этапе урока предлагаю расшифровать ключевую фразу.

У учащихся при использовании данного подхода существенно повышается мотивация на закрепление полученных знаний, выполнение заданий приобретает личностное значение, возникает эффект соревнования между командами, внутри одной команды поощряется взаимопомощь.

Данный подход можно применять на многих уроках. Например, при изучении строения электронных оболочек атомов химических элементов можно использовать такие задания:

Назовите химический элемент электронная формула которого:

Таким образом можно зашифровать любое выражение, например, “Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройка и развитие обещаются”, а после того как учащиеся расшифруют данное выражение, можно организовать его обсуждение, кто автор данного высказывания, что это высказывание означает и т.д.

При изучении органической химии на этапе подготовке к контрольной работе по теме “Углеводороды” подобным способом мы повторяем номенклатуру органических соединений:

Дайте название веществу по номенклатуре ИЮПАК, формула которого:

А ключевая фраза “Нефть – это не топливо, топить можно и ассигнациями”. Далее организуется обсуждение этой фразы и переход к способам переработки нефти.

При отработке решения расчётных задач я использую шифр с помощью алфавита, при котором ответ в решенной задаче равен номеру буквы в алфавите. Разработка урока с применением этого подхода находится в приложении 1.

Список используемой литературы

1. Занько С.Ф. и др. Игра и ученье. – М.: Просвещение, 1992.

2. Казанцев Ю.Н. “Формула успеха, или как увлечь учащихся новым предметом” // Химия в школе. –2009. - 2. - стр. 15-19.

3. Корнеева И.А. Активизация познавательных интересов через ролевую игру. – М. Просвещение, 1995.

4. Минкин Е. М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1983.

5. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. – М.: Просвещение, 1996.

6. Штремплер Г.И., Пичугина Г.А. Дидактические игры при обучении химии. – М.: Дрофа, 2003.

7. http://www.coolreferat.com.

Презентация