Урок окружающего мира по теме "Древние и современные животные". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


1. Стадия вызова. Актуализация опорных знаний.

Отгадайте загадки:

1. Мягкие лапки,
В лапках царапки.
На голове грива.
Всех покорила. (Лев)

На экране картинка, подпись

2. Внизу четыре столба,
Вверху - большая труба,
У трубы - два клыка.
И не боится быка. (Слон)

3. По полю бежала,
Хвост потеряла. (Ящерица)

4. Над полями летаю,
Зорким взглядом обладаю. (Орёл)

- Назовите их всех одним словом. (Животные)

Как вы думаете, существуют ли они сейчас?

Кто из названных животных обитает у нас в Адыгее? (Ящерица. Орёл)

- Это современные животные. А были ли в древности похожие животные?

- Как вы думаете, над чем мы будем сегодня работать?

Цель: давайте попробуем их сравнить и подумать над вопросом, почему некоторые из них вымерли, изменились, а некоторые нет.

Учитель Чтобы сравнить животных нам потребуется машина времени. Давайте сядем в неё и переместимся в древний мир.

Экран - машина времени.

Все путешественники ведут дневники, куда заносят свои наблюдения. Раз мы на борту корабля, то у нас будет бортовой журнал.   

Бортовой журнал

экран

Знаю Хочу узнать Узнал

Учитель Журнал заполняет капитан команды. (У каждой команды - бортовой журнал. Записывает каптан- хорошо пишущий ученик). Одна команда современные животные, другая-древние.

Мозговая атака. (Конструктивная таблица)

Учитель. Задумайтесь, так ли уж неведомы для нас древние животные?

- Что уже знаете по теме, обсудите и запишите в 1 столбик бортового журнала.

Бортовой журнал

экран

Знаю Хочу узнать Узнал
Животные современные и древние

Учитель. Много ли знаем ?

Дети.  Нет, немного.

Давайте начнём составлять схему: что знаем? Какие бывают животные?

Составление кластера.

Животные

Древние                       Современные

магнитная доска

Учитель. А что бы хотели узнать? Обсудите и запишите вопросы во 2-й столбик журнала. Что записали?

Бортовой журнал

экран

Знаю Хочу узнать Узнал
Животные современные и древние Питание

Кто выжил? Как изменились?

Кто исчез? Почему?

2. Стадия осмысления.

1) Работа с текстом. Прием “инсерт”.

Учитель. Перед тем, как отправиться в путешествие и во время путешествия, каждый   хочет что-нибудь узнать Текст.

Экран, и у детей.

Маркировка: Читая текст, делайте карандашом на полях такие пометки:

V ~ уже знал это;

+ - новое;

? - не понял, возник вопрос;

-- думал иначе.

Текст.Пришло время, когда на Земле стало влажно и жарко. Экран

Появились динозавры.

За ними - древние птицы, млекопитающие.

Одни животные питались растениями.

Другие – мясом животных.

Позже динозавры вымерли.

У птиц появились перья.

У млекопитающих – шерсть.

Учитель. Что знали?

Что для вас новое?

Какая информация вас заинтересовала?

Составление кластера.

Животные

Древние                                                   Современные

Хищные            Растительноядные          Хищные              Растительноядные

2) Работа по учебнику (2 часть), с 8-9.

Учитель: Какие животные не изменились. (Скорпион, гаттерия).

Поочему изменились другие животные?

Действительно, внешне они такие же, как и миллионы лет назад, несмотря на то, что климат Земли менялся и из-за этого некоторые животные и растения изменялись.

- А другие приспособились к новым условиям жизни, нашли благоприятные условия и остались такими же, как в эпоху динозавров.

Давайте найдём пару в древнем мире современным животным.

3) Игра “Найди пару”. (Картинки, магниты)

Лев - пещерный лев.

Слон - мамонт.

Орёл - археоптерикс.

Халикотерий - лошадь.

Эрион – крокодил. (Видеоролик: мамонт, халикотерий )

Какому животному нет пары? Почему? (Динозавр)

Информация для размышления

В 2003 году Американские ученые нашли в штате Монтана останки одного из самых опасных хищников доисторической эпохи — тираннозавра — и эта находка стала одной из самых значимых в палеонтологии за последние полстолетия. Дело в том, что в бедренной кости хищника были найдены хорошо сохранившиеся фрагменты кровеносных сосудов и клеток крови. Не веря в свою удачу, ученые провели обследование найденных клеток и пришли к выводу, что они очень похожи на страусиные. Может быт вам придётся раскрыть эту тайну.

4). Сравнение представителей животных (таблица):сообщение детей о животных

Хищники

экран

  Пещерный лев Лев
Внешний облик Длинные кинжаловидные зубы Большая грива
Питание Слоны Зебры
Охота и жизнь В одиночку Охотятся в основном самки, живут прайдами

Растителъноядные

  Мамонт Слон
Внешний

облик

Шерсть, огромные бивни Плотная, шершавая шкура без волосяного покрова
Питание Шерстяные мамонты изогнутыми бивнями доставали из-под снега съедобные растения Молодые побеги деревьев, трава, плоды
Место обитания Среди льдов, в суровом климате Азиатские и африканские слоны в жарком климате

Учитель: Чем же различаются представители древнего и современного мира? Чем похожи?

Давайте закончим составление схемы. Куда же отнесём названных животных?

Составление кластера.

Животные

Древние                                                   Современные

Хищные       Растительноядные                        Хищные     Растительноядные

Пещерный         халикотерия мамонт                      лев орёл        лошадь слон

                                                           лев   эрион                                                                  крокодил

                                                           археоптерикс

Сделайте небольшой вывод: что изменилось у животных? (Внешний облик)

Изменился ли способ питания? (И древние и современные животные питались одинаково. Изменения во внешнем облике, среде обитания, в основном, не изменили способ питания)

Учитель: Что же повлияло на изменения? (Изменения в неживой природе, условиях жизни)

3. Итог. Рефлексия.

- Почему некоторые животные изменились или исчезли с Земли?

- Почему другие животные внешне не изменились? (Находились в похожих условиях)

- Какие животные в Адыгее находятся на грани исчезновения?

-Что человек должен сделать, чтобы сохранить живое на Земле?

Нарисуйте во время внеурочной деятельности любое животное.