Урок-зачет по СБО на тему "У самовара". 9-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 9


Цели.

Образовательная:

  • расширить представление учащихся о чае;
  • проверить и закрепить практические умения и навыки сервировки стола к званому чаю.

Развивающая:

  • развивать навыки актуализации знаний;
  • стимулировать внимание, память, речь, мышление;
  • расширять кругозор и словарный запас учащихся;
  • совершенствовать умение делать выводы, определять цели, обеспечивать самоконтроль.

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к предмету, активность, организованность;
  • закреплять навыки этикета;
  • пропагандировать здоровый образ жизни.

Оборудование и реквизиты: мини-выставка пачек из-под чая, образцы фасовки чая; образцы посуды для хранения чая; иллюстрации: “Сервировка стола к чаю”, “Чайная плантация”; репродукция картины Б.Кустодиева “Купчиха за чаем”; плакаты: “Холодно – пей чай”, “Жарко – пей чай”, “Устал – пей чай”, “Пьем чай, а не пиво, будем здоровы и красивы”; карточки слова: титестер, байховый, сбитень; названия стран - производителей чая; компьютер, проектор для просмотра видеоролика “Сбор чайного листа вручную”; иллюстрации видов самовара (металлического, фаянсового, фарфорового и хрустального); модель старинного самовара, современных электрочайников; инвентарь и посуда для практической работы.

Ход занятия

I. Организационный момент:

(Перед началом урока, проветривание, организация учебных мест учащихся. Со звонком дети занимают свои места, проверка внешнего вида).

- Улыбнитесь друг другу.

II. Основной этап:

1. Вступительное слово учителя.

Много старинных обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных – это чаепитие. (Обратить внимание детей на репродукцию картины Б.Кустодиева “Купчиха за чаем” (Рисунок 1)). Как и хлеб, чай прочно вошёл в повседневную жизнь многих народов мира. Сколько лет мы пьём чай, но мало, что о нём знаем. Давайте подведём итог тому, что мы узнали о чае на прошлых уроках.

2. Ответы на вопросы викторины:

- Как переводится слово “чай”?  (Зелёный листочек).

- В каком году чай попал в Россию? (В 1637 г. в качестве подарка русскому царю).

- Какие напитки пили в России до появления чая? (Пили рассолы огуречный, капустный, морсы, брусничную и вишнёвую воду, сбитень, просто мёд, делали фруктовый чай из сушёных фруктов, кожицы плодов, измельчённых косточек, а также чай из трав).

- С какой страной был заключён первый договор о поставке чая? (В 1679 г. был заключен договор о поставке чая с Китаем).

- Как называется эксперт по качеству чая? (Эксперт по качеству чая – титестер).

- Как по-другому называют рассыпной чай? (Байховый).

3. Рассказы учащихся

а) Использование чая не в качестве напитка:

Первый ученик: слабым раствором чая промывают зеркало.

Второй ученик: из семян чайного куста отжимают масло и оно идёт на приготовление мыла.

Третий ученик: свежие чайные листья, как салат, едят в Бирме, а в Тибете из листьев чая готовят суп.

б) Целебные свойства чая:

Четвертый ученик: Чай обладает множеством полезных свойств: укрепляет иммунитет, усиливает сопротивляемость организма различным инфекциям, снимает головную боль, устраняет расстройство желудка. Особенно хорошо утоляет жажду и быстрее восстанавливает силы чай с лимоном.

Пятый ученик: А я знаю народное средство от зубной боли: мелко нарезанный чеснок смешать с чайным настоем и подержать эту смесь во рту несколько минут.

Шестой ученик: При воспалении глаза промывают его охлаждённым крепко заваренным чаем.

Седьмой ученик: Примочки из чая помогают при солнечных ожогах.

Восьмой ученик:
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает
И сонливость переборет.
И с усталостью поспорит.
Сокрушит любой недуг.
Чай здоровью – лучший друг!

Вывеска плакатов: “Устал – пей чай”, “Жарко – пей чай”, “Холодно – пей чай”.

в) Страны-производители чая:

(Дети называют, показывают плакаты и вставляют в словарь названия стран: Китай, Индия, Грузия, Индонезия, Пакистан, Япония, Малайзия, Иран, Вьетнам, Таиланд).

Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.

4. Учитель.

- Сейчас трудно себе представить наш завтрак без чашки чая.

Чайный куст – это вечнозелёное растение, которое требует большого ухода. Круглый год у чайных кустов хлопочут люди: рыхлят землю, удобряют её, пропалывают сорняки, подрезают кусты. (показ иллюстрации “Чайная плантация” (Рисунок 2)).

Но основная работа – это сбор чайного листа, он длится семь месяцев. С чайных кустов срывают верхушки плодовых побегов с двумя-тремя листочками и складывают в специальные корзины.

5. Давайте посмотрим, какой же путь проходит чай от плантации до нашего стола.

Просмотр:

а) Видеоролика “Сбор чайного листа вручную” (Приложение 1);

б) Иллюстрации “Сбор чая с помощью машин” (Рисунок 3)

Учитель.

- Собранные зелёные листочки чая отправляют на фабрику, где их сортируют, скручивают в особых машинах и сушат.

Готовый чай в специальной таре перевозят на другую фабрику, где его фасуют в пакеты, банки, коробки.

(Показ образцов фасовки).

И только после этого чай поступает в магазины, а потом уже - к нам на стол.

Чтобы получить от чая истинное удовольствие и максимальную пользу, его нужно правильно хранить, приготавливать и пить!

Чай легко впитывает влагу и восприимчив к любым запахам, поэтому его хранят в фарфоровой, стеклянной, фаянсовой посуде с закрытой крышкой.

(Показ посуды для хранения чая).

6. Ответы на вопросы учителя.

- Как правильно заваривать чай?

(Заварочный чайник сполоснуть кипятком, насыпать сухой заварки (1 чайная ложка с верхом), залить кипятком до половины, закрыть крышкой, сверху прикрыть полотняной салфеткой. Настоять пять минут, а затем долить кипятком).

- А можно водопроводную воду сразу использовать для чая?

(Нет).

- Почему?

(Воду надо отстаивать несколько часов, чтобы улетучился хлор и кипятить, когда она отстоится).

7. Учитель.

- А сейчас отгадайте загадку и вы узнаете, что является обязательным атрибутом для русского чаепития.

Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем пить чай велит. (Самовар)

- Для русского человека самовар был и есть символ семейного очага, уюта, дружеского общения, он занимал почётное место в каждом жилище. И отношение к нему было особое. Недаром говорили в народе “Печка – матушка, да самовар – батюшка”. Долгое время считалось, что родина самовара Тула, но есть свидетельства, что впервые самовары были изготовлены более 250 лет назад на Урале. Были они не только металлическими, но из фаянса, фарфора, даже из хрусталя.

(Показ иллюстраций) (Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7).

- Самовар стал таким же традиционным русским сувениром, как и матрёшка, балалайка. (Рисунок 8).

- Сейчас на смену старинным самоварам пришли электрические чайники, поттеры. Но традиция собираться всей семьёй за чаем сохранилась и до наших дней.

(Показ моделей самоваров старинного и электрического, поттера, электрочайника).

- Какие правила техники безопасности надо соблюдать при пользовании электроприборам. (Ответы учащихся по ТБ).

III. Практическая работа

1. Подготовка к практической работе. (Дети моют руки, надевают спецодежду, получают задания).

2. Выполнение практической работы - сервировка стола к званому чаю (звучит тихая музыка):

- постелить скатерти;

- расставить посуду;

- разложить салфетки с именами (Рисунок 9);

- заварить чай;

- поставить угощение.

3. После выполнения ученица читает стихотворение:

Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет.
Силы новые даёт
И друзей за стол зовёт.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир!

4. Приглашение всех к столу. (Все пьют чай)

5. Отгадайте загадки:

- Сверху дыра, снизу дыра,
Посредине огонь да вода. (Самовар)

- Я бел, как снег, в чести у всех
И нравлюсь вам, да во вред зубам. (Сахар)

- На голове пуговка, в носу решето,
Одна рука, да и та на спине. (Чайник)

- Всех кормлю с охотою,
А сама безротая. (Ложка)

- Черненько, горяченько,
А все любят. (Чай)

- Чего во рту не удержишь? (Кипяток)

- Молодцы!

IV. Подведение итогов занятия:

Учитель:

- О чём мы говорили на сегодняшнем занятии?

- Вам понравилось чаепитие?

- Девочки приготовили вкусные угощения?

- Красиво ли был накрыт стол для званого чая?

(Каждому вручаются карманные календари на следующий год).

Ребята, наше занятие сегодня проходит в Международный день чая, он проводится ежегодно 15 декабря.

Вывеска и чтение плаката:

Пьем чай, а не пиво, будем все здоровы и красивы (хором).