Информационно-коммуникационные технологии в работе педагога-музыканта

Разделы: Музыка


Многие считают, что использование компьютера возможно только на “технических” занятиях, это – глубокое заблуждение. Музыка и компьютер – совершенно совместимые вещи. Интересный синтез представляет собой использование на занятиях синтезатора и компьютера. Учащимся интересно послушать произведение в исполнении педагога, самому самостоятельно попробовать исполнить произведение разными тембрами или просто поиграть понравившимся тембром.

В музыкально-образовательной деятельности могут быть использованы различные электронные издания и здесь главнейшая задача педагога – определить назначение электронного издания музыкально-образовательной направленности по цели (обучающее, развивающее, игровое) и по содержанию (электронная энциклопедия, интерактивная музыкальная игра и т.д.). Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы: музыкальные проигрыватели, музыкальные конструкторы, музыкальные энциклопедии, обучающие программы, программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки, программы для пения караоке.

Первая группа программ знакома любому пользователю персонального компьютера – это Windows Media Player, WinAmp и другие. Возможности этих программ достаточно широки: воспроизведение музыкальных файлов, построение списка мелодий, запись в различных форматах; вниманию учащихся открываются всевозможные линии, графики, которые постоянно меняются, движутся вместе с музыкой, рисуя причудливые образы. Использование данных программ в музыкально-педагогической деятельности дает педагогу возможность привлечь внимание учащихся, направить их мышление в абстрактную, образную сторону.

Одним из инструментов внедрения информационных технологий в музыкальное образование является программа Microsoft Power Point, использование которой позволяет повысить интерес учащихся к музыкально-образовательной деятельности. Данная программа дает возможность и педагогу, и ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к учебе. Методика подразумевает использование мультимедийного проектора. Создание компьютерных презентаций с использованием средств Microsoft Power Point нацелено на более глубокое изучение зарубежного и отечественного искусства. Презентации позволяют за короткое время занятия охватить огромный временной период культуры одной или нескольких стран. Они способны не только прекрасно иллюстрировать занятие произведениями живописи, музыки, но и развивать способности учащихся сравнивать, сопоставлять произведения искусства различных эпох и стилей; различные манеры исполнения произведений; проводить проверку знаний произведений композиторов и художников и умения учащимися определять их творческий почерк.

Огромную помощь в преподавании музыкальных дисциплин оказывают музыкальные энциклопедии: “Энциклопедия классической музыки”, “Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия”, “Шедевры музыки”, “Музыкальные инструменты”, “Классическая музыка”, “Популярная музыка” и др.; обучающие программы: “Музыкальный класс”, “Учимся понимать музыку”.

Работая с программой Энциклопедия классической музыки возможно использование тематических экскурсий, которые знакомят с музыкальной культурой разных стран. Текстовой материал озвучен, подкреплен видео и музыкальными фрагментами и, что важно в целях решения проблемы мотивации учащихся, уже готовыми для проверки усвоенного материала вопросами викторины с подсказками. Статьи – это основной раздел энциклопедии. Статьи содержат биографическую информацию о композиторах и исполнителях, сведения о музыкальных произведениях (их сюжетах, премьерах, истории написания), о музыкальных инструментах, о жанрах классической музыки и этапах ее развития. Можно прослушать отрывки из музыкальных произведений и просмотреть иллюстрации и видеофрагменты.

Игра с фонограммой, во-первых, облегчает работу юным музыкантам, освобождая их, как правило, от игры левой рукой; она также ставит обучающихся в жесткие рамки, сковывая их свободу исполнительства. С другой стороны, игра под фонограмму активизирует работу слуха, развивает чувство ритма, координацию движения, умение играть в ансамбле, навыки быстрого разучивания нотного текста. И самое главное - огромное желание сыграть как можно больше понравившихся пьес, а педагогу - значительно расширить учебный репертуар.

Во-вторых, тесно переплетается с исполнением произведений традиционным способом (двумя руками), тем самым позволяя использовать такой вид педагогических технологий, как здоровьесберегающие (чередование на занятии различных видов учебной деятельности).

В-третьих, облегчает работу обучающегося в плане понятия и раскрытия   эмоционально-образного фона произведения. Поскольку уже во вступлении, как правило, заложен характер музыки, ее темп, ритм, метр, а также динамический уровень произведения.

Игра с фонограммой, или как еще по-другому говорят игра “под фонограмму” - это очень удобный вид музицирования. Когда живое звучание инструмента сочетается с заранее прописанной партией сопровождения. Основная задача педагога, занимающегося данным видом деятельности, научить обучающегося слышать, ощущать своего невидимого партнера, уверенно идти за ним, поскольку именно этот “партнер” и задает основной настрой исполняемой музыке. 

Большой успех того, как в конечном варианте прозвучит произведение, зависит от качества прописанной фонограммы, правильного подбора инструментов, четкого прослушивания метроритмической основы исполняемой музыки, точного соотношения звучания исполнителя и звучащей фонограммы. Важным моментом здесь является и то, на какой аппаратуре будет воспроизведено сопровождение, точная сбалансировка соотношения звучания живого исполнения и аккомпанемента, акустических особенностей помещения. Все это должен предусмотреть и проконтролировать педагог.

Какие же трудности могут возникнуть у обучающихся и у педагога, выбравших данный вид музицирования?

Игра без электронного сопровождения дает большую свободу в выборе темпа, возможность отклонения от него в процессе игры, что не всегда хорошо. Тогда, как фонограмма держит исполнителей в жестких рамках, и юным музыкантам следует в процессе игры всегда четко контролировать ситуацию, ощущать сильную (первую) долю, т.е. быть ведомым за аккомпанементом. Поэтому уже с первых долей вступления важно уловить темп, метр, пульсацию, динамический фон аккомпанемента и слиться воедино с воображаемым “ансамблистом”.

Вся подготовка к выступлению должна проходить под чутким контролем педагога, потому, что только он может объективно оценить результат деятельности своего ученика.

Игра под фонограмму – хорошо это или плохо? Это спорный вопрос. Немало противников среди педагогов, выдающихся музыкантов и т.д. игры под фонограмму. С одной стороны, фонограмма сковывает свободу исполнения, ставит ее в жесткие рамки, отводя на второй план высокохудожественное исполнение произведения.

   С другой стороны, немало произведений оригинальных или в переложении написаны на основе устойчивого метроритма. А современные возможности записи фонограммы позволяют варьировать ритм, балансировку динамики, насыщенность звучания. Игра под фонограмму обогащает звучание аккордеона, активизирует работу слуха, развивает чувство ритма у обучающихся.

Электронное музыкальное творчество сегодня - это деятельность на основе цифрового (компьютеризованного) музыкального инструментария. Клавишный синтезатор, включенный в состав ансамбля народных инструментов, в данном случае, аккордеонов и баянов, позволяет значительно обогатить коллективное творчество обучающихся. Но введение его в состав ансамбля требует определенных знаний и подготовки педагога. Необходимо выбрать из большого количества электронных тембров те, которые наиболее подходят данному произведению. Затем скорректировать  фактуру изложения для всего ансамбля. Иногда бывает необходимо ввести те или иные поправки в тембры синтезатора или даже создать их новые оригинальные разновидности, вводя в состав ансамбля некие виртуальные музыкальные голоса.

Включенный в состав ансамбля синтезатор, значительно обогащает звучание ансамбля в целом, дает огромную возможность в выборе инструментов, стилей исполнения, темпа и др. А в конечном итоге – способствует развитию музыкального мышления обучающихся, их творческой инициативы, активизации в более полной мере их музыкальных способностей, дает неограниченный простор в выборе исполняемой музыки.

Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением ИКТ. Разработан комплект музыкально-дидактических игровых пособий с аудио приложениями: “Песня, танец, марш”, “Зайцы на полянке”, “Кого встретил колобок”, “Музыкальные птенчики”, “Три цветка” и др.

Музыкально-дидактические игровые пособия с аудио приложениями предназначены для организации самостоятельной и совместной деятельности детей, направлены на накопление опыта восприятия музыки, формирование представлений о музыкальных звуках и их свойствах, развитие музыкального слуха у детей, ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, творческого процесса, инициативы, свободы выбора, развитие коммуникативных качеств. Используются в индивидуальной работе для закрепления полученных знаний по образовательной области “Музыка”.

Таким образом, творчество юных музыкантов становится более многогранным и увлекательным. Поэтому, в целом, цифровые инструменты для ансамбля - это чрезвычайно ценное средство музыкального обучения.

А также, информационно-коммуникационные технологии в работе педагога-музыканта по классу аккордеон, предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности современных детей.

Список литературы

  1. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для высш. учеб. заведений, М. “Академия”, 2012.
  2. Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании: аналитический обзор / Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. М., 2011.
  3. Комарова, Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. С. Комарова — М., 2011. С.128.
  4. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М., изд. “Педагогика”, 2009.
  5. Шнабель А. Моя жизнь и музыка // Исполнительское искусство зарубежных стран. М., 2010.
  6. Юцевич Ю.Е. Словарь музыкальных терминов. – Киев, издательство “Музычна Украйина”. 2010.