Родительское собрание для родителей будущих первоклассников "Три встречи"

Разделы: Работа с родителями


Встреча 1. Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению

Данную встречу удобнее провести в формате педагогической гостиной или круглого стола, когда специалисты (психолог, педагог, завуч, врач-педиатр) и родители в свободном общении уточняют свои позиции-ожидания относительно готовности детей к школе. В заключении встречи родителям предлагаются буклеты (см. приложении к материалам). Материал для выступления психолога может быть таким:

Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению

Одним из важнейших итогов дошкольного периода развития должна стать готовность ребенка к школьному обучению. Что такое “готовность к школе”?

По данным опроса родителей дошкольников взрослых, в основном, волнуют два вопроса — здоровье детой и их подготовка к школе. Если для решения первой проблемы родители стараются обращаться к специалистам — медикам, физиологам, практикам, имеющим большой опыт, то, сталкиваясь со второй, пытаются выйти из нее самостоятельно. Они просто начинают обучать детей как можно раньше, превращая семью, детский сад, кружок в “маленькую школу”. Такой подход не оправдал себя: с каждым годом появляется все больше детей, которые психологически не готовы к школе, несмотря ни на какие усилия со стороны родителей и педагогов. В чем же дело?

Психическое развитие детей идет не плавно и линейно, а скачкообразно, определенными периодами. Каждый период возникает на основе другого. Если по каким-либо причинам развитие ребенка на одном из этапов было неполноценным и он не освоил свойственной для этого периода деятельности, то на следующем этапе он будет испытывать серьезные трудности, и его развитие будет идти искаженным путем. Применительно к интересующей нас проблеме это означает следующее: малыш будет готов к школьному обучению и сможет безболезненно перейти от дошкольных форм обучения к специфически школьному обучению, если будет иметь полноценное психическое развитие в дошкольном возрасте. С психологической точки зрения полноценное психическое развитие обеспечивается ведущей деятельностью каждого этапа и его возрастным психологическим новообразованием. Для дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, а возрастным психологическим новообразованием — воображение. Поэтому если малыш не доиграл, не овладел всеми видами игры, его воображение окажется неразвитым, и он не сможет легко обучаться в школе в силу своей психологической неподготовленности.

При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту у ребенка происходят серьезные изменения в психике, в структуре его личности, что и обеспечивает ему готовность к новой, более сложной ведущей деятельности — учению.

Качественные изменения в психическом развитии дошкольника Л.С. Выготский называл “кризисом семи лет”. Для того чтобы объяснить принципиальную разницу между психологией дошкольника и психологией ребенка, пережившего кризис семи лет и поэтому готового к школьному обучения, Выготский приводил такой пример.

Мальчик, страдающий врожденным дефектом (хромотой), смотрит в окно и видит, что дети во дворе играют в футбол. “Я пойду во двор”, — говорит мальчик. “Ты забыл, — спрашивает мама, — как вчера ты просился играть? Вернулся весь в слезах, жаловался, что ребята тебя обижали, и обещал никогда не ходить к ним”. “Это было вчера, — отвечает мальчик, — а сегодня все будет по-другому!” И он радостно убегает во двор. Проходит совсем немного времени, и мальчик с ревом возвращается к маме и жалуется ей на ребят. Он грозит им из окна кулаком и сквозь слезы говорит, что больше никогда не пойдет в этот “проклятый” двор к этим “плохим” мальчишкам, а будет сидеть дома с мамой. Но наступает следующий день, мальчик видит, что футбольная команда уже в сборе, и снова с радостью бежит во двор играть в ненавистный еще вчера футбол.

Но вот проходит совсем немного времени, и уже знакомый нам мальчик сидит дома и не просится не только играть в футбол, но даже и просто гулять. На предложение мамы пойти погулять на улицу он отвечает, что вообще не любит гулять, а предпочитает посидеть дома и почитать. Это уже характерно для поведения младшего школьника. Что же произошло? По словам Л.С. Выготского, мальчик научился обобщать свои переживания. Его эмоции стали “умными”, они помогают ему ориентироваться в окружающем мире и предупреждать неприятные переживания. Ребенок теперь способен предвидеть нежелательные для себя ситуации и сознательно избегать их.

На аналогичный пример ссылался в своих лекциях и Д.Б. Эльконин. Малыш научился играть в шашки, и как только папа приходит домой, он бежит в прихожую с доской под мышкой и предлагает поиграть в шашки. Отец твердо решил не поддаваться сыну и выигрывает каждую партию. Мальчик расстраивается, плачет, говорит, что шашки плохая игра, что он не любит в них играть, никогда больше не возьмет в руки шашечной доски. Но вот наступает следующий вечер, и малыш опять терпеливо ждет папу в прихожей с доской под мышкой. “Ты же будешь плакать”, — говорит ему отец. “Нет, сегодня точно не буду”, — обещает сын, но не проходит и десяти минут, как снова слышится громкий плач. Но вот однажды... Папа вдруг обратил внимание, что уже несколько дней сын не ждет его и не предлагает традиционную партию в шашки. “Пойдем поиграем в шашки”, — зовет он сына. “Нет, — отвечает мальчик, — я пойду поиграю с Петькой, он играет еще хуже меня”.

Ребенок от дошкольного переходит к “взрослому”, сознательному поведению, которое позволяет избежать неприятных эмоций. Малыш предполагает, что игра в шашки с папой кончится для него плохо, и идет играть к соседскому Петьке, чтобы заведомо получить удовольствие — обыграть его.

Эти на первый взгляд незначительные изменения на самом деле представляют собой глубокую личностную перестройку, которая помогает ребенку стать более взрослым, перейти на следующую возрастную ступень — младший школьный возраст, овладеть новой для себя деятельностью — учебной.

Эмоциональная функция потому называется центральной психической функцией дошкольников, что к концу дошкольного периода она становится произвольной. Умение управлять своими эмоциямиодин из существенных признаков готовности к школе. (1). Это умение влечет за собой важные последствия. Например, позволяет ребенку при постановке задачи ориентироваться на логические смысловые отношения, отраженные в условиях, а не на ее конкретные детали. Вот учительница на уроке в первом классе предлагает первоклассникам задачу: “Дети поехали за грибами. Мальчики собрали 5 грибов, девочки — на 2 гриба больше. Сколько грибов собрали дети?”. Одни дети начинают считать, а другие дети сразу поднимают руки и забрасывают педагога вопросами: “А куда ездили дети?”, “А им мама разрешила?”, и воспоминаниями: “А мы в прошлом году собрали целое ведро грибов”, “А я в лесу видела мухомор” и т.п. Дети второй группы не могут воспринять смысловые отношения задачи. Их поведение характеризует низкую школьную готовность. Таких малышей очень много среди шестилеток.

Другое важное следствие и, соответственно, показатель готовности к школе — способность к учебным действиям. (2). Учебные действия являются важнейшим элементом учебной деятельности. Это означает, что ребенок готов воспринимать инструкцию и действовать по инструкции.

Третьим компонентом психологической готовности ребенка к обучению в школе является отношение к самому себе. (3). Самооценка дошкольников всегда завышена. Учебная же деятельность предполагает высокий уровень контроля, который должен базироваться на адекватной оценке своих действий и возможностей.

Завышенная самооценка свойственна ребенку дошкольного возраста не в силу его нескромности и бахвальства, а в силу того, что он не умеет смотреть на себя со стороны и видеть других с разных сторон, не знает, как анализировать и сопоставлять свои и чужие работы.

Поэтому личностному развитию ребенка, являющегося по уровню психического развития дошкольником, несвоевременно севшему за парту, отметочная система может нанести непоправимый урон.

Таким образом, готовность к школе — это не сумма каких-то пусть даже очень важных, “взрослых” и необходимых для школы знаний, умений и навыков, а определенное звено в цепи психического развития, достигшего определенного уровня, характеризуемого проявлением управляемых (“умных”) эмоций, способностью предвосхищать исход ситуации, умением выйти за ее пределы и, таким образом, управлять ею. А структурными компонентами психологической готовности к школе являются:

  • умение ориентироваться на логические, смысловые отношения в условиях задачи;
  • способность к учебным действиям (способность воспринимать инструкцию и действовать по инструкции);
  • отношение к самому себе в виде адекватной самооценки.

Однако не все дети к началу школьной жизни оказываются готовы к обучению. Таким детям требуется специальная работа по коррекции развития.

Поскольку все компоненты психологической готовности детей к обучению в школе, несмотря на их разнообразие, в совокупности характеризует единое целое — психологическое новообразование кризиса семи лет, — можно назвать и единое средство, используемое при коррекции психологической неподготовленности к школе: это игровая деятельность. Действительно, если понимать психологическую готовность к школе как уровень психического развития, то сроки ее возникновения прямо и непосредственно связаны с условиями предыдущего развития и, конечно, не могут не касаться ведущей деятельности дошкольного возраста — игры. Но, поскольку игра неоднородна, да и сами компоненты психологической готовности к школе весьма разнообразны, можно выделить разные виды игр, способствующих возникновению и развитию в недрах дошкольного возраста отдельных компонентов психологической готовности детей к школе.

Встреча 2. “Познавательная активность”

Данная встреча освещает вопросы интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. Данный аспект наиболее понятен и популярен у родителей. Смысл встречи заключается в том, чтобы в совместном общении определить круг знаний, необходимых ребенку и способы формирования познавательной активности. Используемые тесты можно предложить родителям заранее.

Вступительное слово ведущего: “Все мы хотели бы воспитать в детях активность, инициативность, увлеченность, практичность, стойкость к неудачам, развить в них аналитический склад ума, интуицию, энергичность”.

Приветствие родителей: собственное имя, имя ребенка, какую черту вы уже можете отметить у своего ребенка и какую хотели бы в нем воспитать?

Объявление темы встречи. Опрос родителей по кругу: Какой смысл вы вкладываете в понятие “познавательная активность дошкольника”? Отмечаете ли вы у своего ребенка познавательную активность?

Игровая пауза: “Все слова на букву…” (перекидывая мяч родители называют существительные на определенную букву, темп постепенно убыстряется). Комментарий ведущего: игры подобного рода (найди все предметы определенного цвета, найди все предметы определенной формы, найди предметы определенного размера) хорошо развивают наблюдательность, скорость реакций, мыслительные процессы.

Познавательная активность. ПА – это активность в процессе познания, заинтересованность в принятии информации, желание уточнить, углубить знания, усвоить способ познания, действия и применять его на практике. Для формирования познавательной активности необходимо развивать мыслительные операции – сравнение, анализ, синтез, классификацию, обобщение и т.д.

Работа в группах: какие вопросы вас интересуют, касающиеся обсуждаемой темы? (3–5 минут)

Вопрос 1. Как сформировать в ребенке познавательную активность? Как увлечь его знаниями?

Давайте попробуем выполнить следующее задание: 1) написать на листочке свое имя; 2) написать ассоциацию со словом; 3) со звуком; 4) с чувством; 5) с цветом; 6) с образом; 7) с формой. Время на каждую ассоциацию – 15 секунд. Если ассоциация не возникает сразу, то следует поставить прочерк. После выполнения упражнения все читают карточки друг друга.

Рефлексия: Что нового узнали о себе и о других? Что удивило? Все ли ассоциации к имени найдены? Говорит ли вам это о чем-то?

Вывод: есть много способов выражения знания, например через основные чувства – слух, зрение, осязание. Детям свойственно познавать через чувственный опыт. Ребенку необходимо потрогать, пощупать, рассмотреть, понюхать предмет, сравнить его с другими, задать вопросы, сопоставить, порассуждать, выделить главное. В процессе познавательной деятельности у дошкольника должны быть задействованы все чувства. Только в 5-6 лет начинает формироваться аналитико-синтетическая деятельность, то есть умственные операции на основе представлений.

Демонстрация. Тест “Колпачок”.

Ведущий предлагает записать возникшую ассоциацию на слово “колпачок”, затем – предлагается проанализировать свою ассоциацию с увиденным – набором колпачков разного размера, цвета, формы. После этого по кругу зачитываются все записанные ассоциации.

Рефлексия: что вы увидели, почувствовали, услышав ассоциации других участников? что поняли?

Вывод-обобщение: демонстрация показывает значимость и индивидуальность процессов восприятия. Мы действуем представлениями, которые не всегда совпадают с реалиями. Это необходимо учитывать в процессе обучения дошкольника.

Вопрос 2: Что способствует развитию познавательной активности? (Привлечение внимания родителей к предметной среде кабинета психолога):

  • Занимательные задания и задачи
  • Проблемно-поисковые задания
  • Творческие задания
  • Интегрированная деятельность
  • Эксперимент
  • Положительное эмоциональное отношение к явлениям и предметам

Задача родителей привлекать внимание и интерес, эмоционально поддерживать интерес ребенка познавать, учить преодолевать трудности, показывать на примере способы получения информации. А как можно определить готовность ребенка к школе?

Для родителей предлагается специальная методика самопроверки, с помощью которой определяется готовность ребенка к школе (Приложение 1). Родители отвечают на вопросы теста. Ведущий организует обсуждение.

Рефлексия встречи. Итак, ПА – это желание познать, умение мыслить, умение ставить цель и достигать успеха. Свободное общение и отзывы родителей.

Встреча 3. “Семья – семь “Я””

Коммуникативная компетентность – важный компонент готовности к обучению в школе. Когда в семье – первоклассник, происходит изменение уклада семейной жизни. В этот момент важно объединение семьи. Предлагаем рассмотреть данный компонент в рамках темы “Семья – семь “Я”, что, безусловно, будет способствовать сближению членов семьи друг с другом. По окончанию встречи родителям предлагаются “Рекомендации по развитию положительных эмоций ребенка”.

Игра “Приветствие”.

Ведущий. Для начала давайте поприветствуем друг друга. У меня в руках мяч. Каждый, кто получает мяч, будет называть свое имя и повторять имена предыдущих участников. Итак, мое имя…

Игра “Похвали себя”.

Ведущий, Перед вами небольшой опросник “Какая (ой} я?” (см. приложение 1). В нем перечислены черты, которые встречаются у многих людей. Выберите те, которые описывают положительные стороны вашей личности. Похвалите себя.

Приложение 1

Я ________________

Добрая, рациональная, мечтательная, красивая, умная, удачливая, успешная, смешливая, модная, вдумчивая, беспечная, стремительная, непоседливая, легкая на подъем, добродушная, словоохотливая, здоровая, счастливая, радостная…

Упражнение “Символ семьи”.

Родители объединяются в группы по 4-5 человек.

Ведущий. Семья — это та крепость, те стены, за которыми наши дети чувствуют себя в безопасности. ЕСЛИ стены рушатся, то защищаться от невзгод и бурь жизни приходится под развалинами этих стен. Но стены должны быть. Каждый из вас, когда рассуждает о семье, вкладывает в это свой собственный смысл, что-то личное, что-то важное для него. Сейчас каждой группе необходимо придумать и изобразить символ вашей новой, только что созданной “семьи”, а также девиз. Время выполнения — 3-5 минут. По завершении каждая группа (семья) демонстрирует девиз и символ.

Игра “Дорисуй фигуру”.

Ведущий. У каждого из вас есть дети — мальчики и девочки — абсолютно разные Каждый ребенок — индивидуальность, со своими чувствами, фантазиями, своим восприятием мира. Все мы были детьми, любили фантазировать, выдумывать, приукрашать. Поэтому сейчас я предлагаю вам вернуться в детство.

Участникам команд предлагается шесть фигур на листе (треугольник, квадрат, круг, зигзаг, овал, пятиугольник), которые необходимо дорисовать и превратить в законченные изображения на тему “Семья”. Важно постараться, чтобы изображения выглядели как можно более неожиданно, фантастически. Для работы используются карандаши, фломастеры, маркеры, восковые мелки. После этого все группы (семьи) демонстрируют полученные изображения друг другу.

По окончании задания работы вывешиваются на доске.

Диагностическое упражнение “Домик”.

Ведущий. Конечно, каждый из нас хотел бы узнать про свою семью. Правильно ли мы общаемся с мужем (женой), детьми, своими родителями? Существуют ли пробелы в воспитании детей? и т.д. Чтобы ответить на эти и другие вопросы, следует выполнить упражнение “Домик”. Каждый родитель рисует на листе формата А4 (или А5) домик с шестью окошками. После этого ведущий просит расселить в этом домике свою семью. Рисунки родителей не обсуждаются! Происходит самоанализ.

Тест “Имя существительное”.

Ведущий. Предлагаю продолжить самоанализ своего состояния и состояния своей семьи. Инструкция: за 1 минуту необходимо написать как можно больше существительных. Анализ: какие существительные названы в числе первых трех? Если, например, муж, дом, ребенок, то это хорошо.

Упражнение “Азбука эмоций” (рефлексия).

После завершения встречи каждому родителю предлагается описать свои эмоции и настроение. Оформляется “Азбука эмоций”. Также родителям предлагается ответить на вопросы:

— Что вы думаете о прошедшей встрече?

— Что было для вас важным, полезным?

— Что вам понравилось (не понравилось)?

Заключительное слово ведущего.

Ведущий. Если вы находитесь здесь, значит, у вас есть семья. Полная или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет—это все на втором плане. Главное — что она у вас есть. Цените и берегите ее, потому что именно она нужна вам и вашим детям для душевного комфорта. Эта ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой — приспособить к жизни в обществе.

По завершении встречи родителям предлагаются “Рекомендации по развитию положительных эмоций вашего ребенка” (Приложение 2) и “Мудрые советы родителям будущих первоклассникам” (Приложение 3).