Урок обществознания по теме "Гражданское общество". 11-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Цель: показать сущность и значимость гражданского общества.

Задачи:

образовательные: дать понятие гражданского общества как основного института политической системы; познакомить с его особенностями, признаками и функциями; выяснить взаимосвязь государства и гражданского общества;

развивающие: развивать критическое историческое мышление, формировать навыки работы с различными видами источников (учебник, раздаточный материал), умения находить, критически оценивать и систематизировать полученную информацию, видеть причинно-следственные связи, развивать коммуникативные навыки;

воспитательные: воспитывать правовую культуру учащихся, активную жизненную позицию, самостоятельность суждения.

Тип урока: изучение нового материала.

Технологии: технология развития критического мышления, ИКТ.

Методы обучения:

  • словесный;
  • частично-поисковый;
  • наглядно-иллюстративный.

Формы обучения:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • коллективная.

Оборудование.

  1. Обществознание: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений: профил. уровень/ под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2008.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Раздаточный материал (тексты документов).
  4. Презентация к уроку.

Этапы урока.

  1. I этап. Вызов (10 мин.)
  2. II этап. Осмысление (30 мин.)
  3. III этап. Рефлексия (20 мин.)
  4. Подведение итога (18 мин.)
  5. Домашнее задание (2 мин.)

Результаты урока.

Знать:

  • Что такое гражданское общество?
  • Признаки, функции, структуру исторические типы гражданского общества.
  • Взаимосвязь государства и гражданского общества.
  • Причины и условия формирования гражданского общества.

Уметь:

  • Анализировать текст.
  • Объяснять смысл понятий.
  • Самостоятельно формулировать понятия.
  • Делать выводы.
  • Работать над проблемными заданиями.
  • Критически воспринимать текстовую информацию.
  • Составлять кластеры по теме.
  • Отстаивать собственную точку зрения.

Ход урока

1. Вызов

Задача: создание положительной мотивации, включение учащихся в деятельность.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Учитель обращает внимание учащихся на ситуацию.

Вопросы: О чем говорит ситуация? Что вы увидели? Какова реакция граждан на это событие?

После обсуждения задает проблемный вопрос: если государственные службы не способны решить проблемы, кто должен взять на себя ответственность?

Составьте таблицу № 1 и заполните первые две колонки.

Учитель совместно с учащимися формулирует цель урока.

Знакомятся с ситуацией (Приложение 1) на слайдовой презентации. Учащиеся отвечают на вопросы.

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопрос.

Составляют и заполняют первые две колонки таблицы № 1 (Приложение 2)

Высказывают свои предложения цели урока

Результаты: побуждение учащихся к активности. Организация деятельности обучающихся по постановке и принятию целей изучения темы урока.

2. Осмысление

Задача: изучить документы для выявления признаков и типов подсистем гражданского обществ; формировать умения: выделять главное, самостоятельно планировать работу, подводить итог.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Учитель делит учащихся на группы. Раздает каждой группе рабочий лист урока, содержащей задания.

1 группа – Признаки гражданского общества

2 группа – Функции гражданского общества

3 группа – Исторические типы гражданского общества

4 группа – Условия существования гражданского общества

Обеспечивает консультирование и координирование работы учащихся.

Учащиеся выполняют задания рабочего листа урока (Приложение 3), самостоятельно работая с учебником §18 (с. 187-191) и документом

Учащиеся работают в группах по 4-5 человек.

 

Во время активного чтения (Приложение 4) по документу (Приложение 5) они используют маркировочные значки.

V знаю + новое знание

? Непонятно

Результат: восприятие и усвоение полученной информации.

3. Рефлексия

Задача: проверка усвоения материала

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Объявляет о выступлении групп. Каждая группа представляет результаты своей

работы.

1 группа – Признаки гражданского общества

2 группа – Функции гражданского общества

3 группа – Исторические типы гражданского общества

4 группа – Условия существования гражданского общества

4. Итог

Задача: сформулировать собственное определение понятия “гражданское общество”.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Учитель предлагает ряд определений понятия “гражданское общество”.

Задание:

1. Прочесть внимательно определения и выделить особенности каждого определения.

2. Сформулировать свое определение понятию “Гражданское общество”, работая в группах.

Обеспечивает консультирование и координирование работы учащихся.

II. Возвращение к началу урока, мотивационной ситуации.

Задает вопросы:

  1. Для чего нужны объединения людей?
  2. Существует ли в современной России гражданское общество?

Обращает учащихся к слайдовой презентации:

- Выбрать из списка объединения, относящиеся к гражданскому обществу

Возвращает учащихся к таблице № 1 для заполнения последней колонки.

III. Составить свою модель взаимодействия гражданского общества и государства

- Определите своё место на этой модели

 

 

 

Учащиеся читают определения, ищут особенности

Составляют своё определение понятия “гражданское общество”.

Зачитывают свои определения.

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы.

 

 

 

Выбирают из списка объединения (Приложение 6), относящиеся к гражданскому обществу.

 

Заполняют последнюю колонку таблицы № 1 (Приложение 2)

 

Составляют собственную модель

Выводят в процессе споров общую модель

5. Домашнее задание

Задача: дать установку на отработку определенных умений. Творческие задания по группам.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Задает группам творческое задание:

1. Прочитать § 18 с.187-192;

2. Придумать проект своей собственной организации, которая может стать составной частью формирующегося гражданского общества России.

Выставление отметок за работу в журнал.

Записывают домашнее задание

Результат: Определение степени соответствия целей, поставленных перед учениками, и достигнутых результатов. Выявление текущих затруднений ученика и класса. Создание психологически комфортной образовательной среды для дальнейшей мотивации ученика к успешной учебной деятельности.