Интегрированный внеклассный проект "Путешествие во времени"

Разделы: Внеклассная работа, Коррекционная педагогика


Цели:

  • Обобщить и систематизировать знания по русскому языку и истории через занимательные коррекционные упражнения и задания.
  • Активизировать речевую и познавательную деятельность; развивать память, внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма, музыкальный слух.
  • Воспитывать интерес к русскому языку и истории, дружбу, доброжелательное отношение друг к другу.

План занятия:

  1. Выход звездочётов (1-й звездочет– учитель истории, 2-й звездочет– учитель русского языка).
  2. Сообщение темы и целей занятия в занимательной форме.
  3. Работа с лентой времени (1-й звездочёт).
  4. Рассказ 2-го звездочёта о появлении первой славянской азбуки.
  5. Игра « Буквы утонули». Составление слова книга.
  6. Рассказ 1-го звездочёта о рукописных книгах и о начале книгопечатанья на Руси.

    Задания:     
    а) назвать превосходство печатных книг над рукописными.;
    б) выбрать новое для печатания книг в XVI веке.

  7. Второй звездочёт предлагает следующие задания:

    а) объяснить значения слов;
    б) разгадать загадки о частях речи.

  8. На протяжении всего занятия 1-й звездочёт (при включении «Машины времени»)  предлагает выполнять движения,  имитирующие полёт.
  9. 2-й звездочёт проводит лексическую работу со словом прогресс.
  10. Расшифровка смс- сообщения.
  11. Выход инопланетян с планеты Рус-ист. Танец. Обращение к присутствующим в зале. Напутствие.
  12. Восстановление послания.
  13. Итог.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Выход звездочетов

1 звездочет. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы собрались в этом светлом зале, чтобы совершить путешествие во времени.

2 звездочет. Для этого нам понадобится машина времени, которую мы изобрели. А кто мы, вы догадались?

1 звездочет. Мы – звездочеты, которые считают сколько звезд на небе и сколько на Земле.

2 звездочет. И вы, все, сидящие перед нами – звездочки, и поэтому мы надеемся, что вы в нашем путешествии будете блистать своими знаниями по истории и русскому языку, будете внимательными, активными и доброжелательными.

1 звездочет. Ну что, вы готовы совершить путешествие? Тогда взлетаем. (Музыка, машина времени, дети под музыку выполняют движения).

1 звездочет. Люди с древних времен принимали за одну из единиц времени век. А век – это сколько лет? (100). Давайте сейчас посмотрим, в каком веке мы находимся? (В 21 в., показ по ленте времени). Перемещаемся дальше на машине времени. Назвать века, сквозь которые мы пролетаем. Века назвать, показать на ленте времени. Последний – 9 в.

– Мы приземлились в 9 веке. А знаете почему?

2 звездочет. Потому, что в IX в. появилась первая славянская азбука.

В семье славянина в греческом городе Солуни родились два брата: Кирилл и Мефодий. Они получили хорошее образование. Кирилл стал священником. А кто такой священник? (Служитель церкви). А Мефодий поступил на военную службу, а затем ушел в монастырь. Они перевели все церковные книги с греческого на славянский язык, ведь если славяне будут иметь книги на родном языке, то у них быстрее распространится христианство. Кирилл составил первую славянскую азбуку. За основу взял греческий алфавит. Некоторые буквы прибавил из других азбук, некоторые придумал сам. Так получилась славянская азбука из 38 букв. По имени Кирилл ее назвали Кириллица.
– Как назывались первые три буквы кириллицы?
– А как в современной азбуке называются эти буквы?
– В нашей стране до сих пор помнят двух братьев и пользуются их азбукой.
– А сколько букв в нашем алфавите? (33). Остальные 5 утратили свое значение.

Упражнение «Буквы утонули»

 На картинке изображена тарелка. В ней находятся буквы, из которых нужно составить слово. Составляют слово книга.
– А вам интересно, почему составили именно это слово? Тогда полетели дальше. (Работает машина времени, звучит музыка, дети выполняют движения).

1 звездочет.  Попали мы в 16 век.

– Сначала книги писали от руки самые грамотные люди на Руси – монахи.
– А это удобно, быстро?  (Нет, медленно).
– Писали пером, тщательно выводя каждую букву. Когда страница заканчивалась, на ней надо было высушить чернила и только после этого можно было приступать к следующей странице. Писали на пергаменте (специально обработанной телячьей коже, после обработки она становилась тонкой, ее высушивали, а затем нарезали ровными кусками).
Над каждой книгой работали по нескольку лет. Обложку изготавливали из доски, доску обтягивали кожей или дорогой тканью. Поверх которых прикрепляли различные украшения из золота, серебра и драгоценных камней.
Книга была величайшей ценностью. Ее хранили, берегли и передавали своим детям и внукам как самое большое богатство. Книги могли позволить себе только самые богатые люди. И вот в 16 веке появляется печатный станок Ивана Федорова. Если раньше от руки за один день можно было написать 1 стр., то напечатать на станке могли 100 стр. Поэтому печатные книги были дешевле рукописных. Благодаря книгопечатанию в школах появились учебники.

Задание. Назвать, в чем было превосходство печатной книги над рукописной.

– меньше времени тратилось на ее издание,
– больше людей имели возможность читать их;
– четко и разборчиво написан текст;
– неудобно хранить;
– стоили дороже.

Подумайте и выберите, что нового применялось для печатания книги в 16 веке:

– станок;
– гусиное перо;
– пергамент;
– береста;
– шрифт;
– краски, чернила.

2 звездочет. А я хочу узнать значение вот этих слов:

первопечатник – человек, который первый стал печатать книги;
рукописные книги;
переписчики – переводят, переписывают заново;
азбука – совокупность букв, принятых в письменности и расположенных в определенном порядке;
монах – живет в монастыре.

– А в каком времени мы побывали? (В прошлом).
– А сейчас я хочу загадать вам загадки. Они о частях речи.

Я и крышка, я и кружка,         Я самое ласковое и большое            Очень я люблю побегать,
Я и лампочка                           Я самое доброе и дорогое                Еще больше полежать,
И стружка                                 Я самое сильное, самое смелое,      Очень я люблю попрыгать,
Я и яблоко и свет                    Я лучшее, милое, синее, белое.       Еще больше умножать.
В общем, я любой предмет.    (Прилагательное).                           А еще читать и кушать,
(Существительное).                                                                          А еще писать и слушать. (Глагол).

– Найдите из слов загадок, которые перед вами, части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

1 звездочет. А какой глагол мы сегодня не раз употребляли в своей речи? (Полетели).

Звучит музыка, работает машина времени, дети выполняют движения.

– Мы побывали в прошлом, а сейчас вернулись в настоящее.
– С каждым веком человек усовершенствует свою жизнь. Наступает прогресс.

2 звездочет. А что такое прогресс? (Это движение, улучшение в процессе развития).

– А в чем прогресс коснулся  каждого из вас? Что у вас появилось нового? (Телефон, компьютер, интернет).

1 звездочет. А как вы думаете, сколько людей пользуется Интернетом?

– А какая от него польза? (Общение, получение и обмен информацией, обучение, повышение культурного уровня многое другое). Сейчас трудно представить современную жизнь без компьютера и телефона

2 звездочет. Вчера мне пришло СМС-сообщение, но я не поняла, о чем идет речь. Поэтому я перенесла его на бумагу и надеюсь, что вы поможете его расшифровать. Расшифровали и прочитали.

– К вам летят с посланием жители планеты Рус-ист.
– Почему планета так называется? (Там очень любят русский и историю).
– А если бы мы просто взяли слово русист (ученый, занимающийся русским языком, литературой, культурой), мы имеем право его так переносить? (Нет).

Выход инопланетян. Танец.

1-й ребенок. Мы приветствуем вас, земляне.
2-й ребенок. Мы прилетели из будущего.
3-й ребенок. С планеты Рус-ист.
1-й ребенок. Мы долго наблюдали за вами и пришли к выводу, что лучше детей, чем на вашей планете нет.
2-й ребенок. С нашей планеты мы доставили послание.
3-й ребенок. Но пока летели – растеряли слова. Помогите восстановить послание. Текст послания: «Мы  – жители планеты Рус-ист желаем вам счастья и добра. Давайте дружить!»

– А сейчас попросим всех встать в хоровод. Заключительная песня «Мы желаем счастья вам».

Приложение 1