Сингапурская методика на уроках обществознания

Разделы: История и обществознание


В условиях современного общества уже невозможно жить старыми концепциями образования, когда единожды полученные знания были достаточны для дальнейшей жизни, сейчас  же  надо брать на вооружение концепцию «пожизненного обучения». Учеба сегодня не заканчивается выпускным балом, каждому человеку, на протяжении всей жизни нужно постоянно осваивать новые и новые навыки. Кстати двум из них мы должны научить современного ученика – это умение отслеживать появление новых доступных навыков и умение оценивать свои потребности в обучении. Мы должны донести до учащихся  мысль, что необходимо вкладывать инвестиции в личный человеческий капитал: то есть самостоятельно взять на себя ответственность за своё обучение, иначе можно застрять в прошлом. Это первое. Мы ведем слишком малоподвижный и вредный образ жизни и наша задача на ближайшие годы – продление жизни и поддержание здоровья каждой отдельной личности. Наполнить жизнь здоровьем и молодостью, брать на себя ответственность за поддержание организма в порядке мы должны научить детей. Образование должно быть здоровьесберегающим. Это второе. Очень важно научиться управлять своей жизнью. В век сверхвозможностей за их неиспользование можно винить только себя. Необходимо научиться ставить личные и профессиональные цели и достигать их. Совершать ошибки и исправлять, не бояться мыслить нестандартно. Освоить технику «лайфхакинга» (взлом мироздания), то есть технику критического мышления. Это третье.

Я стараюсь сама придерживаться этих правил и стараюсь этому научить своих учеников. Два года назад в Татарстане стартовала программа «Совершенствование качества преподавания в РТ» совместно с Сингапурской компанией Educare. Система образования Сингапура была создана практически с нуля и за последние 45 лет смогла достичь высокого уровня эффективности. Сингапурские школьники стабильно показывают лучшие результаты в международных тестах знаний. Сингапур обогнал многие развитые страны по качеству образования. Система обучения там опирается на следующие модули: совместное обучение; развитие критического мышления; развитие креативности и инноваций в образовании через проблемно-ориентированное обучение.  Учитель становится менеджером, программистом урока, тьютером, а ученики овладевают умениями найти нужную информацию и превращать их в знания, творчески самообразовываясь при этом. Основная особенность проблемно-ориентированного подхода к образованию заключается в том, что в центре образовательной программы стоит не отдельная дисциплина, а некая проблема. Это требует определенного подхода к обучению учащихся. Можно выделить четыре основных компонента такого подхода. Это учебные задачи (learning tasks); информация, требуемая для их выполнения (supportive information); информация по выполнению определенных процедур (procedure information); отработка практических навыков (part-task practice).Учебные задания должны отвечать нескольким требованиям. Прежде всего, они должны быть взяты из реальной практики. Это могут быть сценарии, составленные преподавателями на основе практики, или даже проблемы, пока не имеющие решения: можно привлекать к исследовательской работе. Последовательность учебных заданий необходимо строго выдержать от простых к сложным.. Справиться с заданием ученик может только с помощью преподавателя, соучеников и большого количества дополнительной самостоятельной работы. При этом, чем старше учащийся, тем больше роль самостоятельных занятий и тем меньше он нуждается в поддержке преподавателя для выполнения учебных задач. Один из важных элементов проблемно-ориентированного подхода – специфическая форма оценки знаний учащихся. Его основная цель – оценить их прогресс. Кроме того, учащиеся должны понимать, что они должны знать «на выходе», а преподаватели – какие знания у их учеников «хромают» больше всего. Поэтому четыре раза в год можно решать один и тот же итоговый тест. Задания типовые, но не идентичные. Для старшеклассников можно брать задания ЕГЭ. Важное требование проблемно-ориентированного подхода – активные методы обучения: дискуссии, мозговые штурмы, семинары. Они требуют больших затрат и от преподавателей, и от учеников.

 Важные моменты урока PBL.

  • Если тему урока можно связать с реальной жизнью, то обязательно показать её актуальность.
  • Не давать знания в готовом виде.
  • Постараться создавать в начале урока проблемную ситуацию.
  • Не всегда сообщать тему в начале урока, особенно если в названии есть незнакомые термины, без которых можно обойтись.
  • Сообщать тему урока с помощью мотивирующего приёма.
  • Не злоупотреблять ИКТ!!!

Нельзя останавливать своё развитие, иначе не ты (как педагог и как личность), не твой предмет не будут интересны и полезны для учащихся. Я в прошлом году прошла курсы по теме «Преподавание по Сингапурской системе», и сейчас активно использую все эти методики на своих уроках. Подобные уроки дают возможность всем ребятам раскрыться, активно участвовать в обсуждениях тем, генерировать идеи и главное научиться работать в команде. Хочу предложить урок PBL (проблемно-ориентированное обучение).

Тема: «Выборы в демократическом обществе» – 3 урока

Класс: 11 класс с профильным социально-экономическим обучением;
обществознание рассчитано на 3 часа в неделю

Проблема: как можно участвовать в выборах.

Цели: после работы над проблемой учащиеся должны знать: понятия выборы, абсентеизм,     черный пиар. Распознавать политические технологии избирателя; Объяснять избирательное право; Продемонстрировать, как проводятся избирательные кампании. Уметь: принимать активное участие в избирательной кампании. У учащихся должно выработаться позитивное отношение к выборам.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Вхождение в проблему

Урок начинается с небольшого социологического опроса. Структура «CORNERS»

В кабинете на 4 углах развешаны таблички – утверждения:  «Я пойду на выборы», «Я не пойду, потому что результаты все равно подтасуют и от меня ничего не зависит», «Я не пойду, я не умею голосовать», «Я не пойду, потому что не за кого голосовать».

Вопрос: Тебе 18 лет. Сегодня проходят выборы президента страны, пойдешь ли ты на выборы?

Варианты ответов даны – выбери свой угол.

  • «Я пойду на выборы» – 10 человек   46%
  • «Я не пойду, потому что результаты все равно подтасуют и от меня ничего не зависит» –  5  человек  23%
  • «Я не пойду, я не умею голосовать» – 3 человека  13 %
  • «Я не пойду, потому что не за кого голосовать» 4 человека   18%

Абсентеизм по классу – 54%.  Почему так происходит? Не знание процедуры выборов? Недоверие кандидатам в президенты?

2. Актуализация знаний

Просмотр видео (Приложение 1). Обсуждение просмотренного, Структура «CLOCK BUDDIES»  «друзья по часам» учащиеся  встречаются со своими одноклассниками в отведенное учителем время и обсуждают увиденное на экране. Повторить 2 раза (Приложение 2 – спрашивайте материал у автора статьи. Прим. ред.).

3. Изучение новой темы

Этапы работы

 

Деятельность учащихся

Ресурсы ученика

1 Постановка проблемы. Использование  IFLA карты, знакомство с правилами, объяснение критериев оценки и стандартов: достоверности, актуальности, аргументированности, наглядности, доступности и применимости к реальной жизни. Чтение сценария (Приложение 3) Сценарий
IFLA карта
2 Анализ проблемы. Заполнение IFLA карты (Приложение 4) части FI (факты и идеи). Учащиеся внимательно читают сценарий, проговаривают все детали и факты и ученик, сидящий под буквой F, заполняет все факты, остальные помогают и корректируют работу; затем все факты обсуждаются и выдаются рабочие идеи по заданной проблеме, если учащиеся затрудняются – учитель может задавать наводящие вопросы. Затем ученик, сидящий под буквой I, заполняет графу идеи (могут быть разные, даже фантастические) Маркер, цветные ручки,
3 Исследование проблемы. Закончить заполнение IFLA карты, части LА (вопросы и план). Учащиеся в команде разрабатывают идеи, выбирая наиболее возможные и реальные – на этом этапе им тоже может помочь учитель, если ученики отклоняются от сценария. Исходя из  идей, учащиеся ставят вопросы, которые могут им помочь решить проблему. Ученик, сидящий под буквой L, записывает вопросы. Перечитав вопросы, ученики составляют план действий, что необходимо сделать для решения проблемы. Сформулированный  план действий самообучения записывает ученик, сидящий под буквой А. (должно быть не менее 4 пунктов) Учебник, интернет, мобильные телефоны
4 Переоценка проблемы. Совместное обсуждение проблемы. Обновление карты новыми фактами.  
5 Выводы. Обобщение ключевых моментов. Удостовериться,  что каждый определил для себя поле деятельности, знает: где и как искать информацию. Домашнее задание: каждый свою часть работы изучает самостоятельно, используя учебник, интернет, доп.литературу, словари, материалы СМИ.  
6 Закрепление изученной темы Презентация финального  продукта. Урок-практика: выборы президента класса Учащиеся в начале урока на 5 минут в команде обсуждают проблему, распределяются роли по командам и проводят выборы президента класса.
Команды: избирательная комиссия; 2 команды кандидатов в президенты,  наблюдатели, политологи, избиратели.
Избирательная урна, бюллетени на всех избирателей.
7 Итоги Самооценка и взаимооценка учащихся. Учащиеся выполняют самооценку Структура «ANTICIPATION-REACTION GUIDE» (Приложение 5) и взаимооценку партнеров по команде. Онлайн опрос: всё ли получилось?  

Можно в конце изучения темы опять провести  Структуру «CORNERS», с теми же вопросами и возможно позитивные изменения порадуют вас. 

Список используемой литературы:

  1. http://www.educare.sg/
  2. Майк Тируман. Преобразование обучения для XXI века. Совершенствование качества преподавания в республике Татарстан. Казань.2013
  3. Обществознание/учебник для общеобразовательных учреждений, профильный уровень. Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лабезникова, К.Г.Холодковский; М, «Просвещение» 2010.