Урок развития речи по теме "Посуда и уход за ней". 4-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 4


Задачи:

  • Образовательные: уточнить и систематизировать представления учащихся о посуде, о ее назначении, о правилах ухода за ней; закрепить умение дифференцировать посуду по способу употребления в быту; учить определять материал,  из которого изготовлена посуда.
  • Коррекционные: расширение и обогащение словарного запаса учащихся по теме: «Посуда»; коррекция мышления на основе упражнений в классификации, отгадывании загадок; совершенствование грамматического строя речи; развитие связной речи  посредством составления описательного рассказа по плану-схеме и участия в диалоге.
  • Воспитательные: воспитание эмоциональной адекватности поведения; умение работать в коллективе.

Оборудование: видео-проектор; презентация «Посуда и уход за ней»; печатные таблицы с названиями видов посуды; план-схема составления описательного рассказа по теме «Посуда»; настоящие предметы посуды:  кастрюля, заварочный чайник, а также  предметы посуды из разных материалов (дерева, пластмассы, железа, бумаги, глины, фарфора и т.д.); картинки с изображением конфет, салата, сухарей, перца, фруктов,  селедки, хлеба,  и т.д. и соответствующие картинки посуды, например, селедочница, перечница, салатница, сухарница, конфетница…

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво
Тихо сели, спинки прямо.
На меня все посмотрели.

2. Введение в тему:

– Определить тему урока нам помогут загадки. (Приложение 1. Слайды 2-8)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»  (Чайник)

По моей тарелке
Лодочка плывет.
Лодочку с едою
Отправляю в рот.   (Ложка)   

Чайника подружка
Имеет два ушка
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут ее … (кастрюля) [3]

– Как «одним словом» можно назвать эти предметы?

3. Сообщение темы, постановка учебной задачи

– Вы уже догадались,  какая тема нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока самостоятельно.
– Сегодня тема нашего урока: Посуда и уход за ней.
– Мы обобщим и уточним наши знания о посуде, вспомним из каких материалов ее делают,  для чего она нужна, какие виды посуды бывают и как за ней надо ухаживать.
– Открываем тетради по развитию речи, записываем дату, тему урока.

4. Актуализация опорных знаний

– Что такое посуда?  (Это предметы, из которых едят, пьют, готовят пищу).
– Какую посуду вы знаете еще?
– Как называется специальная посуда, предназначенная для использования только в определенных целях, например,  пить чай, есть суп или второе блюдо и рассчитанная на 6 или 12 человек, выполненная в едином стиле? (Сервиз)
– Как называется посуда,  для того чтобы пить чай? (Чайная посуда или чайный сервиз)
(Вывешиваются таблички)
– Какую чайную посуду вы знаете? (сахарница, чайник, блюдца, чашки,  тарелочки для торта и т.д.)  (Слайды 9-10)
– Как называется посуда, для того чтобы пить кофе? (Кофейная посуда или кофейный сервиз) (Вывешиваются карточки с этими терминами)
– Какую вы знаете кофейную посуду? (Учащиеся перечисляют) (Слайд 11)
– Как называется сервиз для использования первого и второго блюд? (Столовая посуда или столовый сервиз)
(Вывешиваются на доску карточки с этими терминами)
– Что в него входит? (Глубокие тарелки, тарелки для второго, супница, селедочница, салатница, закусочные тарелки)  (Слайды 12-13)
– Как называется посуда, которой пользуются для приготовления пищи? (Кухонная посуда)
(Вывешивается карточки с этим термином)
– Какую вы знаете кухонную посуду(Слайды 14-15) (Кастрюля, терка, дуршлаг, сито, доска разделочная, половник, сковорода, чайник и т.д.)
– Для чего нужны эти предметы?

5. Рассказ учителя об истории возникновения дуршлага и кастрюли

Текст слайда 16

Дуршлаг – кухонная посуда в виде маленькой кастрюльки или ковша с отверстиями на дне, а иногда по бокам. В переводе с немецкого языка это слово означает «пробитый насквозь».
Главное в дуршлаге – это дырочки. Дуршлаг используется для того, чтобы отделить твердые продукты от жидкости.  

Легенда

Однажды две итальянские женщины поспорили, чей же это ковшик они нашли на улице. Ковш оказался подписанным, и хозяйка захотела забрать его. От злости вторая женщина много раз продырявила ковш ножом и вернула соседке. Женщина взяла испорченную посуду и сказала: « Я найду этому применение». И стала через продырявленный ковш отбрасывать спагетти. [4]

Текст  слайда 17

Первые кастрюли появились в нашей стране почти 300 лет назад во времена царя  Петра I. Он увидел их, путешествуя по Европе. До этого на Руси готовили в чугунках, глиняных горшках, чугунных котлах. Но кастрюля быстро нашла свое место на кухне. Сегодня мы без нее как без рук.

6. Закрепление знаний

Включается отрывок сказки К.И. Чуковского «Федорино горе», дети слушают.
– Кто узнал эту сказку?
– Кто ее написал?
– Почему ушла посуда  от  Федоры?

а) Д/и  «Поможем Федоре»

Давайте поможем Федоре расставить посуду на места в зависимости от назначения. На стол (выставляется картинка с изображением стола) будем ставить столовую посуду, на плиту (выставляется картинка плиты) – кухонную посуду, в шкаф (выставляется картинка шкафа) – чайную посуду.
Образец рассуждений:  Я поставлю чайник на плиту, потому что это кухонная посуда.

б) Д/и «Четвертый лишний» (Слайды 18-19)

– Объясни, почему этот предмет лишний?

Физминутка «Посуда» (координация речи с движением) [2]

Вот большой стеклянный чайник,     (Надули животик; одна рука на поясе, др. изогнута, как носик)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки,                      (Присели, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца,                    (Кружатся, рисуя руками круг.)
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,                         (Потянулись, руки сомкнуты над головой)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос.                 (Обводим руками большой круг, изображаем как будто ставим  на него посуду)
Он посуду нам принес.

в) Д/и «Расскажи из чего сделана посуда»

– Федора в подарок принесла нам посуду, но она не знает из чего она сделана. Надо правильно назвать ее и рассказать из каких материалов она изготовлена. (Учащиеся достают предметы посуды из «черного ящика»  и рассказывают по образцу: Это разделочная доска. Она сделана из дерева. Она деревянная.)

г) Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

–  Где мы покупаем посуду? (В посудном, в хозяйственном магазине)
– Сейчас и мы с вами отправимся в магазин. Там будем покупать посуду. В магазине работают продавцы. Для того  чтобы покупатель захотел купить посуду, продавец должен рассказать о ней. Рассказ должен быть последовательным: (вывешивается план-схема, вспоминаются пункты плана):  

1. Что это? (как называется посуда)
2. Из каких частей состоит?
3. Какого цвета?
4. Какого размера?
5. Из какого материала изготовлено?
6. Как используется?  (для чего нужна)

– Примерный диалог продавца и покупателя:

Покупатель: Здравствуйте! Я бы хотел купить чайник. Какой  вы мне посоветуете?
Продавец: Я вам предложу  чайник. Это чайная посуда. У него есть крышка, носик, ручка, донышко. Он белый, впереди на нем нарисованы розовые цветочки. Он большой, вместительный. Изготовлен из фарфора. Нужен для того, чтобы в нем заваривать чай.
Покупатель: Он мне понравился. Я хочу его купить. Сколько он стоит?
Продавец: Он стоит 150 рублей.
Покупатель: Спасибо. Хороший чайник.

д) Д/и «Разложи продукты в специальную посуду»

Учащимся раздаются картинки с изображением продуктов (салат, перец, сахар, селедка, сухари, конфеты, суп, хлеб, соль и т.д. Раскладываются картинки, на которых изображены предметы посуды.

Образец:

Это конфеты. Я положу их в конфетницу.
Это сухари.  Я положу их в сухарницу.

–  Где изготавливают посуду? (Слайды 20-23)
Посуду изготавливают на фабриках, заводах, в мастерских. Есть известные на весь мир русские заводы: Санкт-Петербургский фарфоровый завод, фабрика Гжель, Хохлома. На этих заводах и фабриках изготавливают удивительные по своей красоте изделия. Из них люди пьют и едят по праздникам. Их можно увидеть в музеях и на выставках. 
– Обычная посуда тоже красива, если она сияет и блестит, т.е. чистая.
– Как надо  ухаживать за посудой? (Слайды 24-25)

7. Закрепление и рефлексия

– О чем сегодня говорили на уроке?
– Что нового вы узнали на уроке?
– В какие игры играли?
– Какие игры особенно понравились?
– Какое настроение у тебя сейчас?

8. Итог. Оценка деятельности

– Спасибо, ребята. Мне очень понравилось с вами работать. ВЫ – молодцы!

Литература:

  1. Е.Д. Худенко, Д.И. Барышникова «Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в 4 классе специальных (коррекционных) школ VIII вида» Москва,  Издательство «Аркти» 2004 г.
  2. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей  с общим недоразвитием речи» СПб  Издательство: «Детство-Пресс» 2003 г.
  3. Н.В. Елкина, Т.И. Тарабарина «1000 загадок» Популярное пособие для родителей и педагогов.– Ярославль: Академия развития, 1997 г
  4. C. Вохринцева «Посуда» Издательство: «Страна фантазий» (методическое пособие с  дидактическим  материалом) 2003г.