Урок ИЗО по теме "Создание мини-проектов "Смоленск – город будущего" в технике коллаж". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО

Класс: 4


Цель: развитие художественно-образного мышления (наблюдательности и фантазии) посредством техники коллаж.

Задачи:

  •  обучающая: познакомить обучающихся с техникой коллаж, формировать специальные умения и навыки при работе в данной технике,
  •  развивающая: развивать эстетическое восприятие, творческие способности, фантазию, воображение, способствовать обогащению словарного запаса,
  •  воспитательная: воспитывать любовь к родному городу, чувство ответственности за его будущее, воспитывать потребность охранять окружающую среду.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • овладение навыками изображения посредством коллажа,
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы,
  • умение компоновать на плоскости листа задуманный художественный образ.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач,
  • формирование умения достигать результата, используя общие усилия,
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника: умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать,
  • умение перерабатывать полученную информацию,
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления, аналогий и причинно-следственных связей, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя,
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом,
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Личностные:

  • формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии,
  • развитие познавательного интереса к окружающему миру, природе в целом.

Оборудование, материалы к уроку:

  • бумага А1 (3 шт.),
  • гуашь, кисти, палитра, ножницы, клей ПВА, клей-карандаш, двусторонний скотч,
  • фотографии с видами Смоленска, глянцевые журналы, цветная и оберточная бумага, обои, кусочки ткани, кружево, зубочистки, газеты, этикетки, засушенные листья, фольга,
  • мультимедийное оборудование.

Ход урока

Перед началом урока каждый обучающийся выбирает жетон понравившегося цвета. В зависимости от цвета выбранного жетона класс делится на 3 группы.

1. Организованное начало урока.

– Вот опять звучит звонок, начинается урок!

– Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Поприветствуйте друг друга и улыбнитесь соседу по парте. С хорошим настроением приступим к работе.

2. Погружение в тему урока на эмоционально-эстетическом уровне.

Стихотворение читает подготовленный ученик.

Родина.

Если скажут слово “родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
 (З.Александрова)

– Ребята, какие образы возникают в вашем воображении, когда вы слышите слово “Родина”?

– Большинство людей вспоминает свою малую родину – место, где человек родился и вырос. Город Смоленск – наша малая родина. (Презентация. Слайд 2–5)

3. Постановка цели урока.

– В этом году мы отмечаем 1150-летие Смоленска. В День рождения принято дарить подарки. Подумайте, какой подарок можете сделать родному городу вы, его юные жители, от которых зависит, каким станет Смоленск в будущем. (Нарисуем город таким, каким хотим видеть его в будущем. Ведь, когда мы станем взрослыми, можем сделать город лучше.)

– Что значит “сделать город лучше”? Каким бы вы хотели видеть наш родной Смоленск через несколько лет? (Красивым, современным, с парками и детскими спортивными площадками, утопающим в зелени, экологически чистым.)

– Вспомните о нашем разговоре на уроках окружающего мира об экологии города. (К сожалению, рост числа городов, увеличение их площади происходят за счет уничтожения лесов. Сегодня жизненно важно вернуть зелень в города. Один из способов озеленения современных городов – вертикальное озеленение (“зеленые стены”), при котором растения сажают на балконах, крышах и стенах высотных зданий.)

– Создавая свои работы, вы должны помнить, что современный город должен быть не только красивым, комфортным для проживания, но и экологически безопасным.

– Итак, попробуйте сформулировать тему урока. (Выполним рисунок “Смоленск – город будущего”.)

– Да, ребята, предлагаю каждой группе создать мини-проект “Смоленск – город будущего”. Но представить Смоленск городом будущего нам поможет не рисунок, а новая необычная техника – коллаж.

4. Изучение нового материала. Знакомство с техникой коллаж.

– Коллаж (от французского collage – приклеивание) – технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре (ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, газеты, этикетки, упаковочная бумага, кора, фольга, металл и др.). Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике.

– Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания различных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения. Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами – гуашью, тушью, акварелью. (Слайд 6–8)

– Какую другую технику выполнения работ напоминает вам коллаж? (Аппликацию.)

– Как вы думаете, коллаж и аппликация – это разные названия одной техники или разные понятия? (Варианты ответов детей.)

– Следует отличать коллаж от близкого ему, но все же другого средства изображения – аппликации. Разница в том, что коллаж допускает возможность применения объемных элементов в композиции (как целых объектов, так и их фрагментов). (Слайд 9)

– Эта техника не нова: еще в древнем Китае были распространены композиции из цветной бумаги и сухих листьев и цветов. В 20-е годы ХХ века техника коллажа стала очень популярной и достигла своего расцвета. Считается, что первыми в искусстве эту технику применили Жорж Брак и Пабло Пикассо в 1910–1912 годах. Первым художником, работающим исключительно в технике коллажа, был Курт Швиттерс. (Слайд 10–12)

– Уточните формулировку темы урока с учетом техники выполнения работы. (Создание и защита мини-проектов “Смоленск – город будущего”, выполненных в технике коллаж.) (Слайд 13)

5. Планирование художественной деятельности.

– Подумайте, какие объекты будут на ваших проектах. (Крепостная стена, Успенский кафедральный собор, парки, фонтаны, спортивная площадка, детская площадка, современные здания, аквапарк, вертикальное озеленение и др.)

– Составим план вашей работы над проектом:

1. Определить, какие объекты будут на вашем проекте, их предназначение.
2. Найти композиционное решение (гармоничное расположение сооружений).
3. Выбрать из предложенных материалов те, которые больше вам подходят.
4. Выполнить коллаж, используя различные художественные средства, которые лежат на столе.
5. Защитить проект.

– Оценка ваших проектов будет проводиться по следующим критериям: аккуратность, эстетичность, композиционное решение, оригинальность. (Критерии оценки проектов вывешены на доске.)

6. Динамическая пауза.

Мы по улице гуляем, за природой наблюдаем, (Ходьба на месте, с поворотами головы вправо, влево.)
Вверх на солнце посмотрели, и нас лучики согрели. (Поднимают головы вверх.)
Птички в гнёздышках сидят. (Приседают.)
Птички по небу летят. (Взмахи руками.)
На цветок садится шмель. (Приседают.)
Ах, какой чудесный день! (Улыбаются, хлопают в ладоши.)

7. Групповая творческая деятельность учащихся.

Выполнение самостоятельной работы (проектов) осуществляется группами обучающихся, педагог оказывает консультативную помощь.

8. Защита проектов. Обсуждение работ, обмен впечатлениями и мнениями о работе над проектом.

Представители каждой группы у доски демонстрируют и защищают свои мини-проекты. Проходит обсуждение, обмен впечатлениями и мнениями о том, что удалось, что не получилось.

9. Рефлексия. (Слайд 14)

– Составьте синквейн на тему “Коллаж”. (1–2 мин. работают в группах.)
– Какие навыки вы приобрели, выполняя проект, как они помогут вам преуспеть в других заданиях?
– Что бы вы изменили, если бы мы повторили урок?
– Что было для вас в этой работе самым трудным, самым лёгким, самым интересным в работе над проектом?
– Что больше всего понравилось?

10. Подведение итогов урока.

– Ребята, выполненные вами проекты – хороший подарок к юбилею города. Каждая группа создала замечательный образ Смоленска в будущем. Надеюсь, что когда вы станете взрослыми, то сделаете все, чтобы претворить в жизнь ваши мечты о счастливом будущем нашего города. (Слайд 15)

Край, в котором ты живешь
Мы играем возле дома
И зимой, и летом.
Все давным-давно знакомы
В милом доме этом!
Посмотри, как хорош
Дом, в котором ты живёшь!

Слышишь, улица родная,
Нет тебя чудесней!
Мы по улице шагаем
Вместе с нашей песней!
Посмотри, как хорош
Город тот, где ты живёшь!

Нашим самым дружным хором
Песенка поётся.
Дом, и улица, и город
Родиной зовётся!
Посмотри, как хорош
Край, в котором ты живёшь!
(Ю.Энтин)

(Стихотворение читает подготовленный ученик.)

Интернет-ресурсы:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%B6
  2. http://leonardodavinchi.ru/?item=7c348dbf-617e-4c8c-980d-db7ee8d5cc12&termin=1d8bfc19-6f5d-4b7d-9595-acac0d1e7205