Занятие с родителями учащихся коррекционной школы "Школа глазами родителей"

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Коррекционная педагогика


В нашей школе-интернате обучаются учащиеся с нарушениями слуха, с сочетанными дефектами. Актуальным вопросом для нашей школы в текущем учебном году стал вопрос имиджа школы в глазах родителей. В связи с принятием программы «Доступная среда» и Законом об образовании родители имеют право выбирать для обучения своего ребенка любую школу. В этом случае коррекционная школа может потерять часть своего контингента учащихся. поэтому вопрос повышения имиджа коррекционной школы в глазах родителей стал так для нас актуален. Этот вопрос обсуждался на педагогическом совете школы, затронул он и психолого-педагогическую службу. Для повышения имиджа школы в глазах родителей учащихся нами было разработано занятие с родителями учащихся в рамках «Родительской гостиной».

Цель занятия: психологическая поддержка родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Задачи:

  • сообщение родителям итогов анкетирования;
  • эмоциональная поддержка родителей, повышение их самооценки;
  • коррекция использования родителями неадекватных форм взаимодействия с детьми с проблемами в развитии;
  • повышение имиджа школы в глазах родителей;
  • психологическое просвещение родителей.
  • сплочение родителей, формирование родительского коллектива.

ХОД ГОСТИНОЙ

1. Вступительная часть

Психолог: Уважаемые родители! Очень приятно видеть всех Вас снова в нашей «Родительской гостиной». В начале  нашей встречи хочу рассказать Вам о результатах  проведенного нами  опроса.  Вы отвечали на вопросы анкеты (анкета В.В. Ткачевой «Определение воспитательских умений родителей детей с проблемами в развитии» Приложение 1),  писали мини-сочинение «История жизни с проблемным ребенком» (методика В.В. Ткачевой, Приложение 2). По результатам выполнения этих методик мы увидели, что  для большинства из вас характерны  эмоциональное принятие ребенка, рациональное понимание его проблем и использование в общении с ним адекватных форм взаимодействия.  100% опрошенных родителей (35 чел.) на эмоциональном уровне  принимают своих детей. Из них 10% на среднем уровне,  90% – на высоком.  Рациональное понимание наличия у детей проблем в развитии  у 3 % опрошенных родителей на низком уровне, у 15% на среднем,81 % – на высоком.  Адекватные формы взаимодействия с ребенком используют 72% опрошенных. Используют неадекватные формы взаимодействия (физические наказания, крик, отсутствие терпения) – 6 % опрошенных , не во всех случаях используют  адекватные формы взаимодействия – 22%.
Непонимание родителями имеющихся проблем в развитии ребенка может повлечь  неадекватные ожидания и завышенные требованиям  к ребенку, что в свою очередь повлечет усугубление проблем в его развитии т.к. такие ожидания родителей не соответствуют реальным возможностям ребенка. 
Использование родителями неадекватных форм взаимодействия с учащимися также влечет за собой усугубление проблем в развитии детей.
Основная задача школы и родителей в обучении и воспитании  ребенка с ОВЗ – это формирование у него социальных навыков, умений, необходимых для  самостоятельной активной жизни. Академическая успеваемость ребенка не должна быть единственной мерой его успешности в глазах родителей.

2. Чтение отрывков из мини-сочинений родителей

Уважаемые родители! Вы писали мини-сочинения о жизни с ребенком с ОВЗ. Сейчас я хочу зачитать некоторые отрывки из этих сочинений (имена детей изменены). Отрывки демонстрируются на слайдах, психолог читает их вслух.

Отрывок из сочинения: «Андрюша  не слышит и поэтому очень сложно объяснить ему с помощью устной речи, все приходится объяснять прямым  показом. Чтобы его позвать, нужно к нему подойти, на улице держать за руку, потому что не знаю как объяснить опасность, исходящую от машин. И вместе с тем Антоша очень шумный, он постоянно шумит, стучит, грызет игрушки, иногда ломает их. Когда к нам приходят гости или я занята младшим  ребенком Андрей начинает кричать, кусаться, хватать игрушки, книги со всех полок, привлекая внимание.
Мы не можем сходить в гости, в магазин, в кино, т.к. боимся не уследить за ним.
В общем, самая большая трудность в том, что приходится всегда и во всем себя организовывать, уделять большее время ему, держать себя в руках, быть сдержанным и спокойным. Но даже такого ребенка мы никогда и никому не отдадим, потому что он все таки наш ребенок и мы его любим таким, какой он есть!»

Отрывок  2.  «Сережа родился долгожданным, любимым ребенком. Два месяца он пролежал в Областной больнице, каждый день был решающим в его и нашей жизни, т.к. он находился на грани жизни и смерти. И все проблемы, связанные с его особенностями ничтожны, по сравнению с тем, что его могло бы не стать. Да, трудностей и проблем много, но мы все очень любим его, жизнь конечно изменилась, но не смертельно, ко всему привыкаешь, и мы даже уже не представляем своей жизни без него. Каждая маленькая его победа для нас большая радость!»

3. Обсуждение:

  • Выскажете Ваше мнение по поводу прочитанных отрывков.
  • Что помогает авторам справляться с трудностями?
  • С какими сложными ситуациями удалось справиться Вам?
  • Как Вы их преодолели?
  • Какие собственные ресурсы Вы при этом использовали?
  • Поделитесь Вашим жизненным опытом и Вашими жизненными удачами.

(Ответы родителей).

Психолог: Когда читаешь эти строки, чувствуешь, с какой любовью, заботой и пониманием относятся эти родители к своим детям! Здесь проявляется  родительская  безусловная любовь и эмоциональное принятие, понимание проблем ребенка, понимание необходимости быть спокойным и сдержанным (в первом отрывке), владеть собой  т.е. использование собственных ресурсов личности и адекватных  форм  взаимодействия с ребенком. Этим родителям присущ педагогический оптимизм, внимание к любым самым мелким успехам их ребенка, что является благоприятным фактором для развития любого ребенка.
Администрация нашей школы решила поощрить родителей, проявивших по результатам анкетирования наибольшую педагогическую грамотность, а так же тех, кто наиболее активно участвует в жизни класса.

4. Награждение родителей

Директор:Дорогие родители! Мы знаем, сколько труда и терпения приходится вкладывать Вам в воспитание своих детей! Сегодня мы благодарим Вас за владение воспитательскими умениями, что облегчает труд педагогов по обучению ребят и способствует лучшему взаимопониманию между коллективом школы и родителями!

(Вручение «Благодарственных писем»  в номинациях: «За активное участие в общественной жизни класса»,  «За активное сотрудничество со специалистами и педагогами школы»)

5. Заполнение родителями мини-анкеты (работа индивидуально каждого родителя)

Психолог: Уважаемые родители , коллектив нашей школы очень заинтересован в продолжении нашего с Вами сотрудничества. Для того, чтобы улучшить качество образовательного процесса нам необходимо знать,  как наша школа выглядит в Ваших глазах, чтобы внести соответствующие коррективы! Для этого  мы просим Вас ответить на вопросы мини-анкеты по методу незаконченных предложений.

Анкета:

Инструкция:  Закончите, пожалуйста, предложения.

  • Школа, в которой учится мой ребенок, это место, где …
  • Наш учитель …
  • Больше всего мне нравится в школе …
  • Больше всего мне не нравится, что в школе ….
  • Администрация нашей школы …..
  • Я думаю, что технические условия в школе ….
  • Я ожидаю от обучения моего ребенка в школе…

6. Выпуск газеты (работа в малых группах)

Психолог: сейчас я прошу Вас объединиться в малые группы по 5 человек  и заняться изготовлением газеты. Каждая группа «выпускает» свою газету. На столах у Вас лист ватмана с названием газеты «Школа глазами родителей» и заголовками рубрик, соответствующими началу предложений из мини-анкеты. Под заголовками рубрик разместите, пожалуйста, продолжения предложений из Ваших анкет.

Спасибо за работу!

7. Обратная связь

Пожалуйста, оцените сегодняшнюю встречу по 10-балльной шкале:

1. Было ли для Вас занятие:

Интересным ________________________________________________________
Полезным__________________________________________________________
Значимым событием новым (по форме)__________________________________
Доступным_________________________________________________________

2. Особенно понравилось________________________________________________
3. Не понравилось на занятии____________________________________________
4. Ваши предложения__________________________________________________

Спасибо!

Список литературы:

1. Дегтярева С., Потапова М. Имидж педагога //Школьный психолог» –  №3, – 2013.
2. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004.
3. Картушина Е.П., Романенко Т.В. Психологический комфорт в школе: как его достичь. Акции, тренинги, семинары. – Волгоград, «Учитель», 2009
4. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. – М.: «Просвещение», 2008.
5. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст/Е.М. Мастюкова. – М.: Владос, 1997
6. Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. – М. :«Астрель»,  2007.
7. Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование / Под научной редакцией И.Ю. Левченко. – М.: «Книголюб», 2008.
8. Шипицына Л.М. Ребенок с нарушенным слухом в семье и обществе». – СпБ.: «Речь», 2009.
9. Щербаков А.В. Имидж образовательного учреждения//Справочник руководителя образовательного учреждения. – № 9, – 2008

Презентация