Урок по теме "Экономические реформы П.А. Столыпина". 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Эпиграф урока:

«Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры, я бы не  в состоянии был ничего делать».

П.А. Столыпин

Цели:

  • Обеспечить усвоение учащимися целей, содержания и значения реформ П.А. Столыпина.
  • Подвести учащихся к пониманию причин, по которым реформы П.А. Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране.
  • Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать свое мнение, работать с историческими документами, картой, самостоятельно делать выводы.

Учебное оборудование: ПК, мультимедиапроектор, экран, карта «Российская империя в 1907-1914 гг. Аграрная реформа П.А. Столыпина», презентация, раздаточный материал.

Оформление доски: новые слова (отруб, хутор, кооперация, артель), дата начала проведения реформ  П.А. Столыпиным.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся (Приложение 1)

Проверка теста (Приложение 2, слайды 1-8)

III. Изучение новой темы.

Тема: Экономические реформы П.А. Столыпина (слайд 9)

Постановка цели: (слайд 10)

1. Познакомиться с исторической личностью – Столыпин Петр Аркадьевич
2.  Усвоить цели, содержание и значение реформ П.А. Столыпина
3. Понимать причины, по которым реформы П.А. Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране.

План: (слайд 11)

  • Аграрная реформа: ее цели, сущность, направления.
  • Методы проведения реформы и ее итоги.
  • Другие реформы и планы Столыпина.

Биографическая справка.
24 августа 1906 г. была опубликована правительственная программа. Она состояла из двух частей: сначала – успокоение, потом – реформа. Успокоение страны проходило при помощи использования чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов (ок. 4 тыс. чел. казнены, 26 тыс. – направлены на каторгу). Во второй части программы предлагалось немедленно начать аграрную реформу. (Как вы думаете, почему именно с переустройства жизни деревни решил начать реформы П.А. Столыпин? Россия преимущественно аграрная страна, крестьянство  – это самое многочисленное сословие. Потому что после отмены крепостного права в 1861 г. земля находилась в собственности помещиков и монастырей (42%) и в распоряжении общин (58%). У 10,5 млн. крестьянских дворов было земли столько же, сколько у 30 тыс. помещиков, т.е. проблема крестьянского малоземелья не была решена. Рост капиталистических отношений в деревне сдерживался помещичьим землевладением, общинным характером землепользования и относительной бедностью крестьян (прослойка крепких (кулацких) хозяйств малочисленна (10%)). Аграрный вопрос – одна из причин революции 1905-1907 гг. Решен ли был аграрный вопрос в ходе Первой российской революции? Нет. Таким образом, государству предстояло решить эту проблему путем реформирования.)
Мероприятия, которые планировалось проводить в ходе реформы, были изложены в  указе от 9 ноября 1906 г. о порядке выхода крестьян из общины. Работа учащихся с историческим документом и учебником. Прочитать пункт «Разрушение общины» и ответить на вопросы: (слайд 12)

  • Какое право каждому крестьянину давал этот указ?
  • Почему указ особо оговаривал необходимость свести в один участок все наделы выходивших из общины крестьян? Что такое чересполосица?
  • Какой порядок выхода из общины был предусмотрен указом?
  • Каковы способы выхода из общины?
  • Какова цель проведения правительством аграрной реформы?

Однако крестьяне не спешили выходить из общины. Выходили в основном зажиточные крестьяне и беднота. Как вы думаете почему? (Бедняки выходили из общины, чтобы продать землю и поправить свое материальное положение. А зажиточные крестьяне не нуждались в поддержке общины и могли стать еще богаче, прикупив земли.)

Работа с новыми понятиями – хутор и отруб. Задание для учащихся: откройте раздел «Расширяем словарный запас» в конце параграфа стр. 48, прочтите значения понятий и попробуйте изобразить в виде схемы или рисунка каждое из этих понятий. (слайд 13)

Получили ли крестьяне в ходе аграрной реформы помещичью землю? Нет. Помещичье землевладение осталось неприкосновенным. Тогда возможно ли решение проблемы крестьянского малоземелья в центральной России? Отчасти за счет продажи земли беднотой и пополнения ими класса рабочих. А как быть дальше? И вот отдельным направлением аграрной реформы была переселение крестьян из центральных губерний в Сибирь и Степной край. Устанавливались многочисленные льготы для желающих отправиться на новые места. Переселенцы на 5 лет освобождались от налогов, получали в собственность землю (15 га на главу семьи и 45 га на остальных членов семьи), денежную ссуду. Мужчин освобождали от воинской повинности. В первые годы реформ переселение развивалось быстрыми темпами. Затем этот процесс несколько замедлился. В целом число переселенцев составило 3134753 чел. Переселенческая политика имела положительное значение: а) увеличилось население Сибири; б) освоено более 30 млн. десятин пустующей земли; в) становление земельных отношений в переселенческих районах проходило по пути создания крепких единоличных хозяйств. Однако были и те, кто возвратился – 546607 ( 17,4%). (слайд 14) Как вы думаете почему? Плохая организация переселения, климатические условия.

Вывод:

Цели реформы:

  • сохранить помещичье землевладение;
  • увеличить слой зажиточного крестьянства за счет самих же крестьян (увеличить опору царизма в деревне – кулачество) (слайд 15)

Методы проведения реформы:

  • Разрушение общины (указ от 09.11.1906 г.), (выход на отруба и хутора)
  • Переселение крестьян за Урал (цель ослабить земельный голод в центральных губерниях России; отправить безземельных и бунтующих крестьян подальше от помещичьих имений) (слайд 16)

Работа учащихся с текстом учебника. Задание для учащихся: Самостоятельно сформулировать и записать итоги аграрной реформы в тетрадь. (слайд 17)

  • Усилилось социальное расслоение крестьянства.
  • Пополнение рабочего класса.
  • Рост посевных площадей, увеличение экспорта хлеба, закупок сельхозмашин, удобрений.
  • Освоение переселенцами пустующих земель в Сибири.
  • Зарождение сельхозкооперации.

В полной ли мере были достигнуты цели аграрной реформы? Нет.
Программа модернизации России (реформирования) включала в себя помимо аграрной реформы еще ряд преобразований. Большое значение Столыпин придавал изменению деятельности местного управления и суда. В готовящемся проекте данной реформы во главу угла было поставлено уравнение в правах крестьян с другими сословиями. Кроме того, Столыпин готовил ряд законов, которые должны были обеспечить неприкосновенность личности, пересмотр статей уголовного права. Правительство также планировало сделать доступным, позже и обязательным начальное образование. Но! Все начинания Столыпина встретили непонимание в обществе.
Таким образом, несмотря на всю важность и значимость предложенных Столыпиным реформ они остались незавершенными.

IV. Рефлексия

Две противоположные точки зрения о значимости деятельности и политики П.А. Столыпина.

1. Деятельность Столыпина была сопряжена с нарушением прав народа и направлена на уничтожение или ограничение демократических достижений революции 1905-1907гг.
2. Политика Столыпина была направлена на создание стабильного правового государства в России и сохранение основ политического режима, установившегося с 1905 году.

Какая точка зрения кажется вам более предпочтительной?

Оформление ответа в виде творческой работы: составьте синквейн, в котором должна отразиться сущность политики П.А. Столыпина и ваше отношение. (слайд 18)

Первое существительное – слово: Столыпин

На экране правила написания синквейна: (слайд 19)

  • 1 строка – существительное
  • 2 строка – 2 прилагательных
  • 3 строка – 3 глагола
  • 4 строка – существительное, сочетающееся с первым
  • 5 строка – краткий вывод

(Учащиеся читают свои стихи)

Вывод учителя: Начало XX века – сложное и противоречивое время в нашей истории. И нам с вами важно понимать весь груз ответственности, лежащий на людях, наделенных властью. Эти люди особенно ответственны за общество, которым управляют. Ответственны перед потомками и историей.  Проблема незавершенности реформ, начатых П.А. Столыпиным, остается актуальной и в наши дни.

Слова Медведева Д.А. (слайд 20)

«В России необходимо завершить основные положения столыпинских реформ» – заявил Дмитрий Медведев.
Он  отметил, что между временами Столыпина и современностью присутствует «незримая связь, которая сегодня объединяет нас и тех, кто начинал реформы в начале XX века».
По мнению  Д.А. Медведева «основные положения реформ столетней давности ещё предстоит воплотить в жизнь».

V. Оценка урока

VI. Домашнее задание: (слайд 21) прочитать параграф 6, подготовить устный развернутый ответ на вопрос: Каковы цели, содержание и значение аграрной реформы П.А. Столыпина.