Занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья в Центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения "На лесной полянке"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель: учить посильному освоению основными видами деятельности: игровой и продуктивной через использование нетрадиционных методов в коррекционной педагогике и психологии. Учить устанавливать продуктивный контакт с детьми и взрослыми.

Задачи:

  • Развитие предпосылок познавательной деятельности:
    • тактильный контакт ребёнка с изучаемым предметом,
    • восприятие цвета через работу с красками разного цвета, подкрашенной манной крупой,
    • развитие зрительно-моторных координаций: через развитие координации движений ног, пальцев и ступней ног, «рисование» бусами, рисование на воздушных шарах,
    • ощущений через созерцание фонарика, контакт с водой, льдом,
    • развитие различных способов исследования предметов: через игровые упражнения и продуктивные виды деятельности.
  • Расширение практического опыта через взаимодействие с взрослыми и детьми, предметами и явлениями окружающего мира.
  • Стимулирование речевого сопровождения ребёнком деятельности: обозначать предметы и действия речью.

Участники: педагог-психолог, дети группы социальной адаптации, возраст: 6 лет, 6 лет 3 мес., 6 лет 6мес.

Оборудование, материалы: магнитофон, аудиозапись отрывков классической музыки: «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди (1678-1741), к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» «Утро», из первой сюиты, музыка Э. Грига (1843-1907), «Шелест весны» К.Синдинг (1856-1941), «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», песня «Солнечные зайчики» на сл. В. Татаринова, (НЕРРY BABY, коллекция для маленьких слушателей), тексты стихотворений, столы, стулья, кукла, ароматизированные цветы, льдинки, ледяная поверхность для рисования, тёплая и прохладная вода в тазах, массажные элементы для рук, камешки, губки, фонарик, цветные ленты на стержнях, подносы, миски с подкрашенной манной крупой, цветные воздушные шары, фломастеры, белый картон, большие листы бумаги, колокольчик, бусы, экологически чистые краски для рисования руками и ногами, влажные салфетки, полотенца.

Краткий план занятия:

1. Вводная часть:

Организационный момент «Колокольчик нам поёт», ритуал приветствия «Здравствуйте, ребята», «Привет», разминка «Светит солнышко в окошко».

2. Основная часть:

Игровая ситуация «На полянке», сопровождение стихотворением «К нам весна шагает»; игровое упражнение с водой: «Тёплая – холодная»; игровое упражнение «Тает – не тает»; гидромассаж рук со льдинками и камушками, губками; игровые упражнения на ледяной поверхности, по листу бумаги, по подкрашенной манной крупе на подносах и подкрашенной манной крупой на листах бумаги: «Я рисую шарики»;; п/игра «Цветные змейки», «Солнечные зайчики»; игровые задания: рисование на воздушных шарах, «рисование» бусами на полу: «Весёлые шары», рисование пальчиками ног: «Разноцветные шары»

3. Заключительная часть. Рефлексия занятия. Ритуал прощания «До свидания, девочки и мальчики».

Содержание занятия:

1. Вводная часть

Организационный момент

Педагог под звон колокольчика поёт песенку на сл. Попляновой Е. «Колокольчик»:

«Колокольчик нам поёт,
на занятие зовёт.
Слышишь звонкий голосок?
Нам пора начать урок».

Ритуал приветствия

Педагог произносит нараспев ритуал приветствия «Здравствуйте, ребята», побуждает детей так же ответить ему, затем обращаясь к каждому ребёнку по имени, дважды хлопает в ладоши, произносит, например: «При-вет, Юля» предлагает хлопнуть в ладоши два раза и произнести нараспев «При-вет».

Разминка. Упражнение «Светит солнышко в окошко». Педагог вносит солнышко из бумаги больших размеров на стержне. Задаёт вопрос детям: «Что это? Какого цвета? Какой формы?» и предлагает детям встать в круг и, повторяя за ним движения произносить:

Светит солнышко в окошко.                         Поднять руки вверх.
Смотрит в нашу комнату,                             Опустить руки вниз.
Мы похлопаем в ладоши,                             Хлопки в ладоши.
Очень рады солнышку!                                Хлопки в ладоши.

2. Основная часть занятия

Педагог, меняя интонацию, привлекая внимание детей, произносит стихотворение:

«К нам весна шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают
под её ногами.

Обращает внимание детей на то, что они попали на полянку: «Ребята, смотрите, как вокруг много цветочков, весной всегда первыми распускаются подснежники, давайте вместе соберём их и понюхаем. Приятный аромат? Ребята, а кто же это на полянке нас встречает? Да это же кукла Аня. Давайте вместе произнесём «Аня». А что ты такая грустная, Аня? Озвучивает за неё: «Мне невесело, потому, что со мной никто не играет». Педагог предлагает ребятам поиграть с куклой Аней. Она приготовила для детей интересную игру с водой (на столе два таза с прохладной и тёплой водой).

Игровое упражнение «Тёплая – холодная»

Педагог: «Опустите руку в этот таз с водой. Тёплая? А в этом? Прохладная?

Игровое упражнение «Тает – не тает»

Весной, ребята, тает снежок, оживает лужок, появляются проталины, вот и я приготовила для вас маленькие льдинки (на столе для каждого ребёнка мисочка с льдинками). Возьмите в руки по одной и покатайте между ладонями. Что вы чувствуете? Холод? Сырость? А почему? Льдинки тают? Что образуется? Это вода?

(На столах тазы с водой на каждого ребёнка, массажные катушки, губки, миски с подкрашенной манной крупой, подносы с подкрашенной манной крупой, листы белого картона, краски для рисования пальчиками рук, листы бумаги, бусы, влажные салфетки, воздушные шары, фломастеры)

Гидромассаж

– А теперь возьмём ещё по одной льдинке и покатаем в руках, поместив при этом руки в таз с водой. Растаяла? Почему?
– А теперь возьмите вот эти красивые цветные камешки, покатайте их в руках, тают? Почему? Опустите в воду. Их видно? А в воде тают? Они мягкие? Твёрдые? А воду впитывают? Если опустить, тонут?
– А ещё у нас на столах есть катушки, давайте покатаем их в ладошках. Какие они на ощупь? Колючие? Давайте попробуем их раскрутить. Получается? Что вы чувствуете? Покатайте их в воде.
– Возьмите губку в руку. Какая она на ощупь? Мягкая? Сожмём её несколько раз в ладошке. Опустите её в воду. Впитывает губка воду?

Игровые упражнения «Я рисую шарики»

– А что же ещё интересного приготовила нам кукла Аня? Мисочки со льдом? Что же нам с ними делать? «Порисуйте на них пальчиками», – отвечает Аня. Педагог: нужно сжать все пальчики на правой руке в кулачок, оставить только указательный палец, набрать им краску и нанести на ледяную поверхность, вот так как я. Дети рисуют по ледяной поверхности. Что мы будем рисовать? Шарики? Отличные, разноцветные получаются шарики. Они холодные? А почему? Это застывшая водичка? Это лёд.

– А теперь такие же шарики нарисуем на листах бумаги. Педагог: нужно точно так же сжать все пальчики на правой руке в кулачок, оставить только указательный палец, набрать им краску и нанести на лист бумаги, вот так как я. Весело? Здорово мы придумали? Наверное, нашей кукле Ане уже не так грустно.

– Что это, ребята? Это подносы с манной крупой. Если провести по манке пальчиком остаётся след. На ней тоже можно рисовать и легко стирать, а на эти листы можно насыпать крупу самому и ещё порисовать.

П/игра «Солнечные зайчики»

Педагог: «На нашу лесную полянку так ласково светит солнышко. (Демонстрирует макет солнца, фиксирует взгляд детей на пучке света на ковре). Ребята, солнышко светит ярко, посылает нам свои лучики, а от них повсюду солнечные зайчики, давайте попробуем догнать их! Ребята, вы сможете поймать солнечный зайчик?

Звучит аудиозапись:

Солнечные зайчики встали на заре.
Как светло и весело стало на земле!
Солнечные зайчики прыгают в лесу,
Собирают зайчики свежую росу.

– Ловите его! Не давайте ему сбежать! (дети ловят «зайчиков» руками или наступая на них).

П/игра «Цветные змейки»

Педагог: «А от тёплого весеннего солнышка проснулись разноцветные змейки, (демонстрирует детям стержень с ленточкой, совершает движения, подобные движению змейки) предлагает прикоснуться к ним. Это разноцветные змейки. Какие они? Разноцветные, шёлковые, длинные, яркие, гладкие, мягкие. И эти змейки хотят убежать от нас в разные стороны. Попробуем их догнать?» (Дети догоняют «убегающие» змейки под весёлую музыку).

Игровые задания «Весёлые шары»

Педагог: «Ребята, что это у нас на столе? Это Аня приготовила для нас сюрприз! Это же настоящие воздушные шары! Мы нарисовали с вами такие красивые шарики. А теперь чтобы кукла Аня не грустила, нарисуем глазки и весёлые улыбки на цветных воздушных шариках. Вот вам краски, фломастеры, давайте попробуем украсить наши шарики. Чем будем рисовать красками? Фломастерами?» (Дети выбирают по желанию, чем они будут рисовать, самостоятельно рисуют под классическую музыку).

– Ребята, а для чего нам Аня бусы приготовила? Давайте возьмём их в руки. Что это? Бусины? Сколько их? Много? Какие они? Гладкие? Круглые? Блестящие? Этими бусами «нарисуем» на ковре кружочки, получатся отличные шарики, такие же красивые как все, что мы сегодня рисовали.

(Дети на ковре «рисуют» шары бусами под классическую музыку).

Рисование «Разноцветные шары»

– А сейчас, ребята, порадуем Аню своим умением рисовать необычным способом… ногами, мы цветные шарики нарисуем пальчиками ног. А если очень хочется, можно рисовать всей ступнёй простые следы. Педагог предлагает детям снять обувь и носочки, присесть на стульчики и заняться рисованием. Дети макают пальчики ног в краску и рисуют простейшие рисунки, отпечатки следа и линии под классическую музыку, педагог помогает справиться с заданием, направляет, подсказывает, поддерживает, хвалит детей за успешное выполнение, спрашивает, что ребёнок изобразил, кто на его рисунке. (По окончании работы педагог помогает детям вытереть ступни влажными салфетками).

3. Заключительная часть

Рефлексия занятия. Педагог обращается к детям с вопросом, понравилось ли им на занятии? А что понравилось? Рисовать? Петь? Держать в руках льдинки? Играть с водой? Рисовать на манной крупе? Ну как, Аня, тебе весело у нас? Педагог озвучивает куклу: «Да, очень! Мне теперь совсем не грустно!А эти воздушные шары я дарю вам!» (Дети благодарят куклу).

Ритуал прощания.

Педагог произносит нараспев: «До свидания, девочки и мальчики», побуждая детей попрощаться с педагогом.