Урок систематизации и обобщения по теме "Причастие". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели урока:

  1. Диагностика усвоения темы “Причастие”.
  2. Орфографический и синтаксический повтор.

Задачи:

  • Образовательная: закрепление навыков правильного написания причастий, расстановки знаков препинания при причастном обороте, общей орфографической и пунктуационной грамотности, закрепление умения отличать причастия от других частей речи, пополнение словарного запаса школьников.
  • Воспитательная: воспитание интереса к изучению родного языка, выработка личных качеств: организованности, самостоятельности, самоконтроля.
  • Развивающая: развитие у детей творческого воображения, пространственного мышления, внимания, памяти.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слайд 1. (Приложение 1). Работа над эпиграфом.

Эпиграф:

“Чем богаче язык выражениями и оборотами, тем лучше для искусного писателя”.
(А.С. Пушкин.)

Слайд 2.

Итак, цель нашего урока повторить теоретические сведения по изученной теме, орфограммы в причастиях, пунктуацию при причастном обороте.

Слайд 3. Проведем игру: “Кто быстрее?” (блиц-ответ).

2. В цифровом диктанте мы обратимся к правильному выбору суффиксов причастий, которые написаны на слайде №4 (приложение 1). Прочитайте данные слова и правильно определите, какое это причастие: действительное или страдательное. Работа у нас устная.

Слайд 5. По опорной схеме нужно рассказать о причастии.

– И все же, почему эти слова мы называем причастиями? Что такое причастие? (Это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое?)

3. Слайд 6. Экзамен (работа на неотбуках)

4. Слайд 7. Морфологический разбор причастия из предложений (по вариантам).

5. Слайд 8. Проверка морфологического разбора причастия.

6. Слайд 9. Как проверить окончание причастий? (Ставим вопрос.) (Редактирование предложений.)

7. Слайд 10. Повторяем правописание суффиксов по данной опоре

8. Слайд 11. Работа над словосочетаниями: как образовано причастие, какую гласную напишу перед суффиксом, если глагол оканчивается на -ать, -ять – то пишу гласную а, я; если не на -ть, -ять -то -е.

9. Слайд 12. Не с причастием (рассказ по опоре)

10. Слайд 13. Перед вами 10 предложений. Раскройте скобки (слитно или раздельно), объясните свой выбор.

Утром по степи, (не)успевшей остыть за ночь, тянет тёплый ветер.

Поэма состоит из (не)завершённых глав.

Нужная книга (не)прочитана.

(Не)замеш..нный в преступлении человек дал показания.

(Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны.

Ветер колеблет стебелёк с ещё (не)высохшей росой.

Справа над лесистыми холмами сияла (не)мигающая звезда.

Кастрюля с (не)замеш..нным тестом стояла на столе.

Ответ на запрос до сих пор (не)получен.

Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие холодов.

11. Слайд 14. Н и НН в причастиях (работа по опоре).

Слайд 15. Работа с учебником. Выполнение упражнения №194 (выполнить 7 словосочетаний).

12. Слайд 16. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания? (Ответ б.)

Выписать предложение и сделать синтаксический разбор.

(Чертятся учеником на доске.)

13. Слайд 17, 18, 19. Экзамен № 2 (работа на неотбуках).

14. Слайд 20 Подведем итоги урока, создавая рассказ на лингвистическую тему.

ПРИЧАСТИЕ

Причастие – это ............................... форма ......................................., которая совмещает в себе признаки ..................... (время, вид) и признаки ............................ (изменяется по родам, числам и падежам).

Причастия образуются от .............................. с помощью специальных суффиксов: .................................................................. .

Причастия в предложении обычно бывают ................................................... и отвечают на вопросы: .................................................................................

При них часто находятся зависимые слова и образуют ..................................................................., который может находиться как перед определяемым..........................., так и после него.

Если причастный оборот стоит перед.................................., то он .............................................. запятой, если же он стоит после ....................................... слова, то он всегда выделяется запятыми.

Причастия могут быть страдательными и ..........................................................

Действительные причастия имеют полную и .......................................формы.

Краткие причастия в предложении всегда выступают в роли.............................. и с НЕ пишутся РАЗДЕЛЬНО. В суффиксах кратких причастий пишется .......... буква Н.

10. Домашнее задание.

Слайд 21. Упражнение 209, повторить параграфы 132–140 по УК В.В.Бабайцевой.