Урок-исследование по теме "Иван Грозный и его эпоха"

Разделы: История и обществознание


Цели:

Образовательная:

  • Показать завершающую стадию образования русского централизованного государства; охарактеризовать государство, доставшееся в правление И. Грозного; сформировать представление о первом этапе царствования и о реформах Избранной рады.
  • Через исторический материал (воспоминания современников, исторические книги), через произведения искусства (картины живописи, иконы, скульптурные образы) воссоздать эпоху И. Грозного, его характер, показать условия формирования его личности.

Воспитательная:

  • Воспитание интереса к истории “государства Российского”, русской культуре и искусству, к истории родного края.
  • Нравственное воспитание.

Тип урока: урок-исследование.

Методы: частично– поисковый, репродуктивный, наглядно-иллюстративный.

Оборудование урока:

  • карта “Рост Российского государства”,
  • картина Васнецова “ Иван Грозный”,
  • аудиозапись оперы Н.А. Римского-Корсакова “Псковитянка”,
  • раздаточный материал.

Основные понятия: Избранная Рада, Земский собор.

Опережающее задание: подготовить стихотворения по теме; сообщение о детстве и юности царя.

Оформление доски: тема урока; эпиграф к уроку; основные даты – 1547г.– венчание на царство И. Грозного, 1549г. – Земский собор, 1550г. – новый Судебник, 1551г. – Стоглавый собор, 1556г. – военная реформа; основные понятия.

Приемы деятельности учителя:

  • консультирование подготовки сообщений;
  • образное повествование;
  • фронтальная беседа;
  • обобщающая беседа.

План урока:

  1. И. Грозный – первый царь “всея Руси”
  2. Деятельность Избранной Рады. Реформы.
  3. Экономическая и социальная жизнь страны в середине 16 века.

Эпиграф:

То за трапезой сидит
во златом венце,
Сидит Грозный царь
Иван Васильевич.
Позади его стоят стольники
Супротив его все бояре да князья.
По бокам его все опричники;
И пирует царь во славу божию
В удовольствие свое и веселие.
(Из песни М.Ю. Лермонтова)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Звучит увертюра к опере Н.А. Римского-Корсакова “Псковитянка” В это время учитель читает текст: “Внезапну бысть гром страшен зело и блестанию молнину бывшу по всей области державы их, яко основанию земли покалебаться; и мнози по окрестным градам начала дивитися таковому страшному грому”. (Новгородская летопись 1539 г.)

Так в блеске молний и грохоте грома появился на свет будущий царь Иоанн Васильевич Грозный.

Мы проводим урок-исследование на тему: “И. Грозный и его эпоха”

Как бы вы сформулировали цели нашего урока? (Воспроизвести эпоху И. Грозного, показать условия формирования его личности; охарактеризовать государство, доставшееся в наследство И. Грозному; сформировать представление о первом этапе царствования.)

Эпиграфом к нашему уроку послужат строки из “Песни про купца Калашникова” М.Ю. Лермонтова (учитель читает эпиграф).

Кто же он, И. Грозный? Трудно назвать эпоху, которая осталась бы равнодушной к личности и делам этого правителя. Споры о нем не умолкают до сих пор. Простые люди неодинаково относились к нему. Известно прозвище Ивана IV – “царь-псарь”, значит, кто-то его ненавидел. Другие боялись, трепетали перед ним. Третьи называли” царем-батюшкой”, они верили в доброго царя, виня во всех бедах его слуг – опричников.

По словам дьяка Ивана Тимофеева, царь, “миролюбитель и рабоубитель”, рассек пополам русскую землю, способствовал наступлению Смуты. Но были и положительные стороны его правления: укрепление государства.

Так что же принесло царствование Ивана IV России? Кто он? Великий патриот земли русской, дипломат, писатель, кровавый тиран, почти сумасшедший, жестокий человек.

II. Заслушивается сообщение о детстве и юности Ивана Грозного. (Ответить на вопрос: как воспитание, образование повлияло на формирование личности будущего царя.) В процессе рассказа демонстрируются портреты Василия III, Елены Глинской.


(Рис. 1),


(Рис. 2 )

Вопросы:

  • Каким предстает перед вами Иван?
  • Оправдывает ли он свое прозвище?
  • Какое отношение к боярской верхушке и почему сформировалось у Ивана еще в детстве.

III. Работа по картине Васнецова “Иван Грозный”.


(Рис. 3)

Учитель:

  • Каким на картине предстает И. Грозный (изображен в ореоле величия, суровый, решительный, человек большого ума, полный сил. Об этом свидетельствует его взгляд, облик, одежда).
  • Что создает в картине впечатление величественности? (Зритель смотрит как бы снизу вверх, фигура царя занимает значительную часть полотна.)

IV. Работа с историческими источниками.

Поэты и писатели тоже не остались в стороне от споров. В повести “Князь Серебряный” А.К. Толстого царь предстает как символ злого начала в русской истории, истребитель боярских родов, гонитель и нарушитель древних традиций (учитель зачитывает небольшой отрывок из повести).

В следующем произведении А.К. Толстого “История государства Российского от Гостомысла до Тимашева” автор так характеризует Ивана (ученик читает стих).

Настал Иван IV
Он третьему был внук;
Калач на царстве тертый
И многих жен супруг
И. В. Грозный
Ему был имярек
За то, что был серьезный,
Солидный человек.
Приемами не сладок,
Но разумом не хром,
Такой завел порядок,
Хоть покати шаром.

Здесь Толстой судит Ивана не с исторической, а с этической стороны. Давайте обратимся к историческим документам.

Учащийся вслух читает фрагмент исторического произведения Н.М. Карамзина “История государства Российского”.

“ … имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений с необыкновенным даром слова…, хвалился милосердием и щедростью, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился правосудием, карая и и заслуги, и преступления; хвалился духом царским, соблюдением державной чести. Велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать перед ним на колени, и жестоко наказывая бедных царедворцев, которые смели играть лучше державного в шашки или карты … и если иго Батыево унизило дух россиян, то, без сомнения, не возвысило его и царствование Иоаново”.

Вопросы по прочитанному.

  • Какое главное свойство натуры И. Грозного подчеркнул Н.М. Карамзин? (Милосердие и жестокость; разум, художественный дар и поступки дикаря, правосудие и расправу над подданными и за заслуги, и за преступления.)

Учитель: 16 января 1547г. (Ученики записывают дату в тетрадь.) Иван IV (ему было 16 лет) пожелал принять царский титул. Почему? Ответы: провозгласив себя царем, Иван достигал нескольких целей:

  1. демонстрировал независимость от Золотой Орды;
  2. подчеркивал претензии Русского государства на византийское наследие;
  3. венчание на царство означало конец боярского правления.

“Царь” – от латинского названия римских и византийских императоров – цезарей. Царь – самодержец становился недосягаем для всех многочисленных князей.

Венчание на царство состоялось в Успенском соборе. Шапку Мономаха  возложил на голову сам митрополит. Иван Васильевич стал первым в истории Руси “боговенчанным” царем.


(Рис. 4 )

Избранная рада приступила к реформам. Цель: собирание русских земель вокруг сильной центральной власти. В 1549г. молодой царь собрал совещание представителей всех русских земель, где говорил о злоупотреблениях боярства. Это собрание получило название – Земский Собор (определение учащиеся записывают в тетрадь).

Земский Собор – собрание представителей всех русских земель.


(Рис. 5)

Опираясь на вновь созданные органы, были проведены следующие реформы.

Задание: прочитать раздел параграфа, с. 197 и выписать реформы в тетрадь.

Учитель: Ребята, вы видите, что сегодня необычный урок. Вы сегодня будете представителями Земского Собора, которые собрались обсудить основные положения реформ.

(Учащиеся делятся на 3 группы и работают с учебником § 23, стр.197–199 А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.)

1-я группа: выявляет основные положения Судебника;

2-я группа: основные положения церковной реформы;

3-я группа: военная реформа.

Ответы:

1-я группа:

  • увеличен размер пожилого при переходе крестьян в Юрьев день;
  • наказания за взятки;
  • ограничены права наместников;
  • Боярская дума – высший законодательный орган;
  • Усилилась зависимость крестьян.

2-я группа:

  • единообразие всех обрядов;
  • цель – улучшить нравы духовенства;
  • единый для всей России список почитаемых святых.

3-я группа:

  • уложение о военной службе;
  • возник корпус первого постоянного русского войска – стрельцов;
  • ограничена практика местничества.

Вывод: реформы носили структурный характер. Они затронули почти все сферы жизни общества. Изменилось многое. В стране сложилась сословно– представительная монархия в виде Земских соборов.

Учащиеся рисуют схему государственного устройства России к концу XVI века в тетради и отвечают на вопросы учителя:

– Что такое Избранная рада? (Это круг приближенных при Иване IV.)


(Рис. 6)

Какой тип монархии зародился в России в результате реформ Избранной рады? (Сословная монархия.)

– Кто из этих людей был ближе всего к царю? (Алексей Адашев.)


(Рис. 7)

– Что же полезного для страны сделала Избранная рада? (Разработала ряд проектов реформ.)

 – Давайте теперь вспомним про еще один существовавший при Иване Грозном орган – Земский собор.

– Для чего был в 1549 году созван Земский собор? (Для проведения ряда важных реформ и возвещении боярского произвола.)

– Зачитайте, кто входил в Земский собор. (Работа с документом. Соловьев С.М. “Чтение и рассказы по истории России”. М., 1989. С.272–273; С. 287–288) Давайте посмотрим, что представлял собой Земский собор. Вот как его изобразил знаменитый художник, пишущий картины на историческую тему, Сергей Иванов.


(Рис. 6)

– Следующий орган, созданный Иваном IV – приказы. Что такое приказы? (Это аналог современных министерств.)

– Все законы, создаваемые царем, необходимо было фиксировать на бумаге. Так появился юридический сборник. Как он назывался?

– Что вы о нем знаете? Каким по счету был этот Судебник? А кто был автором первого Судебника? (Иван III, дедушка царя). В каком году он был издан? (1497г.)


(Рис. 8)

– Царь Иван Грозный провел реформу местного самоуправления: отмена системы кормлений. Что это такое? (Система кормлений предполагала обеспечение местного управления за счет населения.) К чему она приводила? Что улучшилось с введением выборов на должность? Из какой среды выбирался человек?

Вывод: таким образом, Иван IV предстал как реформатор. И именно это имел в виду Карамзин, когда писал о нем: “Добрая слава … пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими, но имя … блистало на Судебнике и напоминало приобретение трех царств”.

Учитель: так кто же он, Иван IV? Личность неоднозначная, противоречивая, его палитра необычайно богата, в ней сочетаются и привлекательные и отталкивающие черты. Мудрые государственные распоряжения, внутренние реформы, блестящие военные успехи – и одновременно подозрительный и глубоко несчастный человек.

Вряд ли можно дать исчерпывающую характеристику. При всех успехах он оставил тяжелое наследство:

  • хозяйственное разорение;
  • нравственно – духовный упадок общества;
  • пресечение династии Рюриковичей.

Все это привело к знаменитому в истории нашего Отечества Смутному времени.

V. Рефлексия.

Учитель: сейчас итоговое испытание. Задание: заполните пропуски в таблице: “Реформы Избранной рады” (каждый ряд заполняет свои колонки таблицы, затем учащиеся каждого ряда зачитывают выполненное задание, все остальные вписывают в пустующие колонки пропущенные слова).

1-й ряд: Судебная реформа и реформа центрального управления.

2-й ряд: Военная реформа и церковная.

3-й ряд: Реформа местного управления. “Уложение о службе”. (Приложение 1)

VI Домашнее задание: Написать сочинение “Мое отношение к Ивану Грозному”. Для этого можно воспользоваться памяткой “Характеристика исторического деятеля”, дополнительной литературой об Иване IV.