Урок-проект литературного чтения по теме "Писатели – детям". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель:

  • повторить и обобщить пройденный материал, расширить знания обучающихся о жизни и творчестве изученных писателей;
  • учить составлять вопросы к прочитанным произведениям, анализировать, высказывать своё мнение;
  • развивать творческие способности детей, память, внимание, мышление;
  • воспитывать интерес к урокам чтения, чувства коллективизма и взаимопомощи.

Оборудование: портреты писателей А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, К. Чуковского, карточки с названиями произведений, предметные картинки, маски, куклы, рисунки для инсценировок стихотворений, выставка книг изученных писателей, показ слайдов по произведениям писателей.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Прозвенел уже звонок, начинается урок!

Улыбнитесь, подтянитесь и тихонечко садитесь!

-Пожелайте друг другу удачи, я вам желаю успешной работы и приятного общения, а нашим гостям получить хорошее настроение от урока.

-Итак, урок литературного чтения.

2. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

- Сегодня мы вспомним изученные произведения наших любимых писателей.

Я вам показываю портрет писателя, а вы говорите полное его имя и фамилию. (показ портретов) С книгами К. Чуковского, С. Михалкова, С. Маршака, А. Барто вы уже были знакомы с детского сада. Вы проделали большую работу по группам: создали богатую выставку книг, приготовили интересные задания, подготовили инсценировки стихотворений, проиллюстрировали наиболее понравившиеся отрывки. И все свои труды собрали в единую папку по отдельному автору. Каждая группа придумала себе название, представьте свою группу: «Мяч», «Находка», «Верёвочка», «Радость».

-Начнём наш урок с биографии писателей.

3. Рассказ о писателях.

(Заранее детей разделили на 4 группы, сильноподготовленным обучающимся было предложено собрать материал о писателях и создать папку по своему автору, остальные обучающиеся получили творческие задания в группах: инсценирование стихотворения, телепередача, диафильм и кукольный спектакль, наиболее понравившиеся отрывки из произведений дети проиллюстрировали и поместили в свою папку)

От каждой группы выступает один ученик. Показывает папку и рассказывает биографию писателя.

Группа «Находка» рассказывает о С.В. Михалкове.

Сергей Владимирович Михалков родился в 1913 году, 28 февраля, в Москве. Стихи влекли его к себе уже в самом раннем детстве. В 10 лет он написал свою первую басню. Сергей Михалков писал для детей и для взрослых.

Известность С.В. Михалкову как детскому поэту принесла поэма «Дядя Стёпа» и её продолжение «Дядя Стёпа-милиционер», «Дядя Стёпа и Егор», «Дядя Стёпа-ветеран». Очень популярны сатирические стихи поэта.

Знакомство, а потом и творческая дружба с С.Я. Маршаком и К. И. Чуковским помогли Михалкову окончательно определить его творческий путь – путь в литературу для детей. Так Михалков стал одним из любимых поэтов для детей.

Группа «Радость» расскажет о К.И.Чуковском

Миллионы читателей - от двух лет и до глубокой старости – знают Корнея Ивановича Чуковского как весёлого, озорного, мудрого сказочника. Годы жизни 1882 – 1969. «Прежде чем написать первую сказку, – пишет Чуковский, – я лет 15 изучал малышей». Читая истории о весёлых зверятах, мы учимся быть смелыми, добрыми, любить людей, животных, природу – всё, что нас окружает. Стихи Корнея Ивановича приносят всем нам радость. Они великолепно звучат, развивают нашу речь. Сегодня мы послушаем некоторые из них.

Группа «Верёвочка» расскажет о А.Л. Барто

Агния Львовна Барто родилась в Москве в 1906 году. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но увлеклась поэзией и решила сменить профессию.

Агния Львовна Барто начала свой путь в литературе в 20-е годы. В своих произведениях Барто рассказывает нам о детях, у каждого из них свой характер, свои причуды, свои особенности. А. Л. Барто убеждена в том, что именно в детстве закладывается основа человека, и если в характере появились отрицательные качества, то это грозит проблемами в будущем. Поэтому она по-серьёзному, а не в шутку разговаривает с детьми, поэтому в самых весёлых стихах учит она их честности и чести.

Группа «Мяч» расскажет о С.Я.Маршаке

Творчество С. Маршака очень разнообразно. Он и поэт, и переводчик, и редактор. Маршак писал стихи и для малышей, и для детей постарше, и для взрослых. Он писал и сказки, и сатирические произведения, и юмористические. Его юмористические стихи «Вот какой рассеянный», «Усатый – полосатый» помнят наизусть и дети, и взрослые.

Он был одарён от природы. С 4 лет сочинял стихи, в гимназические годы начал печататься в столичных журналах.

Первой книгой Маршака для детей был сборник пьес сказок «Театр для детей». Маршак понимал детство, до конца дней своих чувствовал себя ребёнком, способным радоваться первому снегу, ясному небу, берёзке в весеннем уборе. Самуил Яковлевич прожил 76 лет. Более пятидесяти из них посвятил литературе.

4. Чтение наизусть учащимися одного стихотворения каждого автора.

- Стихотворение « Радость» К.И.Чуковского.

- Стихотворение «Мы не заметили жука» А.Л. Барто.

- Отрывок из стихотворения «Мой секрет» С.В.Михалкова.

- Отрывок из стихотворения «Мяч» С.Я.Маршака.

5. Творческая работа учащихся

- Стихи наших замечательных писателей можно не только читать наизусть или выразительно, но и ещё создавать мини-спектакли, диафильмы, телепередачи и кукольные спектакли.

  • а) Группа «Радость» покажет для вас сценку (отрывок) по стихотворению К. Чуковского «Путаница». (дети выходят в масках и рассказывают наизусть отрывок)
  • б) Группа «Верёвочка» покажет телепередачу по стихотворениям А. Барто

Телепередача

(на парте стоит старый экран телевизора, ведущий садится и начинает передачу)

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! В эфире передача «Бибигоша». Сегодня к нам в гости пришла девочка, а зовут её Машенька.

– А что это ты принесла с собой?

Машенька: – Игрушки мои любимые, я часто их беру с собой, вот лошадка, слоник, зайчик (показывает игрушки)

Ведущий: – А вот есть такая писательница Агния Барто, которая написала стихи о твоих любимых игрушках. Хочешь послушать?

Машенька: – Да (показывает игрушку, дети читают стихи)

«Лошадка»
Я люблю свою лошадку
Причешу ей шерстку гладко
Гребешком поглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

«Зайка»
Зайку бросила хозяйка.
Под кустом остался зайка
Со скамейки слезть не мог
Весь до ниточки промок.

«Слон»
Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.

Ведущий: Тебе понравились стихи? Это были стихи А.Барто из сборника «Игрушки». А в следующей передаче мы почитаем другие стихи. Наше время закончилось. До свидания, до новых встреч!

  • в) Группа «Находка» по стихотворению С. Михалкова «Мой щенок» покажет диафильм (наизусть рассказывают и показывают рисунок к своему отрывку)
  • г) Группа «Мяч» по стихотворению С. Маршака «Кот и лодыри» покажет кукольный спектакль.

Собирались лодыри на урок,
А попали лодыри на каток.
Толстый ранец с книжками на спине,
А коньки под мышками на ремне.
Видят, видят лодыри: из ворот
Хмурый и ободранный кот идёт.
Спрашивают лодыри у него:
- Ты чего нахмурился, отчего?
Замяукал жалобно серый кот:
-Мне, коту усатому, скоро год.
И красив, я, лодыри и умён,
А письму и грамоте не учён.
Школа не построена для котят.
Научить нас грамоте не хотят.
А теперь без грамоты пропадёшь,
Далеко без грамоты не уйдёшь.
Ни попить без грамоты, ни поесть,
На воротах номера не прочесть!
Отвечают лодыри: - Милый кот,
Нам пойдёт двенадцатый скоро год.
Учат нас и грамоте, и письму,
А не могут выучить ничему.
Нам учиться, лодырям, что-то лень.
На коньках катаемся целый день.
Мы не пишем грифелем на доске,
А коньками пишем мы на катке!
Отвечает лодырям серый кот:
- Мне, коту усатому, скоро год.
Много знал я лодырей вроде вас,
А с такими встретился в первый раз!

Физминутка

- Мы дружно трудились,
Немного устали,
А теперь все тихонечко встали.
«Хомка, хомка, хомячок».

6. «Узнай по голосу: «Кто так сказал?» (включить аудио запись)

Дети называют героя и автора произведения.

-«Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко сиять».
Федора (К.И.Чуковский)

-«А теперь без грамоты пропадёшь,
Далеко без грамоты не уйдёшь.
Ни попить без грамоты, ни поесть,
На воротах номера не прочесть!»
Кот (С.Я.Маршак)

-«Я откровенно признаюсь,
Что в темноте я спать боюсь.
Мне так и хочется вскочить
И поскорее свет включить,
Когда вокруг меня темно
И занавешено окно.
Я чувства этого боюсь,
Но силой воли с ним борюсь-
Я говорю себе: «Лежи!
Глаза закрытыми держи!».
Мальчик (С.В.Михалков)

-« Я и прямо, я и боком,
С поворотом, и с прискоком,
И с разбега, и на месте,
И двумя ногами вместе…
Доскакала до угла.
-Я б не так ещё могла!»
Лида (А.Л. Барто)

7. «Задай вопрос!»

Каждая группа задает вопросы по прочитанным произведениям.

С. Маршак

Назовите произведения С.Я.Маршака. Как выглядел кот в стихотворении «Кот и лодыри»?

В каком произведении есть герои – цифры?

А. Барто

Какое время года описано в произведении «Верёвочка».Что делал герой Вовка? Почему Петя просыпался 10 раз?

К. Чуковский

Назовите полное имя Федоры. Кто из героев стихотворения «Путаница» был паинькой? Что вырастает от радости на берёзах?

С. Михалков

Почему Михалков назвал стихотворение «Мой секрет» именно так? Как мальчик преодолел свой страх в стихотворении «Сила воли»? Вспомни, какие добрые и смешные стихи написал Михалков.

8. «Работа с пословицами»

Каждая группа вытягивает карточку с пословицей и соотносит её с подходящим произведением.

  • «Порядок – душа всякого дела» Федорино горе
  • «Учись смолоду – пригодится в старости» Кот и лодыри
  • «У страха глаза велики» Сила воли
  • «Нет друга – ищи, а нашёл – береги» Вовка – добрая душа

9. «Соотнеси название стихотворения с портретом поэта».

На доске портреты писателей и карточки – названия стихотворений «Дядя Стёпа», «Мой секрет»,»Телефон», «Путаница», «Верёвочка», «В школу», «Радость», «Кот и лодыри», «Почта», «Багаж», «Сила воли», «Мы не заметили жука». Надо прикрепить название стихотворения под портретом автора. (выходят 4 ученика)

10. Подведение итога урока.

- Произведения каких писателей мы изучали? Как вы думаете, почему произведения этих авторов объединены в один раздел? Что сближает этих авторов? (интересно пишут, весело, иногда ругают детей; радуются хорошим детским поступкам; помогают избавиться от недостатков; подшучивают над невоспитанными детьми, учат добру).

- Назовите наиболее понравившееся стихотворение. Почему оно вам нравится? Чему учит это стихотворение? И в дальнейшем на уроках литературного чтения мы будем продолжать изучение произведений этих замечательных детских писателей.

- Всем спасибо, вы очень хорошо поработали!