Урок русского языка по теме "Общее понятие о местоимении". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема урока: «Общее понятие о местоимении»

Цель урока: научить детей находить местоимения в тексте, строить предложения, применяя местоимения, развивать речь учащихся.

Форма работы: групповая

Ход урока

– Мы продолжаем изучение темы «Части речи».

– С какими частями речи мы уже знакомы? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, наречие, числительное)

– По каким признакам мы определяем части речи? (По вопросу и что обозначает)

– Повторим, что мы уже знаем об этих частях речи.

(работа с таблицей)

Часть речи

Вопрос

Что обозначает

Имя существительное

Кто? Что?

Предмет

Имя прилагательное

Какой? Какая? Какое?

Признак предмета

Глагол

Что делать? Что сделать?

Действие предмета

Наречие

Как? Когда?

Признак действия

Числительное

Сколько? Который?

Количество предметов, порядок при счете


– Сегодня мы познакомимся с новой частью речи. Для этого необходимо поработать в группах и решить орфографические задачи: определить части речи в тексте,  найти речевые ошибки, исправить их. (Каждой группе даются карточки с заданиями)

  1. Московский  Кремль был построен в древние  времена. Московский   Кремль посещают тысячи туристов. Мощные стены  Кремля  стоят  пятьсот  лет.
  2. Главной башней Кремля  считается Спасская башня. У Спасских ворот  встречали царей и послов.
  3. Внутри Кремлевских стен великие архитектурные памятники. Архитектурные памятники признаны всемирным наследием.
  4. Свято хранит Москва память о московской славной истории.

(Задания напечатаны крупным шрифтом на отдельных листах для каждой группы. Дети работают вместе в группе, а защищает эту работу один представитель от каждой группы)

Последовательно на доске появляются листы с работами каждой группы с указаниями частей речи в текстах.

– Какую речевую ошибку вы заметили во всех  текстах?

– Речевые повторы.

– Как можно это исправить?

– Подобрать синонимы.

– Сейчас я прочитаю вам сказку.

(см. книгу  В.В. Волиной «Весёлая грамматика». Местоимение. Издательство  «Дрофа» Москва 2001г.с.11-13.)

– О какой части речи мы будем говорить на уроке? (О местоимении)

– Нам надо решить задачи: на какие вопросы отвечает местоимение и что обозначает?

– Местоимение. Вслушайтесь в название. Это значит вместо имени существительного, имени прилагательного, числительного.

В таблицы помещаю её дополнение.

Местоимение

Кто? Что? Какой? Сколько?

Указывает на предмет, его признак, количество, но не называет его.

– Какова же роль местоимения?

– Откройте учебник на с.49

– Что нового узнали из учебника? (Местоимения  бывают личными)

– Но есть ещё местоимения вопросительные: кто? что?; указательные: тот, этот, таков.

И много других, о которых вы узнаете в старших классах

– Мы в основном будем работать с личными местоимениями.

– На доске написаны два предложения. Какое из них должно быть первым и почему?

Их обязательно нужно увидеть. Все красоты Кремля описать невозможно.

– Что  интересного вы заметили? (Все предложения из одного текста)

– Чего не хватает в этом тексте? (Заголовка)

– Придумайте заголовок и запишите текст, используя в нем местоимения, не допуская речевых повторов.

(Проверка по слайду на доске.) (Приложение 1)

Московский Кремль был построен в древние времена. Его посещают тысячи туристов. Мощные стены Кремля стоят пятьсот лет. Главной башней Кремля  считается Спасская башня.  У её ворот встречали царей и послов. Внутри Кремлёвских стен великие архитектурные памятники. Они признаны всемирным наследием. Свято хранит Москва память о своей славной истории. Все красоты Кремля описать невозможно. Их обязательно нужно увидеть.

– Что нового вы узнали на уроке? Чему учились?

– Проведем самостоятельную работу.  

1 задание. Необходимо записать в тетради только  местоимения из  стихов, которые я вам прочитаю.

1. Всех слов дороже нам слова:
«страна родная» и  «Москва».

2. Город чудный, город древний.
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни, и палаты, и дворцы.

3. Я  по свету немало хаживал.

4. Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва.

2 задание. Написаны на доске предлоги и местоимения.

Выписать только местоимения. Мы, к, я, перед, за, этот, вы, он, до, с, они.     

Оцените свои знания на сегодняшнем уроке. (Слайд).

  • Я все понял и могу объяснить другому – 5
  • Могу объяснить другому частично – 4
  • Я понял все – 3
  • Я частично понял – 2
  • Я ничего не понял – 1 

Под музыку песни о Москве дети выходят из класса. Рабочие тетради сдают учителю.