Игра в театр кукол

Разделы: Внеклассная работа


Беря в руку куклу, мы подсознательно уже начинаем с ней диалог, имея в виду не бездушную пустую болванку, а поступающее в ее чертах живое человеческое начало. Более того, может быть, тысячелетний опыт общения с куклой позволяет придавать свойства живого многим другим предметам окружающего нас мира …
И.А.Морозов
доктор исторических наук

(Из кросскультурного исследования идеологии антропоморфизма “Феномен куклы в
традиционной и современной культуре”

Работа классной игры в театр кукол

Игра оживления кукол в самобытной культуре русских старожилов Сибири очень древнее, история ее огромна. По контексту игра оживления кукол – это игра в кукольное представление, театр кукол. Театр кукол всегда привлекал внимание человека своей особой магической атмосферой, связанной с чудом оживления неживого предмета – куклы.

В самобытной культуре русских старожилов Сибири издревле бытовала и следующие игры в кукольное представление:

- игра в пальчиковый театр (театр пяти пальцев);

- игра в ледовый театр (театр берестопластики);

- игра в ложковый театр (театр на лавочке);

- игра в театр варушки (театр Петрушки).

В данная работа о пальчиковом и ледовом театрах. Ученикам интересно будет узнать, как наши предки в детстве играли потешными пальчиковыми куклами, куклами-перевертышами, кукла-за-куклами, куклами “ряшка”, куклами-будилками, куклами “Кулачник”, игрушками-наперстками и малой пластикой из бересты в ледовом театре.

Потешная пальчиковая кукла. Потешная пальчиковая кукла отличается от других пальчиковых кукол с выемкой для пальца внизу или сбоку, и, игра сопровождается потешками. В старину потешных пальчиковых кукол изготовляли из бересты или коры тополя. Из бересты изготавливали примерно так: вырезали две одинаковых фигур похожие на контур человека размерами 5-8 см. высотой 3-4 см. шириной. Одну сторону разрисовали, а другую на обороте пришивали. За счет вогнутости бересты внизу образовывается выемка для пальца. Надев на палец можно играть в куклы, и кукла переходит к подвижному состоянию. В настоящее время потешную пальчиковую куклу лучше изготовлять из дерева.

Потешная кукла-перевертыш. Куклой-перевертышом называют куклу, имеющую два или более облика человека в одном фигуре. В народе ещё называют куклой-вертушкой. Из бересты вырезали от двух до пяти одинаковых фигур похожих на облик человека, разрисовали и пришивали боком друг другу. Также вырезали фигуру человека сверху и внизу зеркальным видом. Играют так, надев куклу на палец, и вертят по кругу. В другом варианте – куклу держат между указательным и средними пальцами и переворачивают. Играли: пятигранными куклами - “Друзья не разлей вода”, четырьмя - “времена года”, тремя - “Три богатыря”, и двумя - “дед да баба” и других игр.

Кукла-за-куклой . Связанные шарниром друг на друга кукол называют – “Куклой-за-куклой”. Вырезали из бересты от двух до семи кукол, крепились друг на друга шарниром. Играют так, переднюю куклу раздвигают, затем вторую и так далее как веер. Играли семью куклами: “Семья – это семь Я”, пятью - “Друзья не разлей вода”, тремя “дед, баба и внучка” и др.

Куклы “Ряшки”. Куклы “Ряшки” или “решки” изготовляется из бересты или из кожуры тальника. Изготавливался следующим образом: мал, мала меньше свернутой трубочкой бересте наносили ряшку - лицо человека и надевали друг на друга, их еще называют пальчиковыми матрешками. Играли: “триряшками” - “дед, баба и внучка Аленка”, “пятьюряшками” - “Друзья не разлей”.

Кукла-будилка. Куклу, изготовленную для большого пальца детской ноги, называют куклой-будилкой. В старину для детей младшего возраста изготавливали куклы-будилки для забавы. Играли так: когда ребенок проснется, на большие пальцы обеих ноги надевали куклы-будилки: “Ваньку” и “Аленку”.

Кукла “Кулачник”. “Кулачник” - игровая пальчиковая кукла из бересты. Руки куклы сделаны с лоскутков ткани или кожи для подвижности. Кулаки куклы – маленькие деревянные шарики. Играют так: когда игрок один, то он надевает на оба указательных пальца куклу и играет сам по себе. Обычно ими играют вдвоём или командой. Надевают на указательные пальцы и стенка на стенку идут на “кулачный бой”. Для этого играющий быстрыми движениями вертит пальцы по кругу с куклой, чтобы кукла стал махать руками наотмашь.

Игрушки-насадки. Игрушек, которых насаживают или надевают на палец, называют игрушкам - насадками. Для насадки на палец нижняя часть или тыльная сторона игрушки изготовлена “П” - образно. Например: “Гуси”, “зайчик-на-пальчик” изготавливают нижнюю часть “П” - образно, других пальчиковых кукол в тыльной стороне “П” - образный держатель.

Игрушки-наперстки. Игрушек, которых держат между пальцев, называются игрушками-наперстками. Из бересты вырезали кружки диаметром 3-4 см, в центре прикрепляли палочку длиной 3 см. Игрушка имеет два варианта игры. В первом варианте играют как волчок. Во втором варианте игрушку-наперстку держат между указательным и средним пальцами. Одна ладонь держат в кулак, а другая выпрямлена. Выпрямленной ладони держат “солнце”, а в кулаке “луну”. Прямой ладонь взять в кулак, а ладонь в кулаке выпрямляется, при этом говорят: “луна и солнце” или “день и ночь”. Или другой способ игры: правый ладонь в кулаке, а левая выпрямлена, и кончики пальцев касается на ребро ладони правой руки. Ритмично по очереди чередуют исходное положение.

Малая пластика из бересты. Вырезанные из бересты фигурки животных и людей называют малой пластикой или берестопластикой. Для подвижности делается шарнирными. Например: зайчик вырезали из двух частей: верхняя – голова до туловища, а нижняя – ноги. Эти две части соединяли с шарниром. Шарниром служила нитка.

Игра в куклы. Игра в куклы или игротека в кукольное представление – очень древнее и весьма распространенное искусство. Игротека имеет колоссальный стержень или ядро общества. Игротека - это одно из ключевых составляющих в формировании нации. Детство каждого ребенка и его воспитание начинается, как правило, с искусства оживления кукол – самобытных игр в театр кукол, домашних кукольных спектаклей. Ниже две игры в театр кукол.

Игра оживления кукол. Искусству оживления пальчиковых кукол или игру в пальчиковый театр можно считать наиболее древним. Пальчиковый театр или по-другому театр пяти пальцев, как вид искусства, является добрым спутником жизни ребенка с самого раннего нежного возраста. Старорусскую самобытную игру в пальчиковый театр сопровождали потешками. Потешки – это кладовая национальной культуры любимая многими поколениями детей. Народные прибаутки, потешки и присказки – это мини-сценарии для игры оживления кукол. Героям русской самобытной игры в пальчиковый театр является куклы - “мальчик-с-пальчик Ванька-встанька” “певунья Аленка” “Друзья не разлей вода” и “дед да баба” и др. Названными куклами играли примерно следующим образом.

Забавы Ваньки и Аленки: Играющий, держа, руки на уровне груди, ладони вверх друг на друга, надевает на полусогнутый безымянный палец куклу “Ванька” и начинает представление:

- Ванька, давай потешим.
Я буду петь, а ты потеши.
- Ой, мороз, мороз… (кукла в такт песни покачивается).

Далее, свободной рукой ладони куклу прикрывает, как “забор” и:

В прятки Ванька играл.
Головку справа показал (кукла покажется справа),
Вот так, вот так.
Головку слева показал (кукла покажется слева).
Вот так, вот так!

Далее, играющий надевает куклу “Ванька” на указательный палец и на безымянный палец куклу “Аленка” и, прижав остальных пальцев к ладони, продолжает:

- А, я по лугу, а, я по лугу… (Аленка в такт песни покачивается).
- Спасибо, Аленка-певунья!
Чмок, чмок, чмок! (Ванька “целует” Аленку).

Потехи деда и бабы: Играющий, насаживает на большие пальцы гусей и прячет за ладони, одновременно придерживая средними пальцами за бока куклу “Баба”, начинает представление:

- Гуси, гуси! (куклу “Баба” слега покачивает)
- Га, га, га! (выходят гуси – согнутые большие пальцы выпрямляет).
- Есть хотите?
- Да, да, да! (гуси кланяются).

Далее, куклу “Баба” слегка покачивая:

Жили у бабуси,
Два веселых гуся.
Один серый (выходит серый гусь)
Другой белый (выходит белый гусь),

Два веселых гуся (гуси покачиваются, затем прячутся и кланяться).

Играющий, насаживает на большие пальцы зайцев и прячет за ладони, одновременно придерживая деда, исполняет представления:

Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел зайчик погулять (выходит заяц),
Вдруг охотник выбегает (заяц далее “умирает” и в конце “оживает”).
Зайчишка-трусишка по полю бежал (выходит другой заяц)
В огород забежал (заяц на месте прыгает).
Капусту нашел,
Морковку нашел,
Сидит и грызет:
- Ай, кто-то идет! (Зайцы прячутся).

- Не будьте же такими трусишками. Держитесь за деда!

Сказка-спектакль для игры в пальчиковый театр “Друзья не разлей вода”.

Было это давно, было это недавно. Жили-были да живут до сих пор, пятеро неразлучных друзей. Первого зовут дровосек-Матвей, второго истопник-Пантелей, третьего водовоз - Савелий, четвертого кашевар-Прокопий и пятого балалаечник Иванушка.

Утром проснулся и попросил неразлучных друзей: “Водичку несите, и лицо мне помойте!” Друзья дружно встали в ряд, полусели – получился “лодочка”. Набрали воду, и лицо мне помыли. Я им: “Спасибо друзья! Вы настоящие – “Друзья не разлей вода”! - говорю. В ответ они стали потешать вот так (на каждый палец надевается кукла):

А, ну-ка друзья, за работу.
Покажем свою охоту!
Матвею дрова рубить,
Пантелею печь топить,
Савелию воду носить,
Прокопию кашу варить,
А, Иванушке песню петь и плясать
Друзей забавлять.
Вот мы навсегда
Друзья не разлей вода!
Вот и сказке конец (куклы-герои поклонились).

Кто понял про “Друзей не разлей вода”, тот – молодец!

Ответ: пять пальцев руки. Почему “не разлей вода”? потому что пальцы, взяв в “лодочку” не разливают воду. Если вода просочиться, то они - “Друзья разлей вода”.

Как друзьям становиться “Друзья не разлей вода”?

Вот пять фразеологических оборота, которые должны соблюдать, когда становишься “Друзья не разлей вода”: “плечом плечу”, “бок обок”, “ рука об руку”, “ можешь пить из моих рук” и “Друзья не разлей вода”.

Друзья встанут бок-обок, первый держит “лодочку” правой полусогнутой рукой, другой “лодочку” левой рукой. Скрещивая накрест руки, воссоединяют “лодочки” (ребрами ладони). Образовавшей “большой лодке” наливают воду, и друзья, не разливая воду, пьют по очереди. Вот и друзья стали “не разлей вода”. Этот обряд можно исполнить два и более человека разом, вставши в круг. В старину русские князья под предводительством князей Владимира и Твери проделали обряд “Друзья не разлей вода” и образовали Россию.

Спектакль для пальчикового театра: Как, друзья научили Щенка лаять.

Жил-был Щенок, который не умел лаять. Пришел Жеребёнок играть со Щенком.

- Давай играть “догонялки” – сказал Жеребенок.

- Нет, лучше научи меня лаять – просит, Щенок – псы меня ругают, что я не умею лаять.

- Лаять не умею, а ржать могу “Иго, го!”

- Спасибо! Мне не надо – сказал Щенок и сел, отпустив голову.

Пришел Теленок. Щенок:

- Научи меня лаять.

- Я, умею лишь мычать “Му-Му!”

- Спасибо! Не надо.

Пришел Поросенок, Щенок:

- Научи лаять – говорит.

- Я, хрюкать могу: “Хрю-хрю!”

- Спасибо!

Пришел Кот, и умываясь важно говорит:

- Могу научить мяукать. И будешь мышей гонять и по крышам гулять. Ха-ха! Мяу!

- Не-ет! – сказал Щенок, и заплакал.

Друзьям жалко стало Щенка и стали думать, как помочь. Подумали, пошептали и тихо подсчитали: раз, два, три! и закричали: “Во-олк!”. Щенок быстро встал, уши поднял:

- Где, где? Ге-ге, Га-га! Гав, гав!- залаял и дальше зарычал: “Р-р-р!”

Друзья засмеялись. Щенок понял, как друзья ловко научили его лаять и рычать.

- Спасибо, друзья! Теперь я Пес, умеющий лаять и рычать. Буду защищать вас от волка и конечно играть с вами “догонялки”. Раз, два, три! Побежали!

Игра в ледовый театр: В старину дети русских старожилов Сибири играли “Игру в ледовый театр”. Играли примерно вот так: аккуратно снимали тонкий лед с заморщей лужицы размерами 50х30 см. устанавливали вертикальное положение и прикрепили снегом. Лед служил экраном театра, и заранее приготовленной малой пластикой из бересты, разыгрывали кукольные представления-спектакли: “Репка”, “Колобок” и др., подобию как, эпизоды мультфильма “Ежик в тумане”.

Спектакль для ледового театра: Рыбка и Утка.

Было это давным-давно, когда животные понимали свой язык. В лужице, которая образовался после наводнения, застряла Рыбка. Рыбка переживала, как добраться до реки, так как лужица с каждым днем убавлялось. Однажды мимо лужицы проходил Конь. Увидев Коня, Рыба высунула головы из воды и попросила:

- Уважаемый Конь, помогите мне добраться до реки.

Конь, подумал, покачал голову с гривой и говорит:

- Бедная Рыбка, не могу тебя взять в рот и до реки донести, вдруг я проглочу. Жди помощи. Прощай!

Мимо лужицы проходила Корова и Рыбка проситься:

- Уважаемая Корова, не могли бы помочь мне добраться до реки?

Корова, подумала, пожевала сено во рту и говорит:

- Бедная Рыбка, сожалению не могу тебя промеж копыта взять и идти. Жди помощи.

Мимо лужицы проходила Коза и Рыбка просится:

- Уважаемая Коза! Помогите мне до реки добраться.

Коза, подумала, покачала голову с рогами и говорит;

- Бедная Рыбка, не могу я тебя с рогами взять и швырнуть до реки. Прощай!

В лужице подошла Свинья и стала валяться, чуть не задавила рыбку. Рыбка говорит:

- Уважаемая Свинья! Сжальтесь надомной, не задавите меня, лучше помогите.

Свинья перестала валяться, подумала и сказала:

- Бедная Рыбка, не могу тебя прикрепить своей пятачку и донести до реки. Жди помощи.

Рыбка очень горевала, лужица стала совсем маленькая и вот-вот высохнет. К счастью, мимо лужицы шла Утка, увидела плачущего Рыбка и спрашивает:

- Бедная Рыбка, почему ты такая печальная?

- Вот исчезнет лужица и меня не будет, даже мокрого места не отстанет.

- Давай, я тебе помогу.

- О, добрая птица, разве тебе ли мне помочь. Домашние животные Конь, Корова, Коза и Свинья, та не смогли помочь.

- Прыгни на мою спинку и держись. Когда доберусь до реки, и спущусь плавать, и ты прыгнешь воду.

Так и сделали. Рыбка спрыгнула на спинку Утки. Утка быстрым ходом добралась до реки, и Рыбка спрыгнула воду. Когда Рыбка вернулась в свою стихию, все другие рыбки так обрадовались, что прыгнули вверх на поверхность воды и хором закричали:

- Спасибо, добрая Утка! Мы не забудем твою доброту. Будем друзьями!

До сих пор Рыбки и Утки большие друзья.

Урок “Игра в театр кукол”, как дидактический материал необходим детям, как сказкотерепия, как куклотерепия и для развития мелкой моторики рук, и массаж рефлекторных точек на кончиках их пальцев.

Литература:

В.Ш.Куулар. “Игра в пальчиковый театр”. Издательство ГБОУ СОШ № 1321. “Ковчег”. М., 2008.