Игра-драматизация "Петушок – золотой гребешок" по мотивам русской народной сказки (с элементами логоритмики) для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Цель: Развитие коммуникативных навыков на основе общих игровых интересов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Действующие лица:

  • Сказочник – взрослый
  • Кот Котофеич – дети 
  • Дрозд Иванович – дети
  • Петя-петушок-Золотой гребешок – дети
  • Лиса – дети

Декорации: Домик кота, дрозда и петуха с открывающимся окошком, домик лисы, лес (осенний пейзаж), базар.

Оборудование: маски, костюмы лесных животных; осенние листочки; топор, пила, гусли для кота; фонограммы П.Чайковского из цикла «Времена года» и русских народных мелодий  в оркестровом исполнении.

Дети входят в зал под музыку и садятся на места. Появляется сказочник.

Сказочник:

Здравствуйте, ребята! Вы любите сказки?  

Я приглашаю Вас в Страну сказок. 

Сядем вместе мы рядком,
Да поговорим ладком,
О сказках, всеми любимых,
С древних времен хранимых.
Вот «Волшебный колокольчик»:
Колокольчик позвени
Двери в сказку отвори!
Двери отворяются!
Сказка начинается!

А что за сказка и кто герои нашей сказки, отгадайте сами.

– Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встает
Голосисто поет. (Петушок)

– То мурлычет, то играет,
То куда-то удирает,
Убегает далеко.
А когда придет обратно,
То мурлыкает и  с блюдца
Пьет сырое молоко.  (Кот)

– Красный клюв
И пестрый хвост -
Как красив поющий…   (Дрозд)
– За деревьями, кустами
Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало…

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
– Плутовка пела под окошком
«Я угощу тебя горошком»,
Поверил песням петушок
И сразу угодил в мешок.

(Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»)

– Молодцы! Все загадки отгадали, сразу в сказку вы попали.

В лесу, в маленькой избушке, жили-были Петя-петушок-Золотой гребешок, Кот Котофеич и Дрозд Иванович. Жили они дружно, Кот, да Дрозд ходили в лес дрова рубить, а Петушок оставался хозяйничать и дом стеречь. Жили они не тужили, дом построить новый решили.

Пальчиковая игра «Строим дом»

Тук-ток! Тук-ток!
Застучал молоток

Дети ударяют кулачками друг о друга

Будем строить новый дом
С высоким крыльцом,
С окнами большими,

Поднимают руки.

Сгибают поднятые руки в локтях и кладут одну ладонь на другую

(«окно»).

Со ставнями резными,
Со ставнями расписными.

Разводят руки в стороны («раскрывают ставни»)

Тук-ток! Тук-ток!

Ударяют кулачками друг о друга

Замолчал молоток

Опускают руки

Вот готов новый дом

Соединяют руки над головой («крыша»)

Будем жить мы в нем.

Прикасаются ладонями к груди и вытягивают руки вперед.

Сказочник:

    

 

Дом вышел на славу: красивый, просторный, большой, светлый, теплый.  Живут в новом доме Петя-петушок-Золотой  гребешок, Кот Котофеич  и Дрозд Иванович радуются.  Вечерком любят они на лавочке посидеть, да на природу полюбоваться. Красиво вокруг:

Вот художник, так художник,
Все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот? (Осень)

В нашу сказку тоже пришла Осень. Оделась в осенний наряд природа. Окрасился лес в яркие золотисто-желтые и красные цвета.

А сейчас мы все вместе окажемся в сказочном осеннем лесу. Раз, два, три и в осеннем лесу оказались мы. Смотрите, ребята, как закружились в воздухе желтые, красные листья и  начали устилать землю золотисто-багряным ковром.

Дети берут осенние листья.

Сказочник:  Давайте, ребята, поиграем с листочками. Игра «С какого дерева лист?», «Подбери признак».

Фонопедические упражнения «Осенние листья»

Подул на листочек слабый ветерок,

Дети делают глубокий вдох носом и продолжительный выдох ртом (направление воздушной струи)

А  затем подул сильный  ветер

Глубокий вдох носом и сильный долгий выдох ртом (направление воздушной струи)

Задрожал листочек

Произносят «бл-л-л…» на одном дыхании, встряхивая кистями рук

Оторвался от веточки листочек и полетел

Изображают полет листочка правой рукой ∞.

Закружился в воздухе

Изображают полет листочка левой рукой ○.

Упал в лужицу

Медленно опускают листочки на пол.

Застучал по лужице дождик

Дети приседают и постукивают пальцами по полу, произнося «па-па-па…» сначала медленно, а потом быстро.

Лужа становилась все больше и больше

Показывают руками

И листочек поплыл по ней, как кораблик.

Изображают руками волны, затем как плывет кораблик, произнося (тянут звуки) [а], [у] на продолжительном выдохе.

Сказочник:

Пришла пора  запасаться дровами на зиму. Собираются в лес за дровами Кот Котофеич, да Дрозд Иванович, Петю-петушка одного оставляют и строго наказывают:

Кот:

– Мы пойдем далеко, а ты оставайся домовничать, да голоса не подавай, если лиса придет.

Дрозд:

В окошко не выглядывай.

Кот Котофеич и Дрозд Иванович уходят в лес за дровами. Петя-Петушок хозяйничает по дому.

Сказочник:

Кот да дрозд в лес пошли  дрова рубить, а Петя-петушок-Золотой гребешок решил пироги испечь. Пироги  печет, песни поет. Ребята, давайте  мы ему поможем.

Пальчиковая игра «Пироги

Я пеку пироги
С пылу, с жару  из печи.

Пекут «пироги», поочередно прихлопывая сверху одной ладонью по другой.

Пироги румяные,

Круговые растирающие движения одной ладони по другой. Ладони в вертикальном положении.

Большие и малые,

Показывают руками размеры пирогов.

С маслицем, сметаною

Круговые растирающие движения  одной ладони по другой. Ладони в горизонтальном положении.

Для себя, для друзей,
В гости приходи скорей.

Прикасаются ладонями к груди и вытягивают руки вперед и приглашают в гости.

Сказочник:

А в это время…

Ходит по лесу лиса,
Щурит, рыжая глаза:
Всюду хитрая лисица
Ищет, чем бы поживиться.

Проведала лиса, что кота и дрозда дома нет, и решила навестить Петю-петушка. Села под окошком и запела песенку:

Лиса:

– Петя-петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.

Сказочник:

Петушок выглянул в окошко, а она его цап-царап – схватила и понесла. Закричал петушок.

Петушок:

– Несет меня лиса,
За темные леса,
За высокие горы,
за быстрые реки,
Кот и Дрозд, спасите меня!..

Сказочник:

Кот Котофеич и Дрозд Иванович услыхали, бросились на помощь и отняли у лисы Петю-Петушка. На другой день собираются Кот Котофеич и Дрозд Иванович в лес дрова пилить, опять наказывают:

Кот:

Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесет и съест.

Дрозд:

Мы дальше пойдем, не услышим твоего голоса.

Кот Котофеич и Дрозд Иванович уходят в лес пилить дрова.

Сказочник:

Пришли в лес кот с дроздом и стали бревна распиливать. Ребята, поможем напилить дрова.

Ритмическое  упражнение «Пила»

Загудела пила
Зажужжала, как пчела
Лопнула и встала –
Начинай сначала.

«Пилят», двигая руками вперед-назад, наклоняя и выпрямляя корпус в ритме стихотворения. Останавливаются, меняют руки и повторяют упражнение еще раз.

Сказочник:

Пока кот с дроздом дрова пилили,  Петя-петушок все в доме прибрал, пол чисто подмел, сидит песни поет и друзей ждет. А  лиса тут как тут. Опять прибежала к домику и запела:

Лиса:

– Петя-петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.

Сказочник:

Петушок сидит молчит, в окно не выглядывает. А лиса – опять:

Лиса:

– Петя-петушок,
Золотой гребешок,
Бежали ребята,
Рассыпали пшеницу,
Курицы клюют,
Петухам не дают…

Петушок:

– Ко-ко-ко! Как не дают?!

Сказочник:

Петушок выглянул в окошко, а лиса его цап-царап – схватила и понесла. Закричал петушок.

Петушок:

– Несет меня лиса,
За темные леса,
За высокие горы,
за быстрые реки,
Кот и Дрозд, спасите меня!..

Сказочник:

Кот и дрозд  услыхали, бросились в погоню. Кот бежит, Дрозд летит… Догнали лису и отняли петушка.

Долго ли, коротко ли, опять собрались Кот Котофеич и Дрозд Иванович в лес дрова рубить. Уходя, строго-настрого наказывали петушку:

Кот:

Смотри, Петя, не  выглядывай в окошко, не слушай  хитрую лису.

Дрозд:

Мы  уйдем далеко-далеко, не услышим твоего голоса, не сможем помочь.

Сказочник:

И ушли кот да дрозд далеко-далеко в лес дрова рубить. Давайте, поможем им:

Лесорубами мы стали,
Топоры мы в руки взяли.
Раз-два! Раз-два!
Будут на зиму дрова.

Дыхательное упражнение «Лесорубы»

Встать прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, пальцы собраны в «замок». На выдохе сделать наклон, произнося: «Ух!». Повторить 6-8 раз.

Сказочник:

Кот Котофеич с Дроздом Ивановичем дрова рубят в лесу, а Петя-петушок в доме все чисто прибрал, пол подмел, сидит песни поет и друзей ждет. А лиса тут как тут: села под окошечко и поет:

Лиса:

– Петя-петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.

Сказочник:

Петушок сидит, молчит, в окно не выглядывает. А лиса – опять:

Лиса:

– Петя-петушок
Золотой гребешок,
Бежали ребята,
Рассыпали пшеницу,
Курицы клюют,
Петухам не дают…

Сказочник:

Петушок сидит все молчит, в окно не выглядывает. А лиса – опять:

Лиса:

– Петя-петушок,
Золотой гребешок,
Люди бежали,
Орехов насыпали,
Куры клюют,
А петухам не дают…

Петушок:

– Ко-ко-ко! Как не дают?!

Сказочник:

Петушок выглянул в окошко, а лиса его цап-царап – схватила и понесла. Закричал петушок.

Петушок:

– Несет меня лиса,
За темные леса,
За высокие горы,
за быстрые реки,
Кот и Дрозд, спасите меня!..

Сказочник:

Сколько Петушок не кричал, ни звал на помощь – Кот и Дрозд не услышали его, очень далеко они ушли в лес за дровами. Вернулись Кот Котофеич и Дрозд Иванович домой, а Пети-петушка-Золотого гребешка-то нет. Погоревали, да делать нечего. Надо идти Петушка выручать, наверно, его лиса утащила. Решили Кот Котофеич и Дрозд Иванович на базар пойти, купить себе там сапоги, синий кафтан, шляпу с пером да музыку-гусли, чтоб  настоящими музыкантами стать. Идут по лесу, играют в гусельки и песни поют.

Кот и Дрозд:

– Трень, брень, гусельки,
Золотые струнушки,
Трень, брень, гусельки
Золотые струнушки.

Сказочник:

Звери в лесу удивляются – откуда  у них такие музыканты появились. А Кот Котофеич с Дроздом Ивановичем ходят песни поют и сами все лисий дом высматривают. Увидели они лисий дом, заглянули в окошко, а там лиса блины печет. Встали Кот Котофеич с Дроздом Ивановичем  на крылечко и запели:

Кот и Дрозд:

– Трень, брень, гусельки,
Золотые струнушки,..
Дома ли лиса?  Выходи, лиса!

Сказочник:

Лиса слышит, кто-то ее зовет, а выйти посмотреть не может – блины печет.

Лиса:

Не могу выйти, блины пеку.

Кот и Дрозд:

– Трень, брень, гусельки,
Золотые струнушки,.
Дома ли лиса? Выходи, лиса!

Лиса:

Не могу от печки отойти, блины пеку.

Кот и Дрозд:

– Трень, брень, гусельки,
Золотые струнушки,
Дома ли лиса? Выходи, лиса!

Сказочник:

Лиса слышит, кто-то ее зовет, а выйти посмотреть не может – блины могут сгореть. Самой лисе нельзя от печи отойти и послать некого – один петушок остался, говорит она ему:

Лиса:

– Ступай, Петя, погляди, кто меня там зовет, да скорей назад возвращайся!

Сказочник:

 Петя-петушок-Золотой-гребешок выскочил на крыльцо, а Кот Котофеич с Дроздом Ивановичем схватили петушка и понеслись домой что было мочи. А дома Петя-петушок-Золотой гребешок поблагодарил Кота Котофеича и Дрозда Ивановича  за свое спасение.

Петушок:

Спасибо Кот Котофеич, Спасибо Дрозд Иванович, что спасли меня от лисы. Я больше никогда не буду слушать хитрую лису.

Сказочник:

С тех пор живут вместе дружно Кот Котофеич, Дрозд Иванович да Петя-петушок-Золотой-гребешок. Петя-петушок – Золотой гребешок  больше в окошко на чужие голоса не выглядывает, незнакомым двери не открывает,  а лиса уж больше  к ним не показывается.

Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!