Урок музыки "Не отнимайте солнце у детей"

Разделы: Музыка


Цели и задачиы.

  1. Воспитание патриотизма.
  2. Укрепление гражданской ответственности за мир на Земле.
  3. Развитие творческих способностей детей.
  4. Знакомство с произведениями искусства о В.О.В.

Оформление.

Книги о вой не, репродукции картин и скульптур о войне, “вечный огонь”, цветы, колокол, компьютер, записи песен, затемнение окон, фонарики, В. Моцарт “Реквием”, И. Бах “Токката и фуга”, Ф. Шуберт “Аве, Мария”, В. Мурадели “Бухенвальдский набат”. На доске нотный стан в 3 ряда со словами “Пусть всегда будет солнце”.

Приложение 1 (Презентация)

Приложение 2 (Музыка)

Ход урока

1. На экране тема урока и подзаголовок.

1 удар колокола и сразу Токката Баха.

Учитель (на фоне затихающей музыки):

- Здравствуйте, дети и уважаемые гости. Сегодня наш урок мы посвятим тем, кто на себе ощутил все ужасы войны, причем в самом страшном ее проявлении, пройдя при жизни все круги ада в фашистских застенках и лагерях смерти. Как ненасытное чудовище концлагеря сотнями, тысячами поглощали военнопленных и мирных жителей: стариков, женщин, детей разных национальностей и стран.

Перед вами тема урока. Как вы понимаете эти слова?

Ответы детей.

Подвести к мысли, что имеется в виду: отнять солнце – отнять жизнь. Ведь без солнца не может быть жизни.

К этому времени музыка Баха смолкает. Звучит “Реквием” Моцарта.

2. Ученик: (на фоне музыки “Реквием” Моцарта).

Когда над миром плывут первые лучи солнца,

Не позволяйте бомбардировщикам смотреть в просторы земли,

Потому что на голубой мячик, на голубой глобус

Пришли жить детство и солнечный свет.

Продолжает звучать “Реквием”.

Учитель: Поэт и писатель найдут нужное слово, чтобы проникнуть в души людей…

- Композитор – интонации…

- Художник подберет такие образы и краски, которые заставят нас содрогнуться от ужасов войны…

На экране появляется картина Пластова “Фашист пролетел”.

- Всмотритесь в картину нашего земляка художника Пластова “Фашист пролетел”. (Музыка громче).

Дать время рассмотреть картину.

- Что вы видите? (Музыка стихает и сходит на нет).

- Какое время года?

- Почему?

- Какие краски использует художник?

(Яркий солнечный свет на пожелтевшей березе блекнет на переднем плане картины, уступая место тени…).

- Почему?

- Может, мальчонка прилег отдохнуть?

- Нет! Поза мальчика, воющая собака, осенние краски, контраст света и тени рассказали нам о том, что здесь не только угасло солнце, здесь угасла жизни. Отец мальчика скорее всего на фронте, но дома его ждут мать, бабушка, возможно братья и сестры, а ведь он уже никогда не откликнется на их зов.

- Какое настроение создал художник? (Грусти, тоски).

- А какие чувства испытываете вы, глядя на картину? (Боль, печаль, жалость).

- А как воздействовала на вас звучавшая музыка? Что она выражала? (Выражала чувства, но она не только усилила скорбь, она проникла в самую глубину наших душ, заставив нас сочувствовать и сопереживать).

- А какие средства музыкальной выразительности использует композитор, чтобы воздействовать на наши чувства?

Ответы детей.

На доске:

Лад. (Минор – грусть, печаль, скорбь).

Темп. (Медленный, музыка звучит протяжно, плавно, что еще углубляет скорбь).

Динамика.(От очень тихого к громкому и опять к тихому).

Жанр. (Траурная песня).

Мелодия. (Плачущие, нисходящие интонации).

- В чем заключается сила воздействия музыки на человека?

(Музыка должна быть правдивой, т. е. правдиво выражать чувства людей и красивой, чтобы ее хотелось слушать).

- Соответствовала ли музыка, что сейчас прозвучала этим требованиям?

- Это произведение В.А.Моцарта “Реквием” - музыка в память об погибших, умерших.

(На экране изображение картины Г.Г.Ряжского “В рабство”).

- А теперь всмотритесь внимательно в эту картину.

- Что вы видите?

- Куда бредут все эти люди с потухшими и невидящими глазами?

- Как бы вы назвали эту картину?

- Что ждет этих измученных людей?

3. 2 удара колокола, Ф.Шуберт. “Аве, Мария”.

Ученик:

Когда в сосновом лесу созревают пригоршни земляники,

Не позволяйте траву превращать в пепел,

Потому что на голубом мячике, на голубом глобусе

В полдень играют детство и солнечный свет.

Я думаю, что композитор, поэт, писатель и художник все они сами глубоко пережили то, о чем рассказали нам. Иначе бы эти произведения оставили бы нас равнодушными и безучастными.

А сейчас вновь внимание на экрана. Перед вами Мемориальный комплекс, созданный в память об узниках концлагерей в городе Вене.

- Что вы видите? Тех же обреченных, что только что брели на картине.

- Только в чем разница? На картине люди были еще живыми, а здесь они похожи на тени. Худые, вытянутые в высоту, совершенно безликие мрачные тени некогда живых.

- Да, под резцом мастера ожил бездушный камень и рассказал нам о трагедии, о самой, пожалуй, страшной странице в истории войны – об узниках концлагерей.

4. На экране - фото из концлагеря Бухенвальд. Звучит музыка Ф. Шуберта “Аве, Мария”. Комментарии учителя.

Я предлагаю вам в память о тех, у кого при жизни отняли солнце создать свою живую скульптуру.

Дети занимают свои места.

Учитель: Нечеловеческие страдания, непосильный труд, голод, зверства фашистов сломили многих узников концлагерей. Не было сил терпеть издевательства и это основание нашей скульптуры.

Дети встают на колени, головы опущены, прикрыты руками - вся поза выражает страх и ужас.

2 ярус – отрешенность от всего земного, когда человек не чувствует ни боли, ни холода, ни страха: что воля, что неволя – все равно.

Дети стоят с опущенными руками, взгляд устремлен в себя.

Но в лагерях были люди, которых не сломили жестокость и непосильный труд.

Они верили в человека, верили в победу, боролись, организовывали побеги, помогали тем, кто нуждался в поддержке.

- Можем ли мы забыть о них в нашей скульптуре?

- Нет, конечно! И это 3 ярус.

Дети становятся на скамейки вплотную друг к другу, взявшись за руки или сжав их в кулаки. Головы чуть опущены, взгляд твердый, вся поза выражает непокорность.

Завершить нашу композицию я предлагаю 4 ярусом.

Это один человек, освобожденный от всего, его душа уже стремиться к Богу, покинув это ужасающее место на Земле, известное во всем мире, как Бухенвальд.

Один ребенок встает на тумбу за остальными детьми. Руки и вся фигура устремлены вверх, в руках огонь или сердце.

Добавить к композиции “вечный огонь” и цветы.

3 удара колокола.

Звучит вступление песни “Бухенвальдский набат”, все встают.

Во время исполнения зажигаются фонарики в такт музыке, имитируя бьющиеся сердца.

Музыка постепенно сходит на нет и замолкает.

А теперь я предлагаю исполнить песню “Не отнимайте солнце у детей”.(во время исполнения песни дети над головами машут сердечками и зажженными фонариками). После исполнения песни, сердечки прикрепляют на доску.

В заключение урока поблагодарить детей и предложить им поднять кружки красного цвета, если урок понравился или желтого, если не понравился.