Роль активных форм деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в подготовке к ГИА и ЕГЭ

Разделы: История и обществознание


Современная жизнь требует многое изменить в школьном образовании, в том числе и саму систему получения знаний учащимися: от принципа “дать знания” нужно перейти к принципу “научить получать необходимые знания и умения”. Образование должно быть нацелено на формирование у учащихся умений осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из разных источников на любых носителях, способность делать аргументированные выводы, использовать информации для планирования и осуществления своей деятельности, принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации, работать в команде.

Чтобы отработать у учащихся эти основные компетенции, необходимо использовать на уроках активные формы и методы деятельности, которые направлены на формирование умений и навыков, требуемых для выпускников школы, и являются залогом успешной сдачи ГИА и ЕГЭ. Важно чтобы дети на уроках работали сами и не были пассивными слушателями, чтобы их деятельность была направлена на получение результата.

Для достижения этих целей на уроках можно применять следующие задания и моделировать следующие ситуации:
– работа с текстами и документами, анализ, сравнение фактов, составление таблиц, сложного плана;
– аргументация одной из спорных версий фактами исторических или иных документов;
– организация “научных конференций”, “дебатов”;
– подготовка эссе.
– Подготовка исследовательских работ к научно-практическим конференциям.

Используя активные методы работы на уроках, учитель может заинтересовать учащихся, вовлечь в работу и добиться неплохих результатов. Ведь учащиеся будут не пассивными слушателями лекции учителя, а сами будут находить информацию, делиться ею со всеми, обсуждать, делать выводы. А информация, добытая самим ребенком, лучше задержится в голове, чем услышанная от кого-либо.

Уже с пятого класса на уроках истории необходимо начинать учить детей работать с текстом. Изначально они учатся находить в тексте ответ на поставленный вопрос. Затем учатся составлять вопросы к тексту и задавать их друг другу, выделять в тексте то, что может быть аргументом ответа учащегося. Большое значение необходимо уделять на уроках работе с документами и источниками. Это постепенная, поэтапная подготовка учащихся к выполнению заданий С1-С4 ГИА и ЕГЭ по обществознанию и заданий С1-С3 ГИА и ЕГЭ по истории.

Навык поиска и извлечения информации из источников отрабатывается в работе с таблицами и схемами. Заполняя таблицу, учащиеся анализируют текст, отбирают необходимую информацию и делают краткую запись, чем закрепляют полученные ранее знания по теме. Так, например, при изучении в девятом классе темы: “Тоталитаризм в Германии и Италии” раздел “Ведущие страны Запада: от процветания к кризису”, можно предложить заполнить таблицу: “Становление антидемократических режимов” (Приложение 1). В ней необходимо отразить проявление черт тоталитаризма в разных общественных сферах. К этому времени девятиклассники на уроках обществознания уже ознакомлены с чертами тоталитарного режима и могут в тексте параграфа выделить явления, соответствующие им. Выполняя это задание, учащиеся закрепляют полученные знания на уроках обществознания и учатся подбирать факты и аргументировать свой ответ, делать краткие, лаконичные записи.

Следующий этап работы – составление плана к тексту, сначала простого, а затем сложного. Чтобы научить детей составлять план, необходимо составить памятку-алгоритм (Приложение 2) и изначально приучать учащихся руководствоваться ею. Эта работа подготовит учащихся к выполнению задания части С8 ЕГЭ и С1 ГИА по обществознанию.

Начиная с пятого класса, необходимо учить детей не просто воспроизводить материал, а подкреплять свои ответы примерами. Постепенно задания усложняются требованием аргументировать и доказывать свою правоту. Например, при изучении на уроках истории в 10 классе темы “Образование Древнерусского государства”, ознакомив учащихся с теориями образования Древнерусского государства (норманнской, славянской и центристской), предложить подобрать в тексте параграфа аргументы, подтверждающие правоту одной из них.

Много заданий на доказательство содержит учебник “История России. XX в начало XXI века. 11 класс” авторы: А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов, С.В.Мироненко. Например, такого типа задания: докажите, что в Гражданскую войну большевики не только боролись за власть в России, но и стремились к победе мировой революции. При выполнении подобных заданий, учащиеся должны использовать материал нескольких параграфов, выделить нужные сведения и использовать их при доказательстве данной точки зрения. Они учатся высказывать свое мнение и отстаивать свою правоту. Таким образом, учащиеся привыкают участвовать в дискуссиях. “Дискуссия – одна из активных методов деятельности учащихся. Она развивает у учащихся:
– критическое, логическое мышление;
– навыки устной речи;
– толерантное отношение к различным взглядам;
– уверенность в себе;
– способность совместно работать в команде;
– стиль публичного выступления”.

Овладев приемами критического мышления, учащиеся могут учитывать сильные и слабые стороны противоположных точек зрения и ставить себя на место другого; оценивать предел своих знаний, отрабатывают способность слушать и слышать собеседника; терпимость к различным взглядам. Так, например, изучив на уроке истории тему в 11 классе: “Образование СССР”, можно организовать дискуссию: “СССР: федеративное или унитарное государство?”. Дается задание сформулировать свою точку зрения и, привлекая сведения из курса обществознания и права, аргументировать свой ответ. При подготовке, учащиеся должны будут повторить вопросы по всем обществоведческим дисциплинам, вспомнить признаки федеративного и унитарного государства, статьи Конституции СССР и т.д. В процессе этой работы они сами видят свои пробелы в знаниях и восполняют их, а также учатся участвовать в дискуссиях .

К 10 классу учащиеся должны научиться писать эссе. Навыки написания эссе необходимо начинать отрабатывать на уроках обществознания с шестого класса. Сначала давать учащимся задания типа: согласны ли вы с данным высказыванием, объясните свое согласие или несогласие или определите проблему, которую автор поднимает в высказывании. В 8-9-м классе необходимо научить определять: к какой науке относится тема сочинения, подбирать необходимые обществоведческие термины и понятия, необходимые для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне и приводить примеры из истории для аргументации своего суждения. В 10 классе учащиеся должны научиться писать эссе, соответствующее критериям ЕГЭ (Приложение 3).

Обучаясь написанию эссе, школьники учатся представлять собственную точку зрения, аргументировать свою позицию достоверными фактами, опираться на мнение авторитетных исследователей или предъявлять обоснованное несогласие с ними.

Учащиеся, активно работающие на уроках, имеющие навыки самостоятельной работы с источниками, могут успешно участвовать в подготовке исследовательских работ к научно-практическим конференциям.

Таким образом, формирование знаний школьников при реализации методики активизации обучения истории и обществознанию – это постоянная планомерная работа, сотрудничество учителя и учеников, совместный поиск и определенные результаты.

В качестве примера активных форм деятельности учащихся привожу урок обществознания в 9 классе.

Тема: “Гражданское общество и правовое государство”.

Цели:

  • образовательная дать понятие о гражданском обществе, подвести учащихся к пониманию значения существования гражданского общества; особенностей правового государства и причин, по которым необходимо строгое соблюдение законов в обществе.
  • развивающая: продолжить формирование умений анализировать, делать выводы, работать с текстом.
  • воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся понимания необходимости создания гражданского общества, ответственности каждого человека за развитие общества.

Тип урока: изучение и закрепление знаний.

Оборудование:

  • компьютер,
  • проекционный аппарат.

Структура урока.

I. Организационный момент. Постановка цели урока перед учащимися.

II. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний. Введение в проблему.

III. Получение новых знаний. Учащиеся получают карточки с текстом и вопросами.

IV. Первичная проверка знаний. Беседа с учащимися по вопросам заданий. Выводы. Записи в тетрадях.

V. Первичное закрепление знаний. Учащиеся получают задания.

VI. Обобщение

VII. Подведение итогов. Анализ работы учащихся на уроке. Выставление и комментирование оценок.

VIII. Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный момент.

Слайд 1.

Тема урока (презентация). Учитель формирует цель урока: дать представление учащимся о гражданском обществе и значении существования гражданского общества; выявить особенности правового государства и причины, по которым необходимо строгое соблюдение законов в обществе.

Слайд 2.

План урока:

  1. Гражданское общество.
  2. Признаки и примеры проявления гражданского общества.
  3. Условия существования гражданского общества.
  4. Правовое государство.

II. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

Вопросы:

  • Что означает термин “общество”? (Часть материального мира; группа людей, объединенных общим интересом.)
  • Что означает термин “государство”? В чем главное назначение государства? (Государство – это политическая организация общества; возникает для регулирования отношений между отдельными группами людей.)

III. Получение новых знаний.

Учитель: поработав с текстом, мы попытаемся понять: что же такое гражданское общество и правовое государство и как они связаны между собой.

Учащиеся получают текст и задания к нему. Работают самостоятельно.

Гражданское общество.

Гражданское общество – это общество структурированное. Оно содержит внутри себя массу негосударственных объединений, не зависимых от государства, и человек, являясь членом одного или нескольких союзов или объединений, уже не стоит один на один перед лицом государственной машины. Она уже не может спокойно проехать по нему и не заметить.

Я здесь не столько гражданин государства, сколько член союза потребителей, член клуба содействия пожарникам, прихожанин храма, посетитель спортивного клуба. Я – член коллектива, с которым у нас общие интересы, мы защищаем друг друга, мы помогаем друг другу. Тот же “Союз потребителей” – очень серьезная общественная организация, которая по вашей просьбе может подать в суд на любое предприятие, выпускающее некачественные товары и услуги. Эта организация имеет свой журнал, своих адвокатов и может защитить права потребителей.

В нашем обществе еще только появляются ростки гражданского общества. А вот если взять, к примеру, современную ФРГ, то там оно сильно развито. Создаются мелкие предприятия, которые называют себя “коллективами”, “социальными проектами”. Это центры дошкольного воспитания, продовольственные кооперативы, мастерские, общественные библиотеки. Существует широкое движение за права.

Все это, вместе взятое, создает картину богатого гражданского общества, где человек всегда может получить защиту от несправедливостей государства и от собственного одиночества.

По материалам школьной энциклопедии.

Выполнение заданий. Обсуждение.

Задание:

– Как автор объясняет значение понятия “гражданское общество”?

(Учащиеся отмечают, что это объединения людей, независимых от государства и защищают человека.)

– Какие черты гражданского общества можете назвать?

(Учащиеся отмечают добровольность, взаимопомощь, взаимовыручка и т.д.)

Слайд 3.

Учитель. Гражданское общество – это объединение индивидов, совокупность организаций граждан, общественных отношений обеспечивающее удовлетворение потребностей и интересов личностей и социальных групп.

Основные черты: добровольность объединений, защита и реализация частных интересов, надежда на взаимодействие; взаимопомощь и взаимовыручка.

– Что дает человеку гражданское общество? (защиту, справедливость, свободу, взаимопомощь, развитие личности.)

Слайд 4.

Учитель: гражданское общество отличают признаки: частная и другие формы собственности, демократия, правовая защищенность граждан, гражданская культура. Так же гражданское общество обеспечивает: свободу и самостоятельность личности, народный суверенитет, справедливость законов и неукоснительность их исполнения.

Задание:

1) Какие функции гражданского общества названы в тексте?

(Учащиеся называют: человек всегда может получить защиту от несправедливостей государства и от собственного одиночества.)

2) Какие проявления гражданского общества названы в тексте? Приведите примеры.

чащиеся называют: общество прав потребителей, спортивный клуб, дошкольные учреждения и т.д.)

Слайд 5.

Учитель: гражданское общество, выступая в качестве противовеса государству, способствует предотвращению деспотизма и защите гражданских свобод и прав индивида, и групп индивидов.

Слайд 6.

Примером гражданского общества являются: свободные профессиональные союзы, религиозные сообщества, правозащитные группы, организации по защите окружающей среды и другие.

Задание:

– Как вы думаете, при каких условиях может существовать гражданское общество?

(Когда работают законы, все равны перед законом, все подчиняются законам и знают свои права и обязанности.)

Слайд 7.

Учитель: многие считают, что главное условие функционирования гражданского общества является правовое государство. Что же такое правовое государство?

Слайд 8.

Учитель: Правовое государство – это государство, где закон (право) выше любого должностного лица и все законы соответствуют конституции.

Вопрос классу: как вы думаете, какие признаки отличают правовое государство?

чащиеся могут назвать признаки: верховенство закона, равенство всех перед законом, защищенность человека и т.д..)

Слайд 9.

Учитель: Признаки правового государства: верховенство закона (права), реальность прав и свобод личности, правовая форма взаимоотношений индивида, общества, государства (взаимность прав и обязанностей), принцип разделения властей.

Правовое государство обеспечивает: гарантию прав и свобод человека, равноправие, принцип наказания по суду и презумпцию невиновности.

Задание: разделите текст на смысловые части и озаглавьте.

1. Проверка и обсуждение плана (может быть такой вариант плана:
1) Гражданское общество.
2) Проявления гражданского общества.
3) Г гражданское общество в ФРГ.)

Первичная проверка знаний.

Слайд 10, 11.

Тестовые задания:

Выбери правильный ответ:

1. Отличительным признаком правового государства является:

  1. наличие системы законодательства;
  2. равноправие и равенство граждан перед законом;
  3. функционирование правоохранительных органов;
  4. наличие суверенитета.

2. Исключительным признаком правового государства является:

  1. наивысшая концентрация политической власти;
  2. суверенитет государства;
  3. исключительное право взимания налогов;
  4. признание прав и свобод личности как высшей ценности в обществе.

3. Верны ли суждения:

А. Главным условием функционирования гражданского общества является правовое государство.
Б. В государстве с тоталитарным режимом может формироваться гражданское общество.

1) Верно только А;
2) Верно только Б;
3) оба суждения верны;
4) Оба суждения неверны.

4. Найдите в приведенном списке отличительные характеристики правового государства;

  1. высокая правовая культура граждан,
  2. верховенство права в обществе,
  3. наличие Конституции – основного закона,
  4. гуманность и справедливость законов,
  5. разделение властей,
  6. правоохранительная деятельность государства.

Слайд 12, 13.

Проверка правильности выполнения заданий.

Слайд 13.

Заполните таблицу, используя представленные примеры : общество рыболовов, кооператив, профсоюзы, фермерское хозяйство, воскресная школа, СМИ, политическая партия.

Сферы жизни общества. Примеры.
Экономическая сфера.
Социальная сфера.
Сфера духовной культуры.
Политическая сфера.

Слайд 14.

Проверка заданий.

Литература

  1. Молодецкий Р.Я. Обществознание 11класс. Формирование учебных компетенций: деятельностный подход. – Волгоград: Учитель, 2009, с. 3–6.
  2. Бухарева Н.Ю. История и обществознание. 9–11 классы Технологии гражданского образования: социальное проектирование, интерактивные игры.– Волгоград: Учитель,2009., с. 135–137.
  3. Корнева Т.А. Внеклассные мероприятия по обществознанию. 8–11классы.– М.: Глобус, 2008 г., с. 251.
  4. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Брандт М.Ю. Обществознание. Репетитор.– М.: Эксмо, 2011 г., с. 181–182.