Логопедическое занятие по теме "Развитие слогового анализа и синтеза"

Разделы: Логопедия


Цель: Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза.

Задачи:

  • Образовательные:
    – Закрепить знания о слоге, слогообразующей роли гласных,
    – Способствовать уточнению и развитию словаря по теме “Продукты питания”.
  • Коррекционно-развивающие:
    – Развитие слогового анализа и синтеза, в ходе выполнения тренировочных упражнений по делению слов на слоги и составлению слов из слогов;
    – Развитие операции анализа, при работе с карточками “Четвертый лишний”;
    – Развитие навыка согласования имени существительного с числительным, через выполнение упражнения “Посчитай продукты”;
    – Развитие навыка образования прилагательных от существительных, при перечислении отделов в магазине;
  • Воспитательные: Воспитание интереса к занятиям, через использование игровых приемов на уроке.

Оборудование: карточки “Четвертый лишний”, карточки с цифрами, предметные картинки по теме продукты питания, карточки со слогами, карточки с заданием “Посчитай продукты”, карточки со слогами “Домино”, предметные картинки, пакеты, монетки.

Ход работы

Организационный момент.

– На прошлом уроке мы составляли с вами схемы слов. На доске схемы слов (-о-а, -а-я, -а-я, -е-а, -а-я). Найдите среди этих схем свои имена.

  • Назовите свои имена, отхлопайте их по слогам.
  • Укажите количество гласных. Назовите их.
  • Определите количество слогов.

– Ребята, как определить количество слогов в слове?
– Давайте вспомним правило: Сколько в слове гласных – столько и слогов,

Это знает каждый из учеников.

– Ребята, у каждого из вас на столе лежит карточка с картинками. Определите, какая картинка лишняя? (изображены на картинке пирожок, сметана, кастрюля, печенье)

  • Лишняя кастрюля.

– Назовите оставшиеся картинки одним словом.

  • Продукты.

– Правильно. Ребята, как называется магазин, в котором продаются продукты?

  • Продуктовый.

– Сегодня мы пойдем в продуктовый магазин. У каждого из вас будет свой пакет. А вместо покупок вы будете зарабатывать фишки-монетки.

Основная часть.

“Дорога в магазин”.

– В продуктовый магазин мы пойдем по тротуару. А тротуар состоит из необычных кирпичиков. На каждом кирпиче 2 слога. Мы должны подобрать слоги таким образом, чтобы получились слова (дети встают со своих мест и выстраивают дорожку из слогов). Итак, первый слог – “му”.

  • …./му, ка/ры, ба/но, жи/тво, рог/мя, со/тес, то/ба, тон/ке, фир/….

– Что не будет продаваться в продуктовом магазине?

  • Но-жи.

Игра “Молчанка”.

– Ребята, поиграем с вами в игру молчанку. Я буду называть продукт, а вы мысленно посчитайте количество слогов и поднимите соответствующую цифру. Мне в этом будет помогать и наблюдать за правильностью ответов – Таня. Кто поднимет карточку верно – зарабатывает фишку-монетку.

  • Кол-ба-са (3), пи-рог (2), мо-ло-ко (3), кон-фе-ты (3), мас-ло (2), сыр (1), бул-ка (2), со-сис-ки (3), шо-ко-лад (3).

Работа в тетради. Подпишите число.

Игра “Покупка”.

– Ребята, купите в магазине те продукты, в названии которых два слога. Запишите их к себе в тетрадь, деля на слоги. Не забывайте, что каждое правильное слово вознаграждается фишкой.

Динамическая пауза.

– Послушайте слова и, если слово состоит из одного слога – хлопните в ладоши, если из двух слогов – присядьте, если слово состоит из трех слогов – сделаете прыжок.

Слова: мост, карандаш, нога, кукла, дым, яхта, сорока, дымоход, яблоко, порох.

(Гласные длительно пропеваются.)

Игра “Я люблю”.

– Ребята, предлагаю рассказать, какой продукт больше всего вам нравится. Фраза должна начинаться со слов “ Я люблю…”, а продукт нужно назвать ласково. Например, “Я люблю молочко, маслице и т.п.”.

“Три шага”.

– Наш поход в магазин подходит к концу. Но для того чтобы выйти, вам надо составить из трех слогов слова и прошагать их (на доске слоги в неправильном порядке).

  • Кол-ба-са, мо-ло-ко, кон-фе-ты, со-сис-ки, шо-ко-лад.

“Посчитай продукты”.

– Вот и закончился рабочий день магазина. Продавцы подсчитывают, сколько продуктов питания они продали за смену. Давайте поможем продавцам! Посчитайте на карточках количество продуктов. Например: одна шоколадная конфета, две шоколадные конфеты и т.д.

(Раздаются карточки с картинками. Дети считают: сырный пирог, зеленые яблоки, куриные яйца.)

А теперь самое интересное. Посчитаем, кто же больше всех сегодня на уроке отвечал…(подсчет фишек-монет).

“Рефлексия”.

– Понравился ли вам урок?
– Какое настроение у вас к концу урока? (Веселое, грустное.)

Итог занятия.

– Ребята, в каком магазине мы сегодня были? (Продуктовом/ нет ответа.)
– Если в магазине продаются продукты, то мы его назовем каким? (Продуктовым.)
– Какое правило нам поможет узнать количество слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и слогов/ нет ответа.)
– Для чего мы узнаем количество гласных в слове, когда считаем слоги? (Потому что сколько в слове гласных, столько и слогов.)

Приложение.