Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III-го уровня средствами устного народного творчества

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Одной из важнейших проблем в общей и специальной психологии и педагогике является развитие детской речи. Это обусловлено той ролью, которую речь играет в жизни человека. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. В конце XX века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость.

Духовное воспитание детей должно осуществляться средствами высоконравственными, эстетическими и совершенными. Именно таким является народное искусство. На современном этапе истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребёнка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребёнок в семье. Стержнем этой системы было и остаётся устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

В наше время ребёнок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях 5–6 лет. Между родителями и детьми в современном обществе преобладает обиходно-бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную, малоприятную. Без яркости речь блекнет, тускнеет. Фольклор даёт прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет успешно овладевать родным языком.

В практике дошкольного образования можно наблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с малыми фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми.

Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами малых форм фольклора занимались Ю.Г.Илларионова, Е.И.Тихеева, Ф.А.Сохин, А.М.Бородич, О.С.Ушакова, К.Д.Ушинский. В настоящее время появилось достаточно большое количество различных парциальных программ использования традиционной культуры в воспитательно-образовательном процессе. Среди них хочется выделить программу “Наследие” под редакцией М.Ю.Новицкой, “Оберег” Е.Г.Борониной, “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”О.Л.Князевой.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, предполагающем определённую степень сформированности средств языка: произношения и различения звуков, словарного запаса, грамматического строя, интонации, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться ими в целях общения. Поэтому развитие речи детей, в том числе интонационной выразительности, делает эту проблему особенно актуальной для работы с детьми с ОНР III уровня.

Интонация живой речи выполняет важную роль в общении; она позволяет точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл речевого высказывания партнёра, его истинные намерения, чувство и отношение. Просодика представляет собой совокупность ритмико-интонационных свойств речи. Интонационно-выразительная сторона речи реализуется через такие качества речи, как тембр, высота и сила голоса, мелодика, темп, пауза, модуляция голоса, ритм, логическое ударение, речевое дыхание, полётность голоса, дикция. Просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, её эмоциональное воздействие в процессе коммуникации, несут определённую семантическую нагрузку. Просодия является наивысшим уровнем развития языка. Основной составляющей просодии является интонация. Это одно из важнейших выразительных средств речи. Интонация уточняет семантическую сторону речи, выявляет её эмоциональное содержание и оказывает сильное воздействие на слушателя.

В последнее время большое внимание специалистов привлекают особенности просодики у детей с ОНР III уровня. У таких детей наряду с нарушениями фонетической стороны речи имеет место нарушение целого ряда просодических элементов. У них отмечается несформированность интонационной выразительности речи. Дети не могут передать основные виды интонации: повествовательную, вопросительную, восклицательную. Они затрудняются использовать в речи выразительные средства языка, такие как изменение силы и высоты голоса, темпа речевого высказывания. Чувство ритма у таких детей формируется с задержкой. У детей с ОНР III уровня наблюдается неумение воспроизводить ритмический рисунок слова, что приводит к использованию “контурных”слов, “обрывков слов” и звукоподражаний. Наблюдается стойкий негативизм при требовании воспроизвести заведомо сложное слово. Как известно, дети к 5 годам имеют навык восприятия интонации взрослого и передают её в своей речи на простейшем уровне. Дети с речевыми нарушениями в основном подражают, хотя элементы самовыражения у них уже присутствуют. Легче всего дети справляются с утвердительной интонацией. Затруднения наступают при воспроизведении вопросительной и восклицательной интонации. Ещё сложнее детям варьировать интонации, что мешает формированию диалогической речи. Нарушен темп речи. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечёткое проговаривание слов, “проглатывание окончаний”. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Речь детей насыщена длительными паузами. Также дети с ОНР III уровня недостаточно контролируют силу и высоту голоса. Неправильно ставят логическое ударение, что нарушает смысл речевого высказывания. Активный словарь таких детей в количественном отношении значительно беднее, чем у сверстников с нормальной речью. Отмечаются ошибки в передаче слоговой структуры слова. Эти дети малоактивны, редко являются инициаторами общения. Это обусловливает сниженную коммуникативную направленность их речи. Необходимы специальные упражнения, которые помогут преодолеть все эти трудности.

Для развития просодической стороны речи как нельзя лучше подходит устное народное творчество. Дети должны не только усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации. Устное народное творчество поможет при автоматизации звуков речи. Дети должны замечать неправильное произношение, исправлять его в шутке, игре, непринуждённой обстановке. Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где, как не в сказках, играх-драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь? Важно, чтобы ребёнок различал и дифференцировал на слух фонемы. Фольклор поможет развить фонематический слух. Через народное творчество мы учим детей играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения. Народное творчество призвано развивать юмор и воображение. Не все дети, имеющие тяжёлые нарушения речи, могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения, поэтому так нужны небылицы, перевёртыши, загадки. И, конечно, ребёнок должен играть! Тут-то нам на помощь и приходит детский фольклор – синтез поэтического народного слова и движения. Каждое поэтическое произведение фольклора связано с интересными, полезными и важными для развития ребёнка движениями, которые удовлетворяют его естественные потребности в двигательной активности.

Незаменимым материалом для развития выразительности речи являются пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся чёткому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.

Малые формы фольклора могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребёнка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребёнком интонационных богатств и различного темпа речи. Например, с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение. Потешки, скороговорки, пословицы являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребёнка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Загадка обнаруживает поразительное ритмическое богатство, иногда слышны и плясовые интонации: “Рассыпался горох по всей Москве, по всей Вологде”. Несмотря на миниатюрность загадки, разнообразны формы и способы её композиции, включающие даже монолог, диалог или целиком из них построенные. Нужно использовать загадки, имеющие различный объём и стилистику: от лаконичного вопроса (“Чего с земли не подымешь?”) до развёрнутого эпического повествования о том или ином предмете, явлении (о комаре: “Летит гонец с конца в конец...”), либо построенная почти на одних глаголах загадка о горшке с залихватским простецким выкриком (“На огне родился, в огне крестился. Их! Расшибся!”) Загадки способствуют развитию чувства юмора, смекалки. Очень нравятся детям загадки-шутки. (“Что с козой после семи лет станет?”)

Большое значение необходимо уделять работе с пословицами и поговорками. Рассматривая прямой и переносный смысл высказываний, подбирать к каждой пословице ситуацию из жизни ребёнка (простые и доступные), использовать наглядность прямого и переносного значения фразеологического оборота. Например, такое выражение – “Повесить голову”. Как вы его понимаете? Как можно сказать по-другому? Чтобы верно понять пословицу, не нужно определять значение каждого слова. Главное, надо подумать, о чём здесь идёт речь. В подготовительной группе, когда у детей накоплен достаточный словарный запас, можно проводить игры-соревнования: кто больше назовёт пословиц. Дидактическая игра “Продолжи пословицу”: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало произносит один ребёнок, а другой заканчивает. Можно использовать такой приём: раздать детям картинки, а они называют подходящую пословицу. Затем предложить детям подбирать пословицы по смыслу: о честности, храбрости, матери, труде.

Для совершенствования дикции детей незаменимы скороговорки. Скороговорка – это трудно произносимая фраза с часто встречающимися одинаковыми звуками. Можно поиграть со скороговорками. Повторять их “по заявкам” детей, роль “ведущего” поручать разным детям. Повторять скороговорку частями по рядам: первый ряд: “Из-за леса, из-за гор...”, второй ряд: “Едет дедушка Егор!”. Если скороговорка состоит из нескольких фраз, можно повторять её по ролям – группами. Первая группа: “Расскажите про покупки”, вторая группа: “Про какие про покупки?” и все вместе: “Про покупки, про покупки, про покупочки мои!” Все эти приёмы активизируют формирование интонационной выразительности речи. В подготовительной группе можно использовать скороговорки, которые предусматривают ироничную, насмешливую интонацию в голосе. (“Кубра на кубру щи варила...”, “Шутник для шутника так старался...”) . Очень нравятся детям занимательные упражнения на изменение в тексте места логического ударения. Выполняя такие упражнения, дети начинают лучше чувствовать динамику смыслового содержания одной и той же фразы в зависимости от изменения психического ударения. Дети легко, свободно и с удовольствием выполняют такие задания. По мере того, как дети усваивают содержание самих текстов, овладевают умением произносить их чётко, с изменением темпа и силы голоса, можно предлагать им задания всё более творческого характера. Передать, например, своё отношение к содержанию передаваемого текста., выразить своё настроение, свои желания или намерения. Например, огорчение: “Проворонила ворона воронёнка”, удивление: “На горе Арарат растёт крупный виноград”, просьбу, нежность или ласку: “Наша Маша маленька, на неё шубка аленька”. С этой целью можно использовать не только скороговорки, но и пословицы, потешки. Такие упражнения развивают у детей эмоционально-чувственную сторону речи.

Во время подвижных и сюжетно-ролевых игр можно разучивать с детьми так называемые прыгалки-считалки, которые используются как зачин, призывающий к игре. Называются они так потому, что во время их проговаривания нужно высоко прыгать, привлекая к себе внимание. Чтобы было ещё интереснее, в зазывалке присутствует элемент игрового утаивания, особой секретности и приём насмешливого перевёртыша. (“Тай, тай, налетай, в интересную игру, а в какую – не скажу!”) А для распределения ролей в игре разучиваются жеребьёвые сговорки и считалки. Жеребьёвые сговорки предназначены для тех игр, когда надо разделиться на две команды. Двое ребят по уговору возглавляют свою команду. Остальные парами отходят в сторону и шёпотом договариваются, кто кем будет: например, “золотая чашечка” и “серебряное блюдечко”. Ведущие затем делают свой выбор. Такие жеребьёвые сговоры способствуют развитию творческого воображения, активизации словаря. Можно использовать названия волшебных предметов из сказок (“наливное яблочко”), устойчивые поэтические формулы (“коня вороного или казака удалого?”) и даже пословицы (“грудь в крестах али голова в кустах?”).

Целенаправленная работа по использованию устного народного творчества оказывает положительное влияние на развитие речи детей: улучшается интонационное оформление высказываний, темпо-ритмическая организация речи, расширяется высотный и силовой диапазон голоса. Дети сознательно и адекватно используют различные средства выразительности речи, передавая свои эмоции, чувства и состояния.

Литература

  1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981.
  2. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. – М.: Просвещение, 1972.
  3. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.,1958.
  4. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков.– Ярославль.: Академия развития, 1998.
  5. Мезникова Л.С. К проблеме развития ритмической способности дошкольников. Дефектология. – 2001. – № 6.
  6. Михайличенко Л.А. Развитие интонационной выразительности у детей с нарушением речевой деятельности. – М., 2001.
  7. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком.– ООО Академия развития, 2005.