Фольклорный праздник "Коляда"

Разделы: Внеклассная работа


Пожалуй, ничто так полно не характеризует народ, не выражает так ярко его традиции, воззрения, самую душу его, как те праздники, которые народ отмечает. Русские праздничные традиции — это мощный пласт русской культуры и духовности, вобравший в себя вековую мудрость народа, его красоту, силу, характер, могучее творческое начало, память и уважение к достижениям и верованиям предков, подвигам отцов и дедов, успехам и свершениям державы.

К сожалению, в настоящее время современные школьники практически не знают многих праздников, некогда важных и популярных на Руси. Многие из них в современной России незаслуженно забыты. А ведь мы знаем, что культура любого народа основана на его национальных особенностях. Знать  истоки, обычаи, традиции своего народа должен каждый человек.

Нам бы хотелось  поделиться сценарием фольклорного праздника, который разработали учитель-логопед и учитель начальных классов ГБОУ СПО МГТТиП  –  Дерябина Елена Викторовна и Макеева Елена Александровна. Педагогами  уделялось большое внимание не только репетиционному процессу праздника, но и работе над обогащением словарного запаса детей, развитием связной речи. Лексико-грамматическая работа проводилась на уроках русского языка, чтения, логопедических занятиях, во внеклассной работе. Осуществлялось взаимодействие с родителями учеников, с их бабушками и дедушками. Ребята собирали материал по данной тематике. Дети посещали музеи и выставки, экспонаты которых помогали  не только узнать много нового, но и давали возможность чувствовать себя уверенно и комфортно при изучении традиций, быта русского народа. При подготовке к празднику, ребята  подбирали ролевые игры, читали  дополнительную литературу, изучали  интернет источники. На проведённом празднике всё это помогло почувствовать неповторимую самобытность и колоритность русских праздничных традиций.

Все в жизни меняется, а праздники остаются. Сейчас они выглядят по другому, но нам хочется, чтобы и сегодня все знали, что послужило поводом для праздника, откуда пришли традиции, обычаи, какие пели песни, какими были пляски и игры наших предков, как выглядел народный костюм.

Цель:  формирование  интереса  учащихся к культуре русского народа, к ее древним корням, воспитание на ее традициях гражданина и патриота.

Задачи:

  • прививать интерес к истории родной страны, уважение к её традициям, развивать фантазию, творческие способности учащихся;
  • расширять знания о художественном образе славянской культуры;
  • развивать эмоциональную отзывчивость к окружающей действительности, природе через понимание отношения к ней наших предков;
  • систематизировать знания учащихся по теме: «Устное народное творчество»;
  • учить самостоятельно подбирать материал по заданной теме;
  • познакомить с истоками возникновения малых литературных жанров;
  • развивать творческие способности детей;
  • воспитывать любовь к своему народу, к своей Родине в процессе творческого осмысления культурного наследия своего народа.

Знакомство с традициями народного праздника «Колядки»

Праздник начинается  с аудиозаписи народной песни «Таусень,  таусень. Тут живут люди»

Блок 1

Учитель: Сегодня  мало кто  знает об обычаях Древне Руси. В том числе о святочных обрядах. Поэтому не грех и напомнить об этом веселом и таинственном празднестве.
Рождество Христово – один из самых главных христианских праздников. Канун Рождества на Руси назывался Колядою, а вечер накануне Нового года   –  васильевским вечером, богатым вечерком, Авсенем или Усенем.
По всей Руси шло веселье. Был, например,  обычай новогоднего обхода домов. Такой обычай назывался колядование. Каждая семья ждала  колядовщиков, готовила угощение. Начинали колядовать  с Рождественского Сочельника и до праздника Крещения, 19 января.
В это время  наблюдались самые сильные  морозы, по древним поверьям совпадающие с разгулом нечистой силы и злых ведьм. Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру людей  в неизбежность победы добрых начал над силами зла.
Существовала легенда, что добрая Коляда ходила по деревням из дома в дом и обещала труженикам-земледельцам снежную зиму, теплую весну, богатый урожай. А для того. Чтобы Коляда пришла в дом, ее нужно задобрить, а именно, приготовить угощение и спеть в ее честь специальные песенки – колядки.
Колядки – это специальные песенки с пожеланием богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Люди рядились медведями,  козликами, стариками, чертями, петрушками. Ходили по двору, пели песни. Рассказывали стихи и устраивали представления. А за это их угощали конфетами, печеньем и пирогами.
Существовало поверье, что  как проведешь эти дни, таким и весь год будет. Вот и старались люди стол повкуснее накрыть, гостей повеселее встретить.
Сегодня мы с вами отправимся в де далекие времена в гости и посмотрим, как же праздновали Коляду на Руси.
Представьте себе занесенную снегом  русскую деревню. Молодые парни и девчата идут веселой толпой по улице: смеются, играют, поют.
Подходят к какому-нибудь дому и веселыми стихами, песнями, прибаутками вызывают хозяев.
Хозяева выходят на крыльцо и одаривают колядующих подарками.
Чем щедрее хозяева, тем больше счастья им будет в новом году

Блок 2

 (Дети входят на сцену под хороводную песню )

Как ходила коляда-да, коляда
Накануне Рождества-да, коляда.
Мы ходили, мы искали коляду –
Накануне Рождества-да, коляду.
Мы нашли коляду-да, коляду
У Иванова двора-да, коляду.
Посреди двора-да, коляда
Три терема стоят-да, коляда.
А во первом терему-да, коляда
Светел месяц ясный-да, коляда.
А во втором терему-да, коляда
Красно солнышко-да, коляда.
А во третьем терему-да, коляда
Часты звездочки-да, коляда.

Колядовщики:

Как зашли мы, зашли да на дядюшкин двор,
А у дядюшки во дворе стоит дров костер
А вокруг-то двора тын серебряный стоит.
Тук-тук-тук! Хозяева, открывайте!

(Звучит песня)

Отворяйте ворота
К вам идет коляда
Коляда-моляда
Накануне Рождества.

Появляется хозяин:

– Милости просим, гости дорогие!

Колядовщики:

– Щедрый вечер!
– Добрый вечер!
– Сеем, веем, посеваем
– С Новым годом поздравляем!
– С новым годом!
– С новым счастьем!
– С новым здоровьем!

– Таусень-Маусень! Дома ли хозяйка?

Хозяин зовет:

– Вставай, вставай. Марьюшка!
– Вставай, барыня моя!
– К тебе гости пришли, дорогие пришли.

Выходит хозяйка:

– Здравствуйте, гости дорогие!

 Колядовщики:

– Дозвольте нам, хозяева, на порог встать и коляду рассказать?

Хозяева:

– Ну, расскажите!

Колядовщики:

Уж как наша коляда,
Не велика, ни мала.
Она в двери не влезает,
Нам в окошко шлет.
Через улицу метет
Через тын подает.
– А давайте хозяев повеличаем!
– Таучень-таусень!

– У Ивана кудри по плечам лежат,
Словно жар горят!
Таусень-таусень.
Его женушка – красно солнышко!
Таусень-таусень!
Его детушки – часты звездочки!
Таусень-таусень!
Слава им! Слава!

(Колядовщики поют и водят хоровод)

Как по морю-морю плывет листок

Припев:

Щедырый вечере,
Добырый вечере,
Добырым людям
Щедырый вечер.

А на том листе нарисовано
Припев
Ясный месячек-то хозяин наш
Припев
Ясно солнышко-то хозяюшка
Припев
Ясны звездочки-то их детушки.

Колядовщики:

– Хорошо мы вас провеличали?

Хозяин:

– Хорошо, да маловато будет!

Песня:

Ой, коляда, коляда
Пасконная борода,
Таусень, таусень.
Открывай ворота,
Выноси-ка пирога,
Кто подаст каши – золотые чаши.
Кто подаст лепешки в золоты окошки!
Уж ты, Марьюшка, подай
Ты. Хозяюшка, подай!
Таусень, таусень!

– Ну, а теперь достаточно?

Хозяин:

– Хорошо, да маловато будет:

Колядовщики:

Ты, хозяин не томи,
Поскорее подари!
Вы нас бедете дарить –
Мы вас будем хвалить!
Открывай сундучок
Подавай пятачок,
Пятачка-то мало – подавай нам сало!
А и сала мало!
Открывай банку – подавай баранку!
А не дашь нам гривну. Мы козу за гриву!

– А знаете, мне кажется, наши хозяева нам голову морочат! Нет у них ничего! Нищета тут живет!

Все:

Нищета, нищета!
Нет худого решета!
Не подашь пирога – мы корову за рога,
Не подашь хлеба – стащим с печки деда.

Не подашь лапку – стащим с печки бабку.
Жеребеночка за хвост –
И потащим на погост!
Таусень-таусень!

Хозяин: Неси, Марьюшка, угощение!

Все:

Тётушка, не скупися, масляным кусочком поделися!
Тетушка, не скупися, масляным кусочком поделися!
Не дашь пирога – мы корову за рога,
Свинку – за щетинку,
Быка – за хребтинку.
Щедрик – ведрик
Дай вареник!
Дай сушку, ватрушку!
Дай нам меду колоду,
А ещё калачей!
Да, погорячей!

Хозяйка:

Вот вам, гости дорогие, пряники да леденцы.
Да, тепленький пирог, да маслице, творог!
Да, денежка копьем, да рубль серебром!

Все:

Ай, хозяюшка. Спасибо, за мягкие пирожки!
Ай-люли-ай-люли, за мягкие пирожки!
Ай, спасибо тому, кто хозяин во дому.
Ай-люли, ай люли. Кто хозяин во дому!

– Ой, пироги какие вкусные!
Спасибо, вам, хозяева, за угощение!
Мы хотим вас поблагодарить!

Все:

На новое вам лето!
На красное вам лето!
Где осиночки – там свиночки!
Где ямочки – там ярочки!
Сколько в лесу елок – столько вам коровок!
Сколько в лесу плетцов – столько вам жеребцов!
Чтобы у вас было телок – сколько на елке иголок!
Чтоб у вас было поросяток – что морковки на грядках!
Чтоб у вас было кошек – как в лесу мошек!
Чтоб у вас было сыночков – как в бору грибочков,
Чтобы у вас было доченек – как звездочек ноченькой!

Дай Бог тому, кто в вашем дому!
Добрым хозяевам,
Дорогим гостям,
Милым детушкам!
Наделил бы вас Господь
И живьем, и бытьем, и здоровьицем

Хозяйка:

– Самовар вскипел!  Может, чайку попьёте?!

Колядовщики:

– Спасибо за приглашение! Но, деревня, вон какая большая! Сколько домов еще обойти надобно!
– Спасибо этому дому – теперь пойдем к другому!

Коляда-моляда накануне Рождества,
Везде поспевай. С Новым годом поздравляй!

Блок 3

С Новым годом!
Со всем родом!
Чтобы здоровы были,
Много лет жили.
Сею-вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
Счастье движется горой – урожая воз большой!
Уродись у вас пшеничка. И горох. И чечевичка.
На столе всегда пирог!
Легких вам всегда дорог!

Учитель: Вы теперь знаете, как отмечали праздник в старые добрые времена на Руси. Может быть и вы захотите возродить эту традицию и отправиться в гости к своим близким и знакомым поколядовать.
А мы наколядовали сегодня много. Угощайтесь вкусными пряниками, да крендельками. Конфетами, да пирогами!

Источники:

  1. Григорьев В.М. Этнопедагогизация подходов к празднично-игровой культуре // Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания М., 1999 – С. 230-231.
  2. М.Аникин В.П. Теория фольклора  –  М.: Наука, 1996. – 404 с.
  3. http://www.km.ru/front-projects/russkie-prazdniki-kak-otrazhenie-dukha-naroda/russkie-prazdniki-kak-otrazhenie-dukha-
  4. http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/korni-russkojj-stariny.html