Урок русского языка по теме "Правописание суффиксов -а- и -о- в наречиях с приставками". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Учебник: А.В.Полякова “Русский язык” 4 класс (часть 2).

Цели.

1. Формирование представлений о правописании суффиксов -а-, -о- в наречиях с приставками.

2. Развитие умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.

Задачи:

1. Продолжить освоение способа действий при решении орфографических задач в написании наречий.

2. Формировать способность использования данного способа действия.

3. Развивать самостоятельность мышления, речь, орфографическую зоркость.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Ход урока

1. Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

2. Актуализация опорных знаний.

А) Словарная работа (запиши ответ одним словом).

- Делать бельё гладким при помощи горячего утюга (гладить).

- Дуть, обдувать, развеваться на ветру (веять).

- Прикреплять или скреплять что-либо при помощи клея (клеить).

- Испытывать сильнейшие отрицательные чувства по отношению к кому-либо, чему-либо (ненавидеть).

- Издавать звук овцы или козы (блеять).

- Поступать справедливо, без обмана (честно).

Б) Самопроверка (по словарю учебника), заполнение карты самоконтроля. (Приложение 1)

В) Какое слово лишнее в данном ряду и почему? (Честно-т.к.это наречие)

Г) Теоритическая разминка (в тетрадях проставить знаки “+”-если согласны с моим утверждением и “-”-если не согласны).

- Наречие - служебная часть речи.

- Наречие - неизменяемая часть речи.

- Наречие обозначает действие предмета.

- Наречие отвечает на вопросы Где? Куда? Откуда? Как?

- Наречие можно просклонять и проспрягать.

- Наречие обозначает место действия, время действия, образ действия, степень качества.

Ответы: - + - + - +

Проверка ответов с доски и заполнение листа самоконтроля.

Д) Сделайте вывод. Что такое наречие?

Сегодня мы продолжим знакомство с этой частью речи. А чтобы сформулировать тему урока, выполним следующие задания.

3. Подготовка к изучению нового материала.

Задание 1.

А) Распредели слова на группы по частям речи, вставляя пропущенные орфограммы (работа в парах)

На доске: ве…л, замоч…к, справ…, платоч…к, глад…л, бле…л, занов…, кле..л, луч..к, ненавид…л, издавн…, нож…к, налев…

(Проверка в паре, одна из пар работает у доски)

Б) Написание каких безударных гласных вы можете объяснить?

(Cуффиксов -ек-, -ик- у имён существительных. Суффикс -ек- пишется если гласный в косвенных падежах выпадает, суффикс -ик- если гласный сохраняется.

- Написание безударной гласной у глаголов прошедшего времени перед суффиксом -л- - перед суффиксом -л- у глаголов в прошедшем времени пишется та же буква, что и в неопределённой форме перед суффиксом -ть)

В) Как объяснить написание безударных гласных на конце наречий? (Мнения детей расходятся)

(Заполнение листа самоконтроля)

Чтобы найти истину сделаем задание 2.

Задание 2

А) Выполним морфемный разбор наречий.(работа по цепочке у доски).

- Наречие - неизменяемая часть речи. Значит какая часть слова отсутствует? (Окончание) - ставим значок нулевого окончания.

- Находим корень. Для этого подбираем.. (Родственные слова)

- Выделяем оставшиеся части слова (приставку и суффикс).

- В какой части слова оказалась безударная гласная? (В суффиксе)

А вот теперь сформулируем тему урока и запишем её в тетрадь (дети вставляют пропущенные слова).

“Правописание ______________ –а-,-о- в наречиях с ___________”

4. Работа над новым материалом.

А) Сообщение ученика.

Из истории языка известно, что когда-то краткие прилагательные склонялись также, как слова среднего рода (например: окно). И в суффиксах наречий, образованных от кратких прилагательных с помощью приставок (в-, на-, -за, из-, до-, с-) пишется тот же гласный, что и в падежном окончании слова окно.

Проверим наречия из задания 1.

Издавна (из окна), заново (за окно), справа (с окна), налево (на окно)

Б) Запомни рифмовку и алгоритм написания суффиксов -а-, -о-

(Приложение 2)

5. Закрепление (работа у доски по цепочке).

А) С помощью приставок из-, до-, с-,в-, на-, за- образуйте от данных прилагательных наречия (работай по алгоритму).

Приставка Прилагательное Наречие
До- тёмный дотемна
На- чистый начисто
За- простой запросто
Из- редкий изредка
В- левый влево
С- новый снова

Б) Упр.215 (устно) стр.11.

(Заполнение листа самоконтроля)

В) Выборочный слуховой диктант (самостоятельная работа).

Ученики зачитывают наизусть отрывки из сказок А.С.Пушкина, в тетрадь выписывают только наречия с приставками. (Приложение 3)

В тетрадях: направо, налево, издалеча, снова, накладно.

6. Итог урока. Оценка работы учащихся.

С какой орфограммой познакомились на уроке?

Какое правило надо знать, чтобы правильно писать суффиксы -а-, -о- в наречиях с приставками?

Какая рифмовка помогала?

7. Рефлексия. (Приложение 1)

8. Домашнее задание упр.212, 214 стр.10-11.

Карту самоконтроля учащиеся сдают учителю. После проверки учитель выставляет оценки каждому ученику за работу на уроке.(по количеству правильно выполненных заданий).