Охрана вод гидросферы от загрязнения

Разделы: География


“Встань пораньше, умойся и приведи
в порядок свою планету”.
(Антуан де Сент-Экзюпери)

Учебно-воспитательные цели урока:

1. Обобщить знания учащихся о гидросфере и окружающей среде Баренцрегиона.

2. Продолжить формирование элементарных понятий об экологии, выделив взаимосвязи “природа-человек”, показать последствия воздействия человека на природу.

3. Познакомить с приемами использования полученных знаний на практике.

4. Закрепить знания о путях улучшения природы своей местности, ее охраны от истощения и загрязнения.

5. Продолжить формирование приемов учебной работы в группах.

Оборудование урока:

1. Физическая карта полушарий, физическая карта Мурманской области.

2. Атласы (на партах).

3. Диск “Релаксация с музыкой и природой”

4. Глобус.

5. Стенд “Сегодня на уроке” - выставка рисунков учащихся на экологическую тематику, плакаты

6. Выставка книг по охране природы.

7. Гербарий “Водоросли”, экспонаты “Двустворчатые моллюски”.

8. Мультимедиа-система с презентацией по теме урока.

Ход урока

1. Организация урока (класс разделен на 4 группы, на столах жетоны, которые выдаются в течение урока за правильные ответы учащихся, команда – победительница поощряется оценкой “5”,в конце урока выставляются оценки всем ученикам, по мере количества жетонов, которые заработал каждый ученик непосредственно сам)

2. Работа над пройденным материалом.

Учитель: ребята, вам предлагаются вопросы и задания по теме “Гидросфера”, за каждый правильный ответ вы получаете по одному жетону – балла (Приложение 1)

Задания для группы №1

1. Дайте определение понятию “река”.

2. Что такое речная система, речной бассейн?

3. Как называется сравнительно кратковременное внезапное поднятие уровня воды в реке?

4. Чем равнинные реки отличаются от горных?

5. Угадайте слово или термин, используя логический ряд и поясните ход своих рассуждений

(испарение, облака, осадки, река, море)

6. Установите соответствие:

Источники преобладающего питания Реки
1) Грунтовое 1) Волга
2) Снеговое 2) Амур
3) Дождевое 3) Сырдарья
4) Ледниковое 4) Нет соответствия

Задания для группы №2

1. Какие воды называют подземными?

2. В чем отличие грунтовых вод от межпластовых?

3. Почему одни горные породы пропускают воду, а другие –нет?

4. Какой географический объект имеет координаты 53°с.ш. и 142 °в.д.?

5. Угадайте слово или термин, используя логический ряд и поясните ход своих рассуждений (горы, высота, уступ, вода, грохот, зрелище)

6. Установите соответствие:

Подземные воды Особености
1) Грунтовые

2) Межпластовые

1) Водоупорные слои сверху и снизу

2) Имеет один водоносный слой

3) Могут иметь несколько водоносных слоев

4) Имеют водоупорные пласты только сверху

Задания для группы №3

1. Что называется озером?

2. Назовите самое глубокое озеро в мире.

3. Чем отличаются сточные озера от бессточных?

4. Перечислите основные свойства воды.

5. Угадайте слово или термин, используя логический ряд и поясните ход своих рассуждений (вода, соленость, доля вещества)

6. Установите соответствие:

Тип озера Озера
1) Сточное 1) Каспийское
2) Бессточное 2) Байкал

Задания для группы №4

1. Что называется ледником?

2. Как и где образуются ледники?

3. Каковы причины образования волн?

4. Назовите материк на 98,5% покрытый ледником.

5. Угадайте слово или термин, используя логический ряд и поясните ход своих рассуждений (океан, корабль, лед, гора, опасность)

6. Установите соответствие:

Тип ледников Свойства
1) Горные ледники

2) Покровные ледники

1)...образуются, где снеговая линия находится низко

2)...обладают пластичностью

3)...имеют форму щитов, куполов

4)...можно сравнить с рекой

3. Работа по восприятию и осмыслению нового учебного материала.

3.1. Ознакомление с выставкой книг, эпиграфом урока, цитатой:

Учитель: “Вода, у тебя нет ни вкуса ни запаха, тебя невозможно описать,

Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь” (Антуан де Сент-Экзюпери)

Учитель: ребята, о чем эти слова? (О том, что без воды человек существовать не может, и ничто не может заменить ее).

На питье, приготовление пищи и другие бытовые нужды городскому жителю требуется 300-400 л воды в сутки. В год это составляет 110-150 м3 воды. Большое количество воды расходуется на производственные нужды. На изготовление 1 т сахара затрачивается 100м2 воды,1 т стали-150 м3воды,на 1 т бумаги-900 м 3, на 1 т резины -1500 м 3 воды. Крупный металлургический комбинат потребляет в сутки около 1 млн. м3 воды. Вода жизненно необходима человеку не только для питья, санитарно-гигиенических целей, для промышленности, но и для сельского хозяйства, производства электроэнергии, рыболовства, транспортных перевозок, отдыха и многих других видов деятельности.

3.2  Мотивация к изучению нового материала.

Учитель: сообщает о том, что он сегодня возьмет на себя роль сказочника и расскажет сказку о “нефтяной” рыбке (Приложение 2) (на музыкальном фоне)

3.3. Источники загрязнения гидросферы

Учитель: ребята, назовите источники загрязнения гидросферы.

Нефть, промышленность, сельскохозяйственные отходы, бытовые стоки, тепловое и радиационное загрязнение, судоходство, лесосплав, туристы.

3.4.  Знакомство с фактами загрязнения гидросферы (сообщения учащихся о видах загрязнения Баренцева моря, оз.Имандра, оз.Пермус), (Приложение 3) на настенной карте устанавливаются значки “Экологическая тревога”

3.5. Последствия воздействия человека на природу.

Учитель: ребята, послушайте, какие могут быть последствия воздействия человека на природу.

(сообщение учащегося) (Приложение 4)

Учитель: ребята, вам предлагается решить задачи на экологическую тематику:

Задачи:

1. Ученые подсчитали, плотное скопление мидий, заселяющих 1 м2 площади дна, за сутки способно профильтровать 280м2 воды. На основании приведенного факта объясните, каково значение фильтрации воды мидиями для водоема.

ОТВЕТ: мидии-двустворчатые моллюски. Это одна из основных групп животных, обеспечивающих чистоту воды. Подавляющее большинство видов этой группы по способу питания - фильтраторы: они засасывают воду, которая содержит органические и минеральные частицы, взвешенные в воде, а выводят чистую профильтрованную воду.

2. Проанализируйте ситуацию: жители северного побережья Австралии охвачены тревогой-купаться опасно - в заливе появились ядовитые медузы. Они особенно опасны, потому что прозрачны и практически не видны в воде. Специалисты связывают появление медуз с уменьшением численности морских черепах, а. в конечном счете, вину возлагают на человека.

Объясните, какие связи могут существовать между медузами, черепахами и человеком.

ОТВЕТ: численность черепах снизилась по двум причинам:

1) из-за загрязнения вод залива промышленными и бытовыми отходами;

2) из-за хищнического истребления животных: черепахи питаются медузами, при уменьшении численности естественных врагов численность медуз резко возросла.

3. Биологи заметили такую интересную зависимость: как только в водоемах истребляют выдр, в них вначале рыбы становится больше, но потом заметно меньше. Если снова в тех реках и озерах расплодятся выдры, то опять в них увеличивается численность рыб. Объясните закономерность.

ОТВЕТ: выдра в первую очередь ловит больных и ослабленных рыб, этим препятствуя распространению болезней и паразитов.

4. Плотность поселений съедобной мидии достигает примерно 2 тысячи особей на 1м2 площади дна. Мидия при оптимальной температуре фильтрует за один час до 5 литров воды. Подсчитайте, сколько воды отфильтруют мидии, обитающие на 5м 2 морского дна, за 8 часов.

ОТВЕТ:400 тыс. литров воды.

5. В морском заливе на площади 30 га.с обираются разводить двустворчатых моллюсков-мидий. Какой урожай можно получить, если скопление мидий может достигать до 20 кг. на 1м2? В чем заключается экономическое и экологическое значение разведения мидий в заливе?

ОТВЕТ:3 тыс.

6. В первый год жизни карп, выращиваемый в прудовом хозяйстве весит 20 г., на второй год его масса достигает 600г.

Средняя продуктивность пруда 250 кг.на га. Вычислите, сколько рыбы дает пруд площадью 25 га и сколько карпов 2-го года в нем может быть.

ОТВЕТ: пруд может дать 6250 кг.рыбы; карпов приблизительно 10416 кг.

4. Закрепление пройденного материала. Работа в группах (на карточках - задания)

Задания для группы №1.

Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором?

1) выбросите его в реку;

2) оставите на берегу;

3) поступите как-то иначе.

Задания для группы №2

После весеннего разлива рек в понижениях остается много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия:

1) ничего не стану делать - пусть природа сама разбирается;

2) наловлю и сварю уху;

3) выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.

Задания для группы №3

Если вам представится возможность построить домик на речном берегу, покрытом лесом, что вы сделаете:

1) вырубите мешающие строительству взрослые деревья;

2) выберите полянку, находящуюся на расстоянии около 300 м от воды и без широкого вида на речку.

Задания для группы №4

На какой лодке вы предпочтете кататься на малой реке - на моторной или весельной? Почему?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Учитель: ребята, какие меры вы бы предложили по охране вод от загрязнения?

(заслушать возможные ответы учащихся)

МЕРЫ ПО ОХРАНЕ ВОД ГИДРОСФЕРЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

1. Строительство очистных сооружений,

2. Совершенствование технологических процессов.

3. Введение системы оборотного водоснабжения.

4. Бережное использование воды - ее экономия.

Подведение итогов урока, выставление отметок.

Домашнее задание: провести акцию по экономии воды в школе (после урока пройти по школе и посмотреть, не текут ли краны в местах общего пользования) и дома, данные записать в тетрадь. (Пример: дома из крана на кухне или ванной комнате капала вода. Стакан наполнился через какое – то время (записать), значит за сутки пропадет зря ...?.... чистой пресной воды)