Урок декоративного рисования по мотивам татарской росписи на тему "Чувяки". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика

Класс: 3


Тип урока: урок проверки и оценки знаний.

Цели и задачи:

  • учить детей составлять несложный узор, соблюдая традиционный цвет и декоративную выразительность составных частей рисунка;
  • развивать умение красиво размещать узор в заданной форме,
  • максимально использовать возможности рисования как средства коррекции недостатков развития учащихся (умственной деятельности, речи, памяти, мелких мышц руки ребенка);
  • учить составлять план построения рисунка по вопросам учителя;
  • учить анализу своего изделия и изделия одноклассника (с указанием достоинств и недостатков);
  • развитие детского творчества и эстетического восприятия;
  • воспитание любви к родному краю, чувства гордости за татарский народ;
  • приобщение к традиционному искусству народных художественных промыслов татар;
  • воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, прилежания, умения доводить начатое дело до конца.

Учебно-методическое обеспечение.

  1. Стенд “Татарские пословицы”.
  2. Презентация о Казани с мультимедийным сопровождением.
  3. Стенд “Мир глазами детей”.
  4. Словарное слово “чувяки”.
  5. Образец.
  6. Таблица с узором и элементами узора “клевер” и “тюльпан”.
  7. Пооперационные карты.
  8. План построения рисунка.
  9. Клеенки, формы-заготовки чувяк, простой карандаш, фломастеры, цветные карандаши.
  10. Стенд “Магазин обуви”.
  11. Мультимедийное сопровождение (стенд “Мастерство татарских народных умельцев”).
  12. Припев из песни Рината Сафина “Я татарин…”. Мультимедийное сопровождение.

Время реализации урока: 40 мин.

План урока.

  • Организационный момент.
  • Вводная беседа с использование презентации “Достопримечательные места Казани”.
  • Тема урока.
  • План построения рисунка.
  • Физкультминутка.
  • Самостоятельная работа учащихся (руководство: фронтальное, дифференцированное, индивидуальное).
  • Подведение итогов урока.
  • Анализ детьми рисунков (достоинства, ошибки) и их оценка.
  • Окончание урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка рабочего места.

- Жизнь красна пословицей. Читаем вместе…

- Какие еще татарские пословицы о Родине вы знаете?

II. Вводная беседа.

- Наша родина – Татарстан, город Казань. Давайте вспомним достопримечательные места Казани.

Презентация о Казани:

1) Мост через реку Казанку.

2) Панорама Казани.

3) Культурно-развлекательный комплекс “Пирамида”.

4) Государственный краеведческий музей РТ.

5) Спасская башня.

(Казанский Кремль уникален. Это шедевр мировой культуры).

6) Белоснежные кремлевские стены.

(Я рассказывала вам легенду о Казани. Наш город старинный, недавно мы отмечали 1000 лет Казани.)

7) Какие еще башни Казанского Кремля вы знаете?

(Башня Сююмбеки названа в честь казанской царицы. Я рассказывала вам легенду. Стройное семиярусное сооружение из красного кирпича. Ее высота – 58 метров. Безукоризненные пропорции. Архитектурный символ Казани).

8) Часы на ул. Баумана.

(Излюбленное место встреч казанцев).

9) Петропавловский собор.

10) Мечеть Марджани.

11) Памятник зодчим Казанского Кремля (рассказ о памятнике).

В РТ два государственных языка. Какие?

Две основные религии (ислам и православие), есть смешанные семьи.

Только в нашем классе 10 таких семей из 14. Все это говорит о дружбе двух народов.

Памятник зодчим Казанского Кремля – прекрасное этому подтверждение.

- Дети, вы делали рисунки о Казани, аппликацию по мотивам татарской росписи на тему: “Калфачки”, в заданной форме тюбетеек красиво размещали татарский узор “тюльпан”.

Все это у нас на стенде “Мир глазами детей”.

III. Тема урока: “Чувяки”.

1. В 2013 году в Казани будет проходить международная Универсиада. На праздник многие татары наденут национальные костюмы и обувь.

2. Тема урока: “Чувяки”. Это женские татарские национальные тапочки.

- На уроке труда вы уже сделали заготовки чувяк, а сегодня на декоративном рисовании вы будете украшать татарские тапочки узором и раскрашивать чувяки.

3. Словарная работа.

- Кто хочет прочитать слово “чувяки” с ударением (один, все), разделить на слоги?

- Сколько гласных?

Межпредметная связь с русским языком. Правило: “В слове столько слогов – сколько гласных букв”.

4. Анализ образца (форма, величина, цвет).

- Назовите любимые и традиционные цвета татарских народных умельцев, дополнительные цвета.

- Рассмотрим татарский национальный узор на чувяках, элемент узора называется “клевер”.

- Откуда татарские народные умельцы брали эти узоры?

- Какие еще татарские узоры вы знаете?

- Для чего нужен узор? (Для украшения тапочек).

IV. План построения рисунка.

Составление плана рисунка по операционным картам.

Чтение плана всеми детьми:

  1. Нанести простым карандашом контур узора “клевер”.
  2. Расписать узор фломастерами.
  3. Раскрасить чувяки цветными карандашами.

Указания к началу работы, предупреждение ошибок.

- Используйте традиционные татарские цвета и татарский узор “клевер”.

V. Физминутка.

Речевое сопровождение:

“Я татарин, я татарин, человек простой.
Внешне я солидный парень с русскою душой.
Остальное все не важно,
Честно вам скажу.
И своим происхожденьем очень дорожу”.

Гимнастика для пальцев рук (“дружба”, “Буратино”, “домик”).

VI. Самостоятельная работа учащихся (руководство: фронтальное, дифференцированное, индивидуальное).

- Давайте представим, что наш класс – это мастерская и вы стали мастерами по росписи замечательных татарских тапочек – чувяк.

- Лучшие тапочки мы отправим в “Магазин обуви”.

Приступаем к работе.

Выполнение чувяк с проговариванием плана.

VII. Подведение итогов урока.

- Что делали на уроке?

Отчет о проделанной работе. Повторить последовательность изготовления чувяк.

- К концу года мы сделаем стенд “Мастерство татарских народных умельцев”.

(Мультимедийное сопровождение).

VIII. Анализ детьми рисунков (достоинства, ошибки) и их оценка.

- Ах, какие хорошие мастера здесь собрались!

- Какие чувяки вы захотели бы надеть на праздник Универсиады в 2013 году?

(Мне понравились эти чувяки. Здесь использован основной цвет татарских народных умельцев… Цветочно-растительный узор красивый… Я бы их надела на праздник).

- Мальчики, какие чувяки вы захотели бы купить в “Магазине обуви”?

Для кого?

IХ. Окончание урока.

- Что узнали, не забудем. Долго-долго помнить будем!

(Поем припев из песни Рината Сафина “Я татарин…”).

Мультимедийное сопровождение.