Классный час, посвященный победе советских войск под Москвой

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: разностороннее развитие личности ребенка, расширение его познавательного интереса, круга деятельности, воспитание патриотизма, уважения к людям, защищавшим Родину, знакомство с героической историей своего народа. 

Задачи: дать учащимся подробную информацию о ходе битвы под Москвой; примеров мужества и героизма защитников Родины в годы ВОВ; воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, чувство благодарности к участникам Великой Отечественной войны. 

В ходе классного часа используется презентация.

I. Орг. момент.

II. Постановка проблемы и актуализация знаний.

- Какие ваши любимые праздники?

- Какие чувства у вас вызывает слово “праздник”? (Радость, удовольствие и т.д.)

- С каким настроением люди идут на праздник?

- Посмотрите на картинку. Что объединяет все эти вещи? (Эти предметы говорят о войне)

(Cлайд 1)

- Как называется война, с которой связаны эти вещи? (Отечественная)

- Почему эта война получила такое название – “Великая” и “Отечественная”? (Поднялся весь народ)

- Кто одержал победу в Великой Отечественной войне? (Советский союз)

Появляется запись: “Праздник – это радость, веселье, воспоминания о хороших событиях”.

(Cлайд 2)

- В песне, посвящённой Дню Победы, есть слова, что “это праздник со слезами на глазах” (можно включить отрывок из этой песни).

- Появляется запись:: “День Победы – праздник со слезами на глазах”.

(Слайд 3)

- Посмотрите на слайд. Какое вы заметили противоречие? (Праздник должен быть весёлый, а праздник Дня Победы “со слезами на глазах”).

- Какой возникает вопрос?

Ученики вместе с учителем формулируют основной вопрос (проблему) урока: “Почему День Победы называют “праздником со слезами на глазах?”

- Как вы думаете, что могут вспоминать люди, прошедшие войну?

Ученики высказывают свои мнения (страх за себя, своих близких, свою Родину; погибших родных, товарищей; разрушенные дома и т.д.)

III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

- Давайте вспомним, в каких музеях мы с вами побывали. 

Ответы детей. (В Центральном музее Вооруженных сил; в нашем школьном музее – Музее Боевой Славы; посетили места боевых сражений в Подмосковье :"Ленино-Снегиревский военный мемориал "Рубеж славы", где танки застыли в вечном бою…)

- Что больше всего вам запомнилось?

- Кому посвящен и зачем горит Вечный огонь у Кремлевской стены? ? (Мемориал в Александровском саду).

(Cлайд 4)

- Кто мне скажет, сколько лет назад наши войска разгромили фашистов под Москвой?

Презентация "Отмените войну"

Все меньше остается живых участников и свидетелей событий тех лет. Наш долг сберечь память о подвиге наших дедов и прадедов. Поэтому сегодняшнее мероприятие мы посвящаем событиям тех дней.  (Cлайд 5)

Дети читают стихи

1. Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И Маршалам страны, и рядовым.
Поклонимся и мертвым, и живым.
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.
Всем миром, всем народом, всей земле
Поклонимся за тот великий бой.

2. Рядом с нами живут ветераны,
Что прошли по дорогам войны.
Пусть болят у них старые раны
Но духом они, как и прежде, сильны.

3. Слава тебе, победитель – солдат,
Ты прошел через все испытанья.
Не ради чинов и наград,
А чтобы избавить людей от страданья

"Ветераны" (Cлайд)

Историческая справка.

- Уже семь десятилетий отделяют нас от Великой Отечественной войны, но не поблекли, не стёрлись в памяти, не позабылись эти героические годы. Война продолжает жить в нас, в наших воспоминаниях, в судьбах людей, в книгах и обелисках, во всём, к чему прикоснулась она, где оставила свой след.

Военное прошлое - пора величайших испытаний, невероятного драматизма и беспримерного героизма. Великое не должно быть забыто. Потому так ценно каждое новое свидетельство о нём, так волнующа каждая новая страница, внесённая в историю Великой Отечественной войны и её бойцами, и её летописцами.

Это была самая тяжелая и самая кровопролитная война в истории нашего народа. 1418 дней и ночей продолжалась великая битва с немецкими захватчиками. 

(Cлайд 6)

К 1941 году фашисты захватили почти всю Европу. А 22 июня на рассвете, в один из самых продолжительных дней в году, Германия начала войну против советского народа. Гитлер хотел истребить большую часть русского народа, украинцев, белорусов, а оставшихся превратить в рабов. Он заявлял: “Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы, которая размножается, как черви…”. 

(Cлайд 7)

Ученик: 
Он велел, чтоб разгромили, 
Растоптали и сожгли 
Все, что дружно мы хранили, 
Пуще глаза берегли, 
Чтобы мы нужду терпели, 
Наших песен петь не смели 
Возле дома своего, 
Чтобы было все для немцев, 
Для фашистов-иноземцев. 

Враг рвался к Москве. И вот наступили самые грозные и тяжелые дни войны. Среди крупнейших событий второй мировой войны великая битва под Москвой занимает особое место. Именно здесь, на подступах к столице первого в мире социалистического государства, хваленая гитлеровская армия, в течение двух лет легким маршем прошедшая многие европейские страны, потерпела первое серьезное поражение. Разгром фашистских войск под Москвой явился началом коренного поворота в ходе войны. Окончательно был похоронен гитлеровский план “блицкрига”; перед всем миром была развенчана фальшивая легенда о “непобедимости” гитлеровской армии.

(Cлайд 8)

13-го октября начались ожесточенные бои под Москвой. 

20-го октября в столице было введено осадное положение. Москва приобрела облик военного города: улицы пересекли ряды “ежей” и других противотанковых заграждений. Витрины магазинов и окна первых этажей были заложены мешками с песком. В небе можно было увидеть аэростаты с натянутой между ними сеткой, в которой запутывались фашистские самолеты. Многие памятники культуры были замаскированы под жилые дома. Например, Большой театр и Мавзолей. Темной краской были покрыты золотые купола храмов и соборов, закрыты рубиновые звезды на башнях Кремля. Так как фашистские самолеты регулярно бомбили город. Как потом подсчитали, из ста самолетов, рвавшихся к Москве, долетали только два или три. Это наши славные зенитчики сбивали их на подлете к городу. 

7-го ноября на запорошенной снегом Красной площади состоялся военный парад, с которого солдаты уходили прямо на фронт, защищать Москву. Гитлер был неприятно поражен этим. Он срочно отдал приказ своей авиации бомбить Красную площадь, но немецкие самолеты не сумели прорваться к Москве.  (Cлайд  9)

Гитлер хотел после овладения Москвой ее взорвать и затопить. Этим планам не суждено было сбыться. 6-го декабря 1941 года началось наступление наших войск. Враг был отброшен от Москвы на 100-250 км.  (Cлайд 10)

Среди крупнейших событий второй мировой войны великая битва под Москвой занимает особое место. Именно здесь, на подступах к столице первого в мире социалистического государства, хваленая гитлеровская армия, в течение двух лет легким маршем прошедшая многие европейские страны, потерпела первое серьезное поражение. Разгром фашистских войск под Москвой явился началом коренного поворота в ходе войны. (Cлайд 11)

Десятки тысяч воинов Московской битвы были награждены орденами и медалями, свыше 180 человек удостоены звания Героя Советского Союза. Ради победы в битве под Москвой отдали свои жизни более двух миллионов человек. 

(Cлайд 12)

Вспомним нашу недавнюю экскурсию.

- Уходят солдаты, своей кровью добывшие Великую победу – живая история и летопись героического сражения. Но подвиг их бессмертен, он никогда не изгладится из памяти благодарных потомков. Сегодня на земле Подмосковья находятся более двух миллионов памятников воинской славы, действуют несколько сотен городских, районных и школьных военно-исторических музеев. (Cлайд 13-28)

- Сегодня мы выражаем глубокую благодарность всем участникам битвы за Москву, оставшимся в живых и склоняем головы перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, но не пропустил врага к сердцу нашей Родины, ее столице – Москве. Мы все в неоплатном долгу перед ними!

I. Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов, которые дети задают ветеранам, присутствующим в классе.

II. Итог урока – организационный. Учитель может попросить учащихся оценить свою работу. Спросить, кому что показалось трудным на уроке, непонятным. Выяснить, что на уроке было, на их взгляд, самым интересным.

III. Домашнее задание:

Творческое задание для желающих:

1. Узнай у своих родителей, кто в вашей семье участвовал в Великой отечественной войне, составь об этом рассказ.

2. Найди открытки, плакаты, посвящённые Великой Отечественной войне. Постарайся узнать, какие события на них изображены.

3. Вспомни строки из песен, стихотворений, посвящённых великой Отечественной войне, сделай иллюстрации к ним.