Здоровьесбережение в практике школьного логопеда

Разделы: Логопедия


Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)  начального общего образования предполагает введение новых подходов к организации в системе начального образования комплексной помощи детям в освоении программы в начальной школе. Отдельный раздел ФГОС посвящен программе коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию. К «группе риска»  относятся и  дети с нарушениями речевого развития.   Не устраненные вовремя  дефекты устной речи могут  отрицательно повлиять на полноценное формирование личности, а нарушения письменной речи  заранее обрекают ребенка на роль неуспевающего ученика.  Одним из основных направлений национальной стратегии «Наша новая школа» является здоровье школьников: каждому ученику – индивидуальный подход, уменьшая риски для здоровья в процессе обучения. Младшим школьникам с нарушениями речи просто необходима коррекционная помощь для сохранения их психического здоровья, преодоления школьной дезадаптации.   Однако, условия работы школьного логопедического пункта таковы, что ребенок приходит на логопедические занятия после уроков, отсидев за школьной партой несколько часов.  К тому же,  дети с речевыми нарушениями часто имеют в своем багаже целый ряд сопутствующих проблем: дефицит внимания, гиперактивность, быструю  утомляемость, различные невротические расстройства, соматическую ослабленность. Поэтому школьным логопедам необходимо следовать принципу «не навреди», стараясь по максимуму  сделать логопедические занятия привлекательными для младших школьников,  провести коррекционную работу как можно эффективнее и не допустить переутомления детей. Чтобы справиться с этой задачей, логопеду надо соблюдать несколько правил.

1. Позитив и доброжелательность.  Тёплый психологический климат на занятиях поможет ребенку почувствовать себя уверенно, максимально проявить свои возможности.  Очень гармонизирует обстановку ненавязчивый музыкальный фон перед началом занятия, своеобразная музыкотерапия. В начале занятия можно провести 2-3 минутную разминку, небольшую игру, использовать сюрпризный момент. Например, на доску вывешивается яркий конверт, который открывается только в конце занятия.  В конверте «СЮРПРИЗ» – наклейки, игра, творческое задание и прочее.  Разумеется, на занятиях не должно быть никакого отметочного оценивания, только слова поддержки со стороны учителя-логопеда. Также необходимое условие  при подведении итогов занятия – похвала. Надо обязательно за что-то похвалить ребенка, ведь он так часто слышит негативные высказывания в свой адрес от  учителей и даже родителей.  Пусть из десяти слов он только одно написал правильно, это его достижение, его результат.  По сути, логопедическое занятие должно стать элементом психотерапевтической работы.

2. Дифференцированный подход.  В условиях логопедической группы из 3-6 обучающихся значительно повышаются возможности индивидуального подхода.  Рекомендуется использовать дифференцированные по уровню сложности задания, индивидуальные карточки, чтобы у каждого ребенка была возможность показать положительную динамику.

3. Обучаем посредством игры.  Дидактические игры,  логопедическое лото, кроссворды, загадки, ребусы, ролевые игры,  игры-театрализации делают занятия разнообразными, увлекательными и не утомительными для детей. «Ребёнок не устает от работы, которая отвечает его функциональным    жизненным потребностям». (Селестен Френе)

4. Меняем виды деятельности.  Однообразие очень утомляет. Но и частая смена видов деятельности также приводит к утомлению, так как ребенок вынужден постоянно переключаться. Поэтому, все в разумных пределах, 4-5 различных видов деятельности за занятие – вполне реально.

5. «Уплотняем»  занятие. Чтобы за более короткое время сделать как можно больше – необходимо в ходе занятия применять активные методы обучения-полифункциональные упражнения, полисенсорный подход, использовать  задания, требующие наименьшей затраты усилий и времени. Это работа с тетрадями на печатной основе, с индивидуальными карточками, тренажерами, бланковыми методиками, тестами.  Очень хороший эффект  для учащихся с нарушениями письма дают  упражнения типа  «вставь пропущенную букву»,  «допиши слово», «найди букву (слово) в тексте», «зашифруй/расшифруй слова», графические диктанты, где смешиваемые буквы заменяются символами.

рис.1Пример полисенсорного подхода при дифференциации строчных букв б-д:

  • акустическая характеристика соответствующих звуков, выделение звуков из слов;
  • визуальное запоминание букв – б – белочка (хвостик вверх),
  • д – дятел (хвостик вниз);
  • ощупывание букв из бархатной бумаги, выкладывание из ленточек, рисование на манке, лепка из пластилина;     
  • приём «Живая азбука» – при помощи пальцев изобразить букву б (рука в кулачок, большой палец вверх), букву д (палец вниз);
  • дермолексия – рисование букв на ладони, на спине;
  • развитие зрительного  гнозиса: написание элементов букв, дописывание элементов букв по образцу и опорным точкам;
  • зашифровка (расшифровка) слов: б – стрелка вверх, д – стрелка вниз;
  • выделение букв б-д в словах, текстах;
  • чтение слоговых таблиц с данными буквами;
  • запись слуховых диктантов и т.д.

6. Разумно используем компьютер. Использование на занятиях компьютерных логопедических программ, презентаций, цифровых образовательных  ресурсов  без сомнения помогает разнообразить и украсить занятия.  Здесь важно помнить о нормах СанПин,  где  говорится о том, что для учащихся 1-2 классов продолжительность непрерывного применения компьютера при работе с изображением на индивидуальном мониторе – 15 минут. [Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, п.10.18].

7. Обязательно проводим физминутки. Даже при соблюдении вышеперечисленных условий  в процессе работы на занятиях у детей развивается утомление. Логопед может использовать короткие периоды двигательной активности непосредственно в процессе занятий. Конечно, в логопедическом кабинете хотелось бы иметь специальную зону отдыха, но чаще всего возможности школьного кабинета не позволяют проводить активные двигательные разминки. Здесь на помощь приходят упражнения из  нейропсихологии,  кинезиологии,  биоэнерогопластики, других интересных  нетрадиционных методик.  Применяя их, удается снять эмоциональное и физическое  напряжение, отработать межполушарные связи, улучшить координацию движений, активизировать речевые центры.

Биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.  Например, упражнение “улыбка-трубочка” выполняется следующим образом.  На счет 1 – пальчики расправляются, как лучики солнышка,  и  удерживаются  одновременно с улыбкой  5 сек., на счет 2 – ладонь собрана в щепоть, губы складываются в “трубочку”.  И так далее. Учитель-логопед может самостоятельно подбирать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Однако  очень важно уделять особое внимание качеству выполнения движений, они должны быть синхронными, четкими, ритмичными, плавными.

Коррекционные методы кинезиологии – науки о развитии головного мозга через движение.

“Перекрестное марширование”. Шагаем, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой противоположного колена. Сделать 6 пар движений. Затем шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

рис.2 “Лезгинка”. Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук (шесть-восемь раз). Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

“Ухо-нос”. Взяться левой рукой за кончик носа, правой рукой – за левое ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

“Горизонтальная восьмерка”. Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Можно рисовать «лежащие» восьмерки и четырехлистники на вертикальной плоскости (на доске). Рисуем сначала одной рукой, затем другой, потом двумя руками одновременно. Очень хорошо использовать элементы  коррекционной программы “Дельфины”, разработанной нейропсихологами совместно с логопедами  и направленной на коррекцию сенсомоторного развития. Например, упражнения из серии «Поиграем со своим телом», «Море».

8. Проводим пальчиковые разминки. Пальчиковые игры и разминки – непременный элемент логопедических занятий. С их помощью мы не только развиваем моторику, но и снимаем мышечные спазмы, активизуем речевые центры. В арсенале каждого логопеда много игр и упражнений с пальчиками рук. Часто используется на логопедических занятиях пальчиковая разминка, разработанная психологами Александром и Татьяной Прель. Некоторые логопеды используют в качестве  разминок мудры – йогу для пальцев,  точечный массаж кистей рук (элементы су-джок терапии), пальчиковую гимнастику из программы «Дельфины».

9. Не забываем про дыхательные и зрительные гимнастики. В ход занятия обязательно включается дыхательная гимнастика для формирования физиологического и речевого дыхания. Она также поможет снять мышечное напряжение. Можно использовать дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой или традиционные  логопедические упражнения для дыхания. После выполнения заданий, требующих зрительного напряжения, или в конце логопедического занятия  проводится зрительная гимнастика – комплексы упражнений, направленные на профилактику нарушения зрения. Допускается использование компьютерных презентаций– тренажеров.

10. И позовем в помощники родителей.  Гиппократу приписывают изречение: «Нас трое – болезнь, больной и врач. Если больной объединяется с врачом, вдвоем они одолеют болезнь. Если больной объединяется с болезнью, врачу не справиться с двумя». Обязательно надо добиться того, чтобы родители стали единомышленниками и соратниками логопеда в работе по устранению нарушений речи и сохранению здоровья. Младший школьник еще не может осознать необходимость и важность логопедических занятий, поэтом решительный настрой  родителей, их совместная работа с логопедом помогут быстрее и эффективнее справиться с речевыми проблемами.

Используемая литература:

  1. Бушлякова Р.Г.   Артикуляционная гимнастика с  биоэнергопластикой – СПб, Детство-пресс, 2011
  2. Деннисон П., Деннисон Г. «Гимнастика мозга»/ Пер. С.М. Масгутовой. М., 1997.
  3. Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми ж. Логопед – 2010. №1.
  4. Меттус Е.В., Литвина А.В., Турта О.С., Бурина Е.Д. и др.  Логопедические занятия со школьниками. СПб., Каро, 2006
  5. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте, М., Академия, 2002
  6. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М: ТЦ Сфера, 2002.
  7. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001
  8. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб.: Корона принт; М.: Бином – Пресс, 2006
  9. Узорова О.В., Нефедова Е.Н. Пальчиковая гимнастика. – М; ООО "Издательство АСТ", 2010.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.tarologiay.ru/ Магия речи
  2. Логопедические видеоуроки
  3. http://light-team.ru/ Мудры – йога для пальцев
  4. http://do.gendocs.ru/docs/index-245707.html?page=2 Программа комплексной нейропсихологической коррекции в формате индивидуальной и групповой работы
  5. http://strelnikova.ru/ Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой