Коррекционное занятие по теме "Зрительное восприятие рисунков и графических изображений"

Разделы: Коррекционная педагогика


Занятие проводится с учащимися с форменным (предметным) остаточным  зрением, второй класс.

Цель: Обучить учащихся восприятию целостного зрительного образа в предметном изображении.

Задачи:

Образовательная: формировать умения опознавать объекты живой природы на предметных изображениях;

Коррекционно-развивающая: развивать функциональные способности глаза;

  • активизировать и тренировать  зрительную память, произвольное внимание;
  • формировать наглядно-образное мышление в процессе познавательной деятельности;
  • развивать зрительно-пространственную ориентировку на основе корригирования поля зрения;
  • закреплять чувственный опыт учащихся, направленный на адекватное отражение действительности окружающего мира;
  • развивать мелкую моторику.

Воспитательная: воспитывать положительную мотивацию к обучению, уметь использовать свои зрительные возможности на практике, воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Речевой материал: пернатые.

Оборудование и материалы: рисунки, графические изображения, приборы для рисования, мультимедиа, фломастеры, чучело вороны.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети с педагогом выполняют гимнастику для глаз.

Раз – налево, два- направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
                
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас.

2. Основная часть. 

1. Сообщение темы занятия. (Фонограмма голосов птиц) (Приложение 1).

Педагог: Ребята, вы слышите звуки? Узнали? Да это голоса птиц. Они из дальних стран готовятся возвращаться в родные места. А мы с вами тоже должны быть готовы их встретить. Вам приятно, когда вас узнают и называют по имени? И птицам радостно, если вы их  узнаете.

Сегодня на занятии будем учиться узнавать птиц на рисунках и графических изображениях (Приложение 2. Слайд 1).

2. Актуализация чувственного опыта. (Чучело вороны) (Приложение 2. Слайд 2).

Педагог: Из каких частей состоит птица?

Дети: Голова, клюв, тело, хвост, ноги, перья. Эта птица-ворона.

Педагог: Выделите то, чего нет у других групп животных?

Дети: Клюв, перья.

3. Задание на развитие наглядно-образного мышления.

Педагог: Клювы и окраска перьев у всех птиц разные. Любите ли вы отгадывать загадки?

И в лесу заметьте   
Есть ночные сторожа                                                   
Сторожей боятся этих                                                  
Мыши прячутся, дрожа.
(Сова) (Приложение 2. Слайд 3).

Пёстрая крякушка,
Ловит лягушек
Ходит в развалочку,
Спотыкалочку.
(Утка) (Приложение 2. Слайд 4).

На одной ноге стоит
В воду пристально глядит
Тычет клювом наугад
Ищет в речке лягушат.
(Цапля) (Приложение 2. Слайд 5).

Ошибка в загадке.
Тает снег
Течёт ручей
На ветвях полно
Врачей (грачей). (Приложение 2. Слайд 6).

Дети рассматривают птиц.  (Приложение 2. Слайд 7).

Дети сравнивают клювы. Рассказывают о том, чем питаются птицы.

Педагог: Клюв птицам не только для питания, но и для добывания себе пищи. Вот почему клювы  у птиц разные.

4. Тренировка зрительной памяти.

Задание «У кого какой клюв».

рис.1

Рисунок 1

Педагог: Найдите каждой птице свой клюв. Провести линии от клюва к птице.

Дети: Ведут стрелочки от клюва к птице.

Педагог: Молодцы, ребята! Справились с заданием отлично!

Какая птица лишняя? Почему?

Дети: Лишняя сова. Эта зимующая птица, ночная птица. Она охотится ночью.

Педагог: Попросим сову с нами поиграть.

5. Динамическая пауза. Игра «Сова».

Ведущий-сова сидит на стуле, вокруг летают птички, бегают мышки.

Слова: Совушка, сова – большая голова,
             На суку сидит во все стороны глядит,
             Вдруг как полетит!

(Все разбегаются от совы. Кого поймала, тот водящий).

6. Зрительно-пространственная ориентировка.

Педагог: Ой! У одной из птичек выпало пёрышко (поднимает и показывает перо). Давайте поможем птички  вернуть потерю.

Задание «Отыщи пёрышко».

рис.2

Рисунок 2

Дети зрительно опознают, под каким номером выпало перо.

Педагог: Правильно, молодцы! Кто изображен рядом с птицей?

Дети: Гусеница. Птицы питаются насекомыми.

Педагог: Какую пользу птицы приносят людям?

Дети: Спасают сады и парки от насекомых: гусениц, жуков.

Педагог: Птичка прощается с нами и благодарит вас за помощь своей песней.

7. Развитие прослеживающей функции глаза.

Педагог: Проследим, куда птичка полетит. В скворечник. Это  скворец. (Приложение 2. Слайд 8).

Дети следят глазами на экране за птицей. Педагог включает звук.

8. Развитие зрительно-моторной координации.

Задание на опознавание объекта на графическом изображении.

Педагог: Найдите изображение птицы. Вы узнали её? Сова. Обведите её.

Дети обводят контур птицы по пунктирным  линиям.

рис.3

Рисунок 3

Педагог: На рисунке найти изображение птиц и назвать их.

рис.4

Рисунок 4

Кого ещё вы видите?

9. Развитие мелкой моторики.

Задание на рисование по трафарету птицы (прибор для рисования).

Педагог: Нарисуйте по трафарету птицу, дорисуйте детали.

Дети выполняют задания.

3. Заключительная часть.

Педагог: Каких птиц вы сегодня узнали на рисунках? Понравилось ли вам занятие? Что особенно понравилось? Что оказалось трудным?

Спасибо, ребята, за активную работу. Поблагодарите друг друга за помощь и приятное общение. Спасибо.