Занятие по теме «Жанр пейзажа в технике "пуантилизм"»

Разделы: МХК и ИЗО


Возрастная группа:  12 – 14 лет

Цель: Нарисовать жанр пейзажа в технике пуантилизма.

Задачи:
Образовательные:

  • Сформировать представление о направлении во Французской живописи – пуантилизме.
  • Познакомить с художественными техниками (направлениями) в живописи: «Пуантилизм», повторяя тему «Импрессионизм».
  • Научить использовать технику рисования «Пуантилизм»

Развивающие:

  • Развить умение смешивать цвета.
  • Развить логическое мышление, внимание, память, творческие способности.

Воспитывающие:

  • Формировать учебную деятельность через познавательный интерес, воспитание эстетических чувств к окружающей природе и бережного отношения к ней.
  • Эмоционально откликаться на разнообразные направления в искусстве.                                       

Оборудование:
Для педагога – мультимедийная презентация, репродукции картин.
Для учащихся  –  бумага, гуашь, кисти.
Метод проведения занятия: объяснительно – иллюстративные: рассказ, беседа, демонстрация слайдов.

Структура учебного занятия:
I. Организационный момент.  Сообщение темы и целей занятия.  
II. Основная часть.

  • Проверка полученных знаний, вводная беседа по теме занятия. 
  • Изучение нового материала    
  • Самостоятельная работа.   

III. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Ход учебного занятия.

 I.Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II.Основная часть
1. Проверка полученных знаний, вводная беседа по теме занятия.    
Сегодня у нас занятие по живописи.
-Посмотрите, что вы можете сказать об этих картинах? (слайд 2)
-Вам они знакомы? (слайд 3)
-В каком направлении работали эти художники? (слайд 4)
Сейчас,  проведём тест – устно выбираем правильный ответ (слайды 5, 6)

- Мы повторили тему «Импрессионизм». Наше занятие будет посвящено  французской живописи 19 века (слайд 7)

2. Изучение нового материала
- А сейчас  мы с вами поговорим о неоимпрессионистах.   Приставка «нео» означает - новый.  В этом направлении работали 2 художника: Сёра и Синьяк. (слайд 8)
Ж. Сёра разработал    оригинальную живописную  технику письма.    (Картина  «Воскресный день на острове Гранд - Жатт») (слайд 9)
Художник создал живое, словно колеблющееся от движения теплого воздушного пространства, в котором обобщенные силуэты не кажутся плоскими, а резкая грань между пространственными зонами, созданная густой тенью на переднем плане, не позволяет изображению стать обыкновенным узором на  плоскости.

Она вся выполнена с помощью отдельных мелких, почти точечных,  мазков. 
- Впоследствии эта манера получила название «пуантилизм» (от франц. – писать точками)  (слайд 10)
- Является одним из необычных направлений живописи, возникшим во Франции во II половины 19 века. Основоположники пуантилизма старались писать чистыми «радужными» цветами.
- Другое название – дивизионизм. (слайд 11)
- А вы слышали  слово «пуанты». Кто знает, что это такое? Балетные туфли. Именно это слово связывает с направлением пуантилизма ( пуанты – это точка).  Пуанты балерин оставляют следы в виде точек.  Пуанты – такое красивое слово, по – настоящему французское. Когда слышишь его, перед глазами возникает образ воздушной балерины (слайд12).
- Давайте, мы  вместе сформулируем цель и тему нашего занятия. 
- Тема нашего занятия:  «Пейзаж в техники пуантилизма» (слайд13).  Мы научимся применять на практике технику живописи – пуантилизм. 
( слайды 14, 15)

3. Самостоятельная работа

-А сейчас переходим к практической части.  Перед вами ваши работы. Карандашом мы уже нарисовали пейзаж. Выполнили упражнения.

 Ваша задача- выполнить работу на освоение нового метода живописи – пейзаж в технике пуантилизма.

III. Подведение итогов занятия
-Работы  получились разнообразными, каждый выразил в пейзаже своё видение природы.
Я предлагаю вам на выбор закончить одно из двух или кто желает, может закончить два предложения (слайд 16)

  • Мне удалось на уроке…
  • Меня больше всего заинтересовало…
  • Я оцениваю свою работу…

Я хочу поблагодарить вас за занятие.

Список использованной литературы.

  1. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. Москва.  Высшая школа. 2000.
  2. История искусства для детей. Жанровая картина. Москва. Росмэн. 2003