"Теория решения" изобретательских задач

Разделы: Общепедагогические технологии


Цели и задачи.

  1. Анализ влияния технологии ТРИЗ на различные аспекты деятельности учащихся.
  2. Систематизация приемов и методов способствующих повышению качества знаний учащихся.
  3. Способствовать формированию творческой личности, которая может успешно ориентироваться в общественной жизни, решая нестандартные задачи.

Форма: cеминар, методический совет.

Учебно-наглядный комплекс: презентация, в/фрагменты, буклет.

Участники: педагоги, методисты.

Сценарий мероприятия “Технологии ТРИЗ в ОУ”

2 слайд. Идея основоположника ТРИЗ — Генриха Сауловича Альтшуллера — состоит в том, что творчеству можно учить так же, как и другим видам человеческой деятельности. Действительно, ведь творчество — это создание чего-то нового. Но если познать закономерности, по которым это новое появляется, то их можно научиться применять — а значит, научиться “вычислять” новое, то есть изобретать. Работу над созданием ТРИЗ Альтшуллер начал в 1946 году. Первоначально все его разработки были направлены на инженерное творчество. Современная ТРИЗ находит применение не только в технической области. Сегодня специалисты по ТРИЗ решают сложные социальные задачи, участвуют в разработках рекламных кампаний.

3 слайд. Основные цели, которые ставит перед собой теория решения изобретательских задач - это:

  • научить детей решать открытые задачи (для этого собраны большие картотеки задач из разных областей знаний, разработаны методы обучения);
  • научить видеть вокруг себя, формулировать и разрешать противоречия — потому что по-настоящему творческие задачи возникают тогда, когда в условии есть противоречие;
  • развить системное мышление — потому что решение творческих задач подразумевает понимание не только самой системы, но и ее окружения (надсистем), и ее частей (подсистем) во взаимодействии и во времени (в процессе рождения, существования, разрушения);
  • обучить методам креативного мышления, методам нахождения нового результата.

4 слайд. Принято говорить, что тризовское мышление — это мышление по правилам, но это не совсем так. Советы Гина Анатолия Александровича педагогу, который использует в своей работе технологию ТРИЗ.

1 совет: формулируйте детям проблему в виде противоречия, так как противоречие заставит перейти от слабых идей к серьёзному поиску ответа.

2 совет: знакомьте детей с противоречиями через загадки.

3 совет: придумывайте для детей и вместе с ними новые изобретательские задачи, а для этого выберите вещь, которую хотите улучшить и предъявите к ней обязательно одно - два противоположных требования.

4 совет: учите детей во всём видеть хорошие и плохие стороны. Следует помнить, что абсолютно хорошего или плохого в жизни не существует. Решить задачу – значит устранить “минус”, сохранив “плюс”.

Смотреть видеофрагмент “Гин А. А.”(приложение)

4–9 слайды. “Креатив-бой”. Основная цель игры: показать, что такое открытые задачи.

Открытые задачи окружают нас повсюду. По сути, наша жизнь — это и есть сборник открытых задач. А раз это так, то мы должны давать инструменты решения таких задач уже в школе.

1. Как утереть нос сопернице

Великая французская актриса Сара Бернар, находясь на вершине славы, обрела соперницу — Бель Отеро, которая одно время почти сравнялась с нею по известности и богатству. Как-то раз обе собрались в один и тот же ресторан. Причем, Бернар заранее было известно, что ее конкурентка явится туда разодетая, надев все свои украшения, которые у нее были. Ей так хотелось затмить соперницу. Как быть Саре Бернар?

ИКР: Сара, не надевая драгоценностей, сама показывает свое богатство и ум.

Противоречие: Сара Бернар должна надеть богатые драгоценности, чтобы показать свое богатство, и не должна их одевать, чтобы быть не похожей на соперницу и доказать превосходство не только богатства, но и ума.

Идеи.

  1. Сара Бернар должна предстать так, чтобы отличаться от Бель Отеро.
  2. Она пришла полуобнаженная

Контрольное решение.

  1. Сара Бернар предстала перед собравшейся в обеденном зале изысканной публикой в платье без единого украшения. Но войдя в помещение она как бы нехотя обернулась к следовавшей чуть поодаль служанке, облачившейся в роскошный наряд, сверкавший ювелирными изделиями. Сару Бернар узнали все. Ее прислугу — тоже.

2. Надоедливые туристы

Одни неприятности доставляли американскому фермеру Джеймсу Миноту бесцеремонные туристы. Они протаптывали тропинки от дороги до леса через его поле. Временами казалось, что все методы борьбы уже испробованы и победа любителей природы неизбежна. Как быть фермеру?

ИКР: Туристы сами не могут (не хотят) ходить по полю. Вам нужно придумать способ, чтобы туристы не хотели или боялись ходить через поле.

Идеи.

  1. Поставить забор вокруг поля.
  2. Повесить у тропинки объявление: “Пройдя через поле, внимательно осмотрите друг друга, и стряхните с одежды всех клещей. При обнаружении присосавшегося клеща, обращаться в больницу города (30 км)”. Народ испугается.
  3. Поставить вышку со снайпером и предупреждающую табличку: “Сквозной проход сквозь поле запрещён”
  4. Повесить табличку “Внимание мины”
  5. Сделать хорошую дорожку не через его поле.
  6. Посеять вокруг поля, например, крапиву.
  7. Расставить капканов на медведей. Предупредить об этом туристов.
  8. Договориться с гидами, чтобы те рассказывали какую-нибудь легенду о том, что поле заколдованное (кто ступит на него будет проклят или что-нибудь в этом духе).
  9. Поставить надпись (или договориться с гидами, чтобы те предупреждали об этом) “Осторожно! В растениях на это поле водятся особо опасные насекомые — переносчики такой-то болезни”
  10. Удобрять поле навозом. Эффективно во всех отношения (особенно полезно для растительности) и дешево.

Контрольное решение.

  1. Каждое утро Джеймс выводит на многострадальное поле огромного быка и привязывает его к хрупкой(!) стойке. А на стойке укреплен обращенный в сторону шоссе транспарант с надписью: “Кто способен пробежать расстояние от дороги до леса за 9,9 секунды, может быть спокоен — быку для этого необходимо ровно 10 секунд!”.

3. Кот и скворцы

Как только в скворечнике на дереве запищали птенцы, тут как тут объявился кот — ходит, облизывается, поживу чует. Мальчик, смастеривший домик для скворцов, захотел помочь птицам. И придумал способ, как закрыть котам доступ к скворечнику напрочно. Как же?

ИКР: Кот сам себе мешает залезть на дерево.

  1. Отгонять котов.
  2. Перевесить скворечник.
  3. Пристрелить одного кота, повесить его на палку. Тогда остальные лезть не будут. Энергозатратно.
  4. Отпугиватель котов. Ультразвуковой. На 9 Вольт.
  5. Под деревом сделать большую лужу. Но это может повредить дереву.
  6. Смазать дерево каким-нибудь котоотталкивающим маслом, краской.

Контрольный ответ.

  1. Мальчик обернул ствол дерева жестяным кольцом.

4. Задача "Кошка, которая любила поспать"

Кошка аптекаря из Женевы Жана Пиното любила спать в витрине. Как ни пытался Жан отучить ее от этой привычки, ничто не помогало – вновь и вновь кошка пробиралась в витрину и сладко там засыпала. Ну, раз кошку не отучить, пришлось придумать, как извлечь из этого пользу. Что придумал хозяин кошки?

  1. Жан решил использовать животное в качестве живой рекламы. Он повесил рядом с ней плакат, рекламирующий пилюли от бессонницы. После этого сбыт снотворного возрос, а аптека стала городской достопримечательностью.
  2. поставил рядом с ней пузырек, с надписью "валерьянка", а с другой стороны - какое-нить снотворное, которое ему надо было продать. и написал рекламу этого снотворного.

5. Задача "Как помочь?"

Часто приходиться в жизни решать такие задачи.

Мама ехала с детьми в Анадырь с пересадкой в Москве. В одной руке чемодан, в другой держит трехлетнюю дочку, рядом с которой тоже за руку идет пятилетняя. Все было хорошо, пока не вошли в метро. Здесь стало ясно, что как бы она не держала детей, все равно кого-нибудь отцепят, потому что люди идут сплошной толпой.

Возникает ситуация - чемодан я бросить не может, взять двоих детей на руки тоже не может. Что делать? Подскажите

Решение - связала детей шарфиками между собой, и мы спокойно преодолели метро.

10 слайд. Рефлексия Составление паспорта технологии ТРИЗ

11. Дебаты. Вопросы о ТРИЗ

  1. Можно ли жить, не осваивая ТРИЗ? Многие ведь не знают о ней?
  2. Что даст изучение ТРИЗ?
  3. Есть ли у ТРИЗ конкуренты, аналогичные методы, технологии поиска решений?
  4. Как долго нужно осваивать ТРИЗ?
  5. В чем главные трудности освоения ТРИЗ?
  6. Чем отличается освоение ТРИЗ от обучения другим методам? Отличие от тренингов? От бизнес-школ?

12 слайд. Сегодня, когда сотни педагогов-тризовцев работают с детьми, когда издано много учебной и методической литературы. С этой целью для построения системы обучения ТРИЗ разраатываются четыре типа программ:

  • ТРИЗ как отдельный предмет;
  • интегрированные курсы на основе ТРИЗ;
  • применение элементов ТРИЗ в различных предметах;
  • дополнительное образование на основе ТРИЗ.

Смотреть новостной сюжет “ТРИЗ в Бердске”(приложение)

Заключение.

Притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса:

  1. Какой час на земле самый главный?
  2. Какой человек на земле самый главный?
  3. Какое дело на земле самое главное?

Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты:

  • самый главный час - настоящий, тот, который сейчас наступил;
  • самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой;
  • дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным.

Литература по ТРИЗ

1. Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. О психологии изобретательского творчества. - Вопросы психологии, 1956, №6.

2. Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения. - М.: Московский рабочий. 1 изд., 1969, 2 изд., 1973.

3. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - Петрозаводск: Скандинавия, 2004 г.

4. Альтшуллер Г.С., Селюцкий А.Б., Крылья для Икара. - Петрозаводск, Карелия, 1980.

5. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1986.

6.  Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем. - М.: Детская литература, 1990 г.

7.  Журналы ТРИЗ с 2005 года. Главный редактор Кислов А.В. Научно-популярный журнал Ассоциации ТРИЗ.

8. www.altshuller.ru ТРИЗ Официальный Фонд Г.С. Альтшуллера (автора ТРИЗ-РТВ-ТРТЛ).

9. www.knowledge.allbest.ru Педагогика ТРИЗ

Приложения

Приложение 1. Презентация

Приложение 2. Видеофрагмент “Гин А. А.”

Приложение 3. Видеофрагмент “ТРИЗ в Бердске”

Приложение 4. Буклет