Развитие внимания в формировании контроля за письмом

Разделы: Логопедия


К настоящему моменту времени сложилась определенная концепция толкования письменной речи как сложной психической деятельности. Ее полноценность обеспечивается сформированностью следующих психических функций: зрительного и зрительно-пространственного восприятия, памяти, внимания, мышления, кинетического и кинестетического компонентов моторики, зрительно-моторных координаций.

Научить писать без ошибок – актуальная задача любого педагога. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания.

В работах большинства психологов внимание определяется лишь свойством любой психической деятельности. Так “Краткий психологический словарь” А.В. Петровского определяет внимание как избирательную направленность восприятия на тот или иной объект. “Оно не выступает как самостоятельная форма психической деятельности и не имеет своего отдельного, специфического продукта”.

В своей книге “Экспериментальное развитие внимания” П.Я. Гальперин рассматривает внимание как самостоятельный процесс в виде контроля и выдвигает гипотезу о том, что внимание следует рассматривать как самостоятельную форму психической деятельности. Согласно этой гипотезе внимание приравнивается к контролю, доведенному до уровня идеального и автоматизированного действия.

П.Я Гальперин предлагает формировать контроль в соответствии с общим порядком поэтапного формирования умственных действий.

1 этап – Создание ориентировочной основы действий (Создание алгоритма).

2 этап – Формирование умственных действий в материальном плане.

3 этап – Формирование умственных действий в плане устной речи.

4 этап - Формирование умственных действий в плане шепотной речи.

4 этап - Формирование умственных действий в плане внутренней речи (Про себя, в уме).

Рассматривая внимание как самостоятельный процесс тождественный контролю, П.Я. Гальперин выделяет три вида контроля:

  • предваряющий;
  • текущий;
  • результирующий.

В школе в основном развивают результирующий контроль, хотя целесообразно сместить акцент на формирование предваряющего и текущего контроля и научить проводить отдельные операции контроля.

Н.П. Карпенко (1980) разработала метод, позволяющий овладеть осознанным планомерным контролем в процессе написания и при проверке написанного. А.Г. Лидерс продолжил эту работу и опубликовал методику “Формирование “внимательного письма” у учащихся 3–4 классов”.

Первая часть этой методики “диагностико - мотивирующая” была проведена с учащимися 4-ых классов с целью выявления ошибок на невнимание (нарушение контроля). В исследовании участвовало 30 учащихся. 15 учеников четвертых классов без нарушений письменной речи, с реальной успеваемостью по русскому языку на “4 и 5”. 15 учеников посещавших логопедические занятия и имевших нарушения чтения и письма, с реальной успеваемостью по русскому языку “3–4”. Учащимся был предложен небольшой текст с различными видами ошибок:

  • подмена слов в предложении;
  • пропуск слов в предложении;
  • пропуск букв в слове;
  • подмена букв;
  • слитное написание слова.

С небольшим по объему текстом, ученики справились в среднем за 5–8 минут. Анализируя результаты данной работы, отмечено, что наибольший процент обнаружения ошибок на уровне слова. Ошибки лексико-семантического характера большинство учащихся не увидели.

В формирующей части методики ученикам было предложено составить алгоритм проверки текста. Проанализировав диагностическую работу, какие ошибки были найдены, какие упущены, была составлена ориентировочная карточка № 1. Таким образом, была создана материальная основа формирования контроля за письменной речью.

Ориентировочная карточка № 1

1 часть. Проверь предложение по смыслу:

1-й шаг: читай предложение вслух;

2-й шаг: подходят ли слова друг другу?;

3-й шаг: нет ли пропуска слов?;

2 часть. Проверь предложение по написанию:

1-й шаг: читай слово вслух, отделяй его вертикальной чертой;

2-й шаг: нет ли пропуска слога или буквы?;

3-й шаг: нет ли замены букв, похожих по звучанию.

В процессе работы с ориентировочной карточкой, я заметила, что некоторые учащиеся механические читают пошаговую инструкцию и не стараются ее запомнить.

Чтобы ускорить процесс запоминания содержания ориентировочной карточки, учащимся было предложено придумать символы отражающие этапы проверки текста. Вариантов символов было много, но было предложено воспользоваться компьютерными символами. Составление ориентировочной карточки из символов увлекло детей и уже на следующее занятие они могли с опорой на нее проговорить весь алгоритм проверки.

В дальнейшем было предложено составить ориентировочную карточку, которая помогла бы писать сразу без ошибок. Для облегчения запоминания предложений и текстов, предназначенных для записи, ученикам в качестве мотивационной основы было предложено выполнять подписи к сюжетным картинкам, чтобы пополнить наглядную базу логопедического кабинета. В ходе работы над записью предложений и небольших текстов был составлен алгоритм работы с текстом предложения.

Ориентировочная карточка № 2

1-й шаг: повтори предложение вслух;

2-й шаг: подходят ли слова друг другу?;

3-й шаг: составь схему предложения;

4-й шаг: записывай слова, при этом подумай:

а) какие буквы нужно писать?

б) какое правило нужно применить?

5-й шаг: проверь написанное, отделяй каждый слог вертикальной чертой.

Как и в первом случае для облегчения запоминания алгоритма, была создана карточка-символ, в которую была введена шкала самооценки. (“Все понятно”, “Мне нужна помощь”, “Многое неясно”)

Таким образом,

  • карточка-символ помогает учащимся осуществить более быстрый переход от материализованной основы к этапу формирования операций контроля в “громкой речи”;
  • работа на занятии с ориентировочной карточкой № 2 формирует предваряющий контроль;
  • карточка-символ является мотивационной основой для формирования операций контроля за письмом.

Литература

  1. Лидерс А.Г., Маркова А.В. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте// М., 1987 г
  2. Карпенко Н.П., Подольский А.И. Внимание и коррекция дисграфических ошибок у детей с недостатками речи //Вестник МГУ 1980 г № 3
  3. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974 г.
  4. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Докл. Апн РСФСР. 1958 г. № 3. С. 33-38.