Интегрированная непосредственно образовательная деятельность «В гости к царице Грамматике» в подготовительной группе

Разделы: Логопедия


Цель: формировать практические умения и навыки пользования связной (лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Задачи:

1) коррекционно-образовательной аспект:

- совершенствовать фонематический слух;

- упражнять в звуковом анализе и синтезе;

- упражнять в словообразовании родственных слов; закреплять понятие о родственных словах, дифференцировать родственные и не родственные слова;

- совершенствовать навык слогового чтения;

- закреплять материал, изучаемый на занятиях по лексическим темам “Деревья”, “Сказки”;

- закреплять правила красивой речи;

2) коррекционно-развивающий аспект:

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать зрительно-простанственное восприятие и пространную ориентировку;

- развивать слуховое внимание и память;

- развивать мелкую мускулатуру пальцев рук, координацию движений;

- развивать мышление, наблюдательность, внимание;

- развивать сенсорику, кинестетические ощущения;

3) коррекционно-воспитательный аспект:

- формировать положительную мотивацию детей через использование игровых, логоритмических, музыкальных и занимательных упражнений;

- развивать умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль;

- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания;

- воспитывать любовь к русскому языку.

Педагогические технологии:

- коммуникативная технология;

- личностно-ориентированная технология;

- игровая технология;

- коррекционно-развивающая технология;

- информационно-коммуникационная технология

- здоровьесберегающие технологии

Дидактические средства:

- мультимедиа-установка;

- сигнальные карточки;

- слоговые таблицы;

- рисунки деревьев с родственными словами;

- “Кирпичики” с предметными картинками;

- картинки – рифмы;

- дидактическая игра “Чудесный мешочек”.

Ход урока

1. Организационный момент, психологический настрой

Логопед:

Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева,
И скорей вставайте в круг!
А теперь соседу справа
Вы кивните головой,
Друга по имени называй –
Утра доброго желай!

Ребята, сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту, а выдохните через рот все обиды и огорчения…

2. Сюрпризный момент: Стук в дверь и заходит Гномик.

- Здесь ребята из подготовительной группы? Вам письмо-приглашение от царице русского языка - Грамматики, послушайте его:

“Здравствуйте, ребята группы “Радуга”. Я долгое время наблюдала за вами, переживала ваши неудачи, радовалась вашим успехам в покорении азов правильной речи. Вы очень прилежные ребята и достойны побывать в стране Грамотной и красивой речи. Я приглашаю вас, но путь туда долг и опасен. Ведь вам предстоит пройти Звучащую, перебраться через речку Звенящую, пройти до Буквенного города, повстречаться со Слоговой гусеницей, собрать слова в предложения. А там и мой дом. Удачи!” (рисунок 2)

- Да! - Ну что, ребята, согласны отправится в долгое путешествие? Посмотрите, здесь карта, по которой мы будем ориентироваться.

- Отправляемся в дорогу! А на чем же мы поедем в сказочную страну?

Не забывайте, что транспорт, на котором мы можем добраться, тоже волшебный (сапоги –скороходы, волшебные сани, летающий дракон, облака)

- Сегодня мы отправимся на ковре – самолете. (Дети садятся на расстеленный плед)

- Сядьте поудобнее, представьте, что мы летим… (Ззвучит музыка)

- Вот мы уже и прилетели, но прежде чем выйти, вспомним правила красивой речи

Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятиях.

3. Речевая гимнастика

Логопед: Вот мы и прибыли к тому месту, где начинается страна грамотной и красивой речи.

Мы под ветками прошли
В звучащую леса мы зашли,
А в лесу среди стволов,
Слышно много голосов:
Птица к дереву летит
Громко крыльями шуршит: ш-ш-ш.
Ветер что-то говорит
Тихо веточкам ракит: с-с-с.
И деревья всё скрипят…

И на нашем пути Звучащая. Почему она так называется?

Дети: Там звучат разные звуки

Логопед: А какие бывают звуки?

Дети: Звуки бывают от разных предметов и звуки, с помощью которых мы разговариваем.

Логопед: Если Звучащая находится в волшебной стране речи – значит, там звучат только правильные речевые звуки. А вы уже все звуки научились произносить? Тогда покажите.

Чики-чики-чики-чок
Не стесняйся, язычок,
Не пугайся, не ленись,
Повторяй не ошибись:
Где-то собаки рычали: р-р-р.
В комнате мухи жужжали: ж-ж-ж.
В небе далёком гудел самолёт: л-л-л.
Свистели от ветра все провода с-с-с
Капала в кухне из крана вода к-к-к,
Перекликались в ночи поезда: ч-ч-ч,
Листья под ветром шумели: ш-ш-ш.
А комары всё пели: з-з-з.
Непоседа мяч всю ночь: бум, бум…
Куклы кашляют в постели -
Днем мороженое ели: кха, кха…

Логопед: Молодцы!

4. Работа с родственным словами

Логопед: Какие деревья вы знаете? А что такое чаща?

Ой, ребята, посмотрите, я вижу чудо- деревья, которые выросли из маленьких слов. Из какого слова выросло первое дерево? (Гном) А второе? (Дом) И листочки у них непростые, а волшебные…посмотрим на картинки и произнесем эти слова. (Игра “Доскажи словечко”)

Гном и дом

Жил да был весёлый …Гном.
Он в лесу построил….. дом
Рядом жил поменьше …Гномик
Под кустом он сделал… домик
Самый маленький …Гномишко
Под грибом сложил ….домишко
Старый мудрый гном …Гномище
Выстроил большой… домище
Был он стар и был он сед
И большой был…домосед
А за печкой за трубой
Жил у Гнома ..домовой. И.С.Лопухина

А вы когда-нибудь встречались с такими чудо - деревьями?

Дети: Нет!

Логопед: Это деревья на которых растут родственные слова.

А как вы думаете ,что такое родственные слова?

Дети: Слова родные друг другу, с общим смыслом.

Ребята, а какие слова на листочках дерева лишние т.е. не родные словам “гном” и “дом”. Почему вы так решили?

Дети:. У них другой смысл

6. Игра “Да - нет” в пространстве с игрушками в линейном ряду

Гном: мне скучно в лесу, поиграйте со мной. Дети выставляют игрушки в линейный ряд слева направо, Гномик загадывает игрушку, а дети отгадывают

Цель: найти загаданную ведущим картинку, с помощью наименьшего количества вопросов.

Правило игры: играющие должны задавать вопросы, которые отсекали бы сразу половину объектов в ряду, для этого нужно найти серединный объект.

Оборудование: слева направо выставлены картинки: машина – конфета - помидор – чайник – карандаш - береза – цветок.

Игровое действие: угадать картинку (загадана картинка – карандаш).

Вопросы, на которые ведущий отвечает “да”:

  • Это справа от чайника? (Чайник - серединный объект)
  • Это слева от березы? (Береза – серединный объект в оставшейся части)
  • Это карандаш?

Нам пора отправляться дальше.

7. Логоритмические упражнения.

Логопед: Молодцы! Скорее в путь:
По сухой лесной дорожке
Топ-топ-топ топочут ножки.
На носочках осторожно
Перейти мосточек можно,
По извилистой тропинке
Постараемся пройти,
Что б с извилистой тропинки
Не сумели б мы сойти.

8. Выделение первого и последнего звука в слове .Игра “звуковая цепочка”

Логопед: Перед нами река Звенящая. Здесь записка!

Река Звенящая вас ждет,
Но не пройти ее вам вброд.
Кирпичики сложите в мостик
И поспешите ко мне в гости.

Возьмите, ребята, каждый по кирпичику и подумайте как их можно сложить, что бы получился хороший мост?

Дети: Нужно кирпичики сложить так, что бы последний звук в названии картинок, нарисованных на кирпичиках, оказался первым в следующем кирпичике-картинке (Дети складывают мостик и проходят по нему)

9. Закрепление навыка звукового и слогового анализа.

Логопед: Вот и город Буквенный:
Стоит за речкой звуковой
Город маленький такой.
Там, не ведая невзгод,
Весело живёт народ.
Кто в городе этом
Живёт, узнаешь,
Если загадки Чудесного мешочка
Ты разгадаешь!

Логопед: Давайте на ощупь угадаем что там.

Игра “Чудесный мешочек”.

Дети: Там буквы (дети по очереди угадывают и называют).

Логопед: Ребята давайте нашим гостям предложим поиграть с нами. (Дети с Чудесным мешочком подходят к гостям и предлагают определить на ощупь предмет)

10. Навыки слогового анализа

Ребята, а теперь нас встречает гусеница:

Я - гусеница не простая,
Гусеница слоговая.
Слоги могут
В слова превращаться,
Если с ними
Уметь обращаться.
Пропущу я тех вперед,
Кто слова во мне найдет.

Логопед: Ребята, возьмите каждый по кружку-слогу, который напечатан на слоговой гусенице , и найдите свою пару, чтобы получилось слово. (Дети складывают и читают слова)

11. Игра “Рифмовки”

Логопед: А теперь подберите слова – рифмы к картинкам в городе Буквенном. (Козлёнок, мишка, лягушка). Ребята, а это родственные слова? (Нет), составим предложения с данными словами.

12. Анализ предложений.

(Дети составляют предложения со словами и хлопками отсчитывают количество слов в предложениях)

13. Компьютерная игра “ Добрый гномик”

Ребята, вот мы и дошли до замка царицы Грамматики.

Выходит царица Грамматики, благодарит ребят за хорошую работу и проводит компьютерную игру.

14.Рефлексия.

Царица подводит результаты работы , отмечает положительные результаты .

Потом достаёт шкатулку с подарками-маленькими книжками:

И девчонки и мальчишки
Могут всё узнать из книжки.
И такой подарок, дети,
Интересней всех на свете!

Логопед: Вот и закончилось наше путешествие. Эти книжки - подарок за ваше трудолюбие, старание и умение дружить.

А сейчас мы полетим в детский садик и расскажем остальным ребятам про наше сказочное путешествие.

Использованная литература

1. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике/Составитель М.А.Поваляева.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.-349 с.

2. Звуки, буквы и слова. И.С.Лопухина. -С.-Петербург: Дельта, 1998. -118-119 с.

3. Речевые развлечения в детском саду. В.П.Лапковская, Н.П.Володькова-М., Мозаика –Синтез-2008. -22-27 с.

4. Логопедические сказки. И.Н.Шевченко. - ж./Логопед №2-2009, 61-62 с.

5. Необычная поездка./Г.Л.Пичугина – ж. /Логопед №3-2009, 60 с.

6. Программа воспитания и обучения детей с ФФН в подготовительной к школе группе./Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркин. -2008.