Тема урока: «Священный олень» по этнографической поэме А.В. Кривошапкина. 9-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (610 кБ)


Цели урока:

  • Помочь разобраться в проблемах, поставленных в поэме, развить умение самостоятельно мыслить, делать выводы, обобщения.
  • Дать понятия о роли оленя в судьбах малочисленных народов Якутии.
  • Раскрыть нравственные и духовные ориентиры малочисленных народов, основанные на гармонии с природой, уклад и обычаи кочевой жизни.

Тип урока: урок-размышление

Формирование УУД:

  • Личностное: самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание
  • Познавательное: делать выводы на основе обобщения, умозаключений, преобразовывать из одной формы информацию в другую. Структурирование деятельности, поиск информаций.
  • Регулятивное: управление своей деятельности, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.
  • Коммуникативное: речевая деятельность, слушать других, попытаться принимать другую точку зрения, навыки сотрудничества.

Оборудование: компьютер, проектор, экран

Формы работы на уроке: беседа

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Основная часть
  3. Знакомство с произведением
  4. Рассуждение
  5. Итог урока – Рефлексия

Этапы

Действия учителя

Действия ученика

УУД

1. Оргмомент – Здравствуйте!    
2. Основная часть

Загадка мира – северный олень,
с начала мирозданья до сих пор
ее еще никто не разгадал.
И если в высоте небесных сфер
есть Бог-Творец, то я ему с земли
готов послать почтительный поклон
за счастье, что меня определил
в Срединном мире жить среди людей –
оленним человеком и навек
священного оленя дал в друзья.

  познавательный
регулятивный
коммуникативный
– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? И какую проблему ставит автор?
– Правильно, сегодня наш урок посвящается этнографической поэме Андрея Васильевича Кривошапкина  «Священный олень». Мы будем говорить о животрепещущих проблемах сегодняшних реалий родного Севера.
– О северном олене, проблему оленеводства
– Что означает слово «этнографический»?
Этнография – наука, изучающая материальную и духовную культуру народов.
– Изучает культуру, традиции, уклад жизни народов – материальную культуру народов, быт, нравы народов
– Нам о жизни и творчестве А.В. Кривошапкина расскажет Леонтьева Алена Выступление
3. Знакомство с произведением – Наш Булунский улус является Арктическим улусом, где проживают малочисленные народы Севера – эвены и эвенки, которые с древних времен занимаются оленеводством.
Олень – для северного человека кормилица и верный друг.
  познавательный
регулятивный
личностный
коммуникативный
– Про священного оленя прочитает нам Дубова Анастасия Чтение поэмы
– Какие проблемы ставит писатель  в поэме? – Проблему оленя и оленеводства
– О том, что человек, как двуногий волк без нужды убивает оленя
– Проблему экологии, о разбое в Природе
– Проблему охраны природы
4.Рассуждение – Правильно! Эти проблемы раскрывает и автор.
– Но как найти выход из этих проблем? Послушайте отрывок:

Был золотой и для оленя век,
Когда вся тундра девственной была,
А в тревоге нынче, как в огне.
Душа моя заботами полна.
Неотступающая боль гнетет,
терзает разум горестная мысль,
которую хотел бы обратить
к земным и занебесным божествам:
«Где отыскать и как надежный путь к спасению оленя от беды –
исчезновения с лица земли?»

  регулятивный
познавательный
коммуникативный
– Подумайте и ответьте, как найти надежный путь к спасению оленя от беды? Учащиеся работают по парам.
Выступление учащихся
5. Итог урока Рефлексия – Понравился ли вам урок?
– Что нового для себя открыли на этом уроке?
И закончим этот урок словами писателя Андрея Васильевича Кривошапкина:

Так пусть живет и здравствует всегда
мой верный друг – олень и, как носил,
пусть носит солнце на своих рогах,
пусть детским смехом, а не плачем вдов,
оленья в мире полнится тропа!
Я слышу, как небесной вышине
витают духи предков и кропят
дождями благодатными миры,
чтоб все росло и продолжалось здесь –
на северной, моей родной земле,
измученной, изъезженной, святой,
что под пятой прогресса чуть жива.

Д/З Прочитать книгу «История Булунского улуса» А.И. Стручкова об истории и  развитии оленеводства.

  познавательный
коммуникативный