Мастер-класс “Проблемная технология на уроке обществознания по теме «Демографический кризис в России: семья, дети, выживание России»”.

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


Мастер-класс “Применение проблемной технологии на уроке обществознания”.

Мастер-класс проводится с опорой на презентацию “Демографический кризис в России: семья, дети, выживание России”.

Цель проведения: на примере данной темы показать методические приемы применения проблемной технологии.

При проведении мастер-класса предполагается использовать следующие методы проблемной технологии: диалогический, эвристический, исследовательский.

Приемы: создание проблемной ситуации, нахождение аналогии, обнаружение противоречий.

Способы создания проблемной ситуации:

  • подвожу к противоречию;
  • ставлю вопрос, побуждая делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации;
  • предлагаю рассмотреть явления, процессы с различных позиций;
  • создаю ситуацию выбора.

1. Введение в проблему.

Аудитории предлагается высказывание П.А. Столыпина и итоги последней переписи населения. Учитель предлагает проанализировать информацию.

Возможные варианты ответов:

  • ситуация сложилась прямо противоположно той, которую предсказывал Столыпин;
  • предсказание не сбылось.

Учитель сообщает: Ситуацию, которая сложилась с народонаселением в России в настоящее время, специалисты оценивают как депопуляцию, т.е. суженное воспроизодство и сокращение численности населения. Социальные последствия депопуляции более чем серьезны для будущего страны:

  • сокращение трудового потенциала;
  • старение населения;
  • социальная поддержка пожилых людей;
  • обострение проблемы одиночества пожилых людей и др.

Учитель предлагает аудитории ответить на вопрос: почему предсказание Столыпина не сбылось?

Возможные варианты ответов:

  • две мировых войны, которые пережила Россия;
  • Гражданская война;
  • ухудшение экономической ситуации, сложившейся в России в 90 годы;
  • кризис семьи и семейных ценностей.

2. Зачем нужна семья?

Семья – это главный социальный институт, отвечающий за воспроизводство населения. Однако, сегодня нередко можно услышать суждения о том, что жизнь меняется настолько, что семья теряет свои функции и постепенно вообще себя изживает. Предлагаю аудитории посмотреть видеоролик (дети говорят о том, зачем нужна семья).

Учитель после просмотра: как говорится, устами младенца глаголет истина. Нужна ли нам семья??? Предлагаю перевести детские выражения в научную оболочку и сформулировать функции семьи.

Учитель обобщает высказывания аудитории и предлагает таблицу, где структурированы функции семьи. (Слайд)

3. Тенденции развития современной семьи.

Учитель: Сегодня, пожалуй, нет ни одного популярного издания или средства массовой информации, которое бы не било тревогу в связи с повсеместным кризисом семьи и семейных ценностей. Так ли драматично положение семьи на самом деле?

Предлагаю посмотреть слайд “Статистика” и сделать возможные выводы.

Ожидаемые ответы:

  • увеличение количества разводов;
  • увеличение количества людей, которые никогда не состояли в браке.

Задание: опираясь на свой жизненный опыт, публикации в СМИ, выделите другие тенденции развития современной семьи.

Ожидаемые ответы:

  • увеличение возраста вступающих в брак;
  • снижение количества детей в семье, рост числа детей с одним ребенком;
  • рост количества неполных семей;
  • рост нуклеарных семей (однопоколенных);
  • рост числа гражданских браков и детей, родившихся вне брака;
  • увеличение бездетных браков;
  • изменение роли женщины в семье.

По мере поступления ответов от аудитории, обсуждаем причины и последствия этих явлений. Учитель дает свои комментарии.

Учитель сообщает: Одной из относительно новых для демографии тенденций является рост числа детей, родившихся вне брака. За 1994 – 2000гг. их доля возросла с 19,6% от общего числа родившихся до 27,9%. Возраст матерей при внебрачных рождениях имеет два пиковых значения – до 20 лет и 30 – 35 лет. Первый пик означает снижение возраста начала сексуальных отношений, рост добрачных беременностей, второй – во многом осознанное материнство при отказе от регистрации брака со стороны как некоторых мужчин, так и женщин. Эту тенденцию еще предстоит осознать ученым, занимающимся изучением семьи. Между тем, я предлагаю аудитории выразить свое отношение к гражданскому браку (супружеский союз без регистрации в органах ЗАГСа). В аудитории формируются три группы, которые выразили свою позицию (“за”, “против”, “сомневаюсь”). Им необходимо коллективно обсудить свою позицию и выступить перед аудиторией.

Ожидаемые ответы аудитории и комментарии учителя:

Плюсы гражданского брака

1. Бесценный опыт совместного проживания при небольших финансовых возможностях.

Большинство молодых пар решаются на гражданский брак. Почему? Все без исключения хотят жить вместе, просыпаться и засыпать с любимым человеком, вести маленький быт, просто любить и быть любимым. Однако финансовые возможности не позволяют некоторым парам купить квартиру, провести достойно свадьбу и завести детей. Поэтому гражданский брак — вполне нормальное явление для студентов и курсантов, всех тех, кто достиг совершеннолетнего возраста. Это бесценный опыт, который позволяет учиться идти на компромиссы и принимать серьезные решения. Согласитесь, что гораздо лучше попробовать вместе пожить, чем рано расписаться, а через несколько лет разойтись. Так что именно в гражданском браке становится понятно, сможет ли она постирать его трусы с носками, а он — помочь ей помыть посуду. Как известно, быт убивает, а опыт поможет сформировать отношения правильно.

2. Поддержание отношений в режиме on-line.

Гражданский брак мощно играет на психологии людей. Вы оба свободны, но дорожите друг другом. Не возникает стереотипов, например, таких как “женщина — хранительница очага, мужчина — охотник”, не нужно общаться со всеми возможно ненавистными родственниками и стараться всем им понравиться, шаг налево или направо не карается расстрелом. В таких отношениях есть место экспериментам, в них сохраняется стремление покорять свою вторую половинку снова и снова.

3. Гражданский брак без свадьбы.

Иногда гражданский брак даже не собирается перетекать в свадьбу. Это своеобразные отношения между людьми, которым просто удобно вместе проживать, например, на период учебы в университете или стажировке. Это одна из форм личной жизни.

4. Второй шанс для разведенных.

Для человека, который уже состоял в браке, гражданские отношения — выход. Ведь он разочаровался в таком институте, как брак, и предпочитает более свободные отношения, не хочет рисковать и спешить.

Минусы гражданского брака

1. Пункт юридического характера.

Для начала неофициальные отношения между людьми, в которых осуществляются определенные покупки-продажи, — это риск с юридической точки зрения. В случае разрыва отношений возникает масса трудностей. Зачастую гражданские подруги сидят дома, а их “мужья” зарабатывают на квартиры, машины, бриллианты и прочие аспекты дорогой жизни. Все это остается с мужчиной при разрыве отношений, потому что все приобретенное оформлено на него. Поэтому основной риск в подобных отношениях касается женщины. Чувства — это крайне переменчивая вещь, поэтому просчитывать нужно все нюансы. И не забывайте, что собственность, приобретенная до свадьбы, принадлежит ее владельцу, но не его второй половинке.

2. Детский вопрос: гражданский брак отрицательно влияет на детей.

Исследователи-статисты заметили, что дети в гражданском браке часто рождаются недоношенными и слабенькими, например, из-за того, что их мама часто нервничала, так как не состояла в браке с отцом будущего ребенка. Женщина слишком боится остаться одиночкой. Это во-первых, а во-вторых, когда ребенок подрастет, он начнет задаваться вопросами, почему все родители состоят в браке, а в его семье такого нет. А если вдруг об этом прознают его друзья, то не исключены и насмешки, которые в детских компаниях особенно остры и колки. А с возрастом ребенок начнет думать, что такие отношения вполне нормальны, а значит, и сам вряд ли захочет вступать в брак. Поэтому нужно обязательно объяснять сыну или дочке, что штамп в паспорте нужен государству, а ваша семья и без него полноценна.

3. Общественное мнение.

Общественное мнение имеет огромное влияние на нас, с этим ничего не поделать. Мы зависим от окружающих в той или иной степени. Гражданский брак никак не подходит тем, кто активно участвует в формировании нашего общества, например политикам или крупным бизнесменам. Ведь их отношения находятся на виду у всех, и любые интрижки на стороне или вторая личная жизнь могут негативно сказаться на карьере.

4. Уровень ответственности перед второй половинкой гораздо ниже, чем при официальном оформлении отношений.

Это действительно так, ведь перед походом в загс или к алтарю (даже в наши времена это случается) два человека имеют возможность еще раз все взвесить и принять решение. Однако этот уровень ответственности иногда кажется слишком большим. Поэтому в гражданском браке все гораздо проще: подсознательно человек может допускать вероятность измены и расставания.

Вот вам мысль для размышления: 70% мужчин, прибывающих в гражданском браке, считают себя свободными и независимыми, а 90% женщин, наоборот, говорят, что они замужем. Так, может быть, кольцо на пальце и штамп в паспорте имеют гораздо большее значение для отношений, чем мы можем предположить?

Взвесьте все плюсы и минусы таких отношений и решите, в каких условиях вам будет более комфортно и удобно жить.

4. Вывод: предлагаю аудитории подвести итог нашего разговора, напоминаю проблемный вопрос (почему не сбылось предсказание Столыпина?).

Учитель: Распад или ослабление семейных связей, рост числа неполных семей самым неблагоприятным образом сказываются на выполнении семьей основных функций. В неполной семье не только чаще возникают материальные проблемы, отражающиеся на хозяйственно-организаторской функции, но, что более опасно, возникает дефицит полноценных семейных отношений. Неполные семьи не смогут полноценно выполнять и репродуктивную функцию, что неминуемо отражается на общей демографической ситуации.