Прилагательные антонимы и синонимы

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (858 кБ)


Цели:

  • предметные: обобщить, углубить, закрепить представление об антонимах. Содействовать развитию умения у учащихся применять антонимы; использовать их в устной и письменной речи; находить антонимы в тексте; сравнивать антонимы и синонимы.
  • личностные: ориентируются на понимание причин успеха в учебе, проявляют интерес к новому учебному материалу ,

Метапредметные универсальные учебные действия:

  • познавательные: анализируют изучаемые факты языка, выделяют их отличительные признаки, осуществляют поиск  нужной информации в учебнике, понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме,
  • коммуникативные: используют в общении правила вежливости, формулируют свое мнение и позицию, строят понятное для партнера высказывание, принимают участие в работе парами, допускают существование различных точек зрения.
  • регулятивные: адекватно воспринимают оценки учителя, товарищей, вносят необходимые коррективы в действия на основе результатов обсуждения с учителем, одноклассниками, выполняют учебные действия в устной и письменной речи, принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация к уроку, карточки для работы в парах, конверты с пословицами для работы в группах, словари антонимов и синонимов.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Доброе утро, ребята! (слайд №1)
Солнце радостно проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучикам пора вставать
И урок наш начинать!

II. Чистописание. (слайд №3)

Маленькое дело лучше большого безделья.

1. Актуализация знаний

- Слова, какой части речи употребляются здесь дважды?

- Что вы знаете об имени прилагательном?

Какой частью речи выражены выделенные слова? Что мы уже знаем об имени прилагательном?

Поставьте эти слова в начальную форму.

Что общего у этой пары слов? (Имена прилагательные, в н.ф., вопрос). Чем они отличаются? (Они противоположны по значению).

О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке? Как бы вы сформулировали тему урока?

2. Словарная работа (слайд № 4)

Агроном, ненавидеть, традиция, оборона, ненастный, изморозь, молоток (комментированное письмо)

- Прочитайте слово, состоящее из первых букв словарных слов (антоним) (слайд №5)

Исходя из темы урока, поставьте перед собой цели нашего урока: (слайд №6)

Узнать, для чего нужны...

Учиться находить, подбирать ... и употреблять... (будем говорить о роли антонимов-прилагательных в речи, учиться находить их в тексте, подбирать антонимы к словам, правильно их употреблять).

III. Открытие нового знания. Создание проблемной ситуации

1. На доске записаны пары слов. Я считаю, что это антонимы?

Солнце - яркое, худой-толстый, добрый – улыбчивый

Найдите антонимы в пословице.

2. - Разберите слова парами так, чтобы слова были противоположными по значению.

Трусливый, дорогой, здоровый, молодой, правый, правдивый, вежливый, храбрый, дешевый, больной, старый, виновный, лживый, грубый. (слайд 7)

- Что мы можем сказать об антонимах?

Слова, противоположные по смыслу, иначе называются а н т о н и м ы.(слайд №8)

IV. Закрепление нового материала

1. Наблюдение над употреблением в речи антонимов. - Рассмотрите картинки, назовите прилагательные-антонимы: (слайд №9)

Дерево высокое, а куст низкий.

Шарик лёгкий, а гиря тяжёлая.

Заяц белый, а волк серый.

Автомобиль маленький, а грузовик большой

- По какому признаку противопоставлены слова?

2. Работа в парах.

Возьмите на своих партах карточки зеленого цвета, что вы можете сказать о них

(она одна на парте). - Что это значит? (Работаем в парах)

Задание: подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением:

Длительный темный
Храбрый скупой
Искусственный медлительный
Светлый иностранный
Расторопный трусливый
Отечественный натуральный
Ошибочный кратковременный
Щедрый правильный

3. Работа в группах. Собери пословицу.

Теперь возьмите на ваших партах конвертик. Что вы заметили?

(предстоит работа в группах, т.к. конверт один на две парты)

Запишите полученные пословицы в тетрадь, подчеркните антонимы в предложении.

Доброе слово дом построит, а злое – разрушит.
Большой говорун- плохой работник
Тайное всегда становится явным.
На большое собака лает, а большое кусает
Худое долго помнится, а хорошее скоро забудется

Проверка

Как подчеркнули антонимы? Почему?

Что мы можем сказать об антонимах? Работа над правилом.

Помогите теперь мне подобрать антонимы к словам:горячий, мягкая, старое, оранжевый.

Вывод.Не все слова имеют антонимы.

4. Подбор антонимов к многозначным словам.

- Ребята, что такое многозначные слова?

- Подберите антонимы к многозначным словам (устно): (слайд №10-11)

VI. Физкультминутка: (слайд №12- 14)

Мы шагаем, мы шагаем;
Шаг влево, шаг вправо,
Шаг вперёд и шаг назад.
Мы шагаем, мы шагаем,
Слова-антонимы мы знаем

Зрительная физминутка.

VII. Работа по теме урока. Синонимы.

1. Наблюдение над употреблением в речи синонимов (слайд №15)

- Сравните между собой слова в каждой группе. Чем они сходны по смыслу? Чем различаются?

Большой, огромный, громадный, гигантский.

Маленький, малюсенький, крошечный.

Крутой, обрывистый, отвесный.

- Как называются слова в каждой группе? (синонимы)

2. Работа над правилом - стр.52

Слова, близкие по смыслу, называются с и н о н и м ы (слайд №16).

3. Узнайте животных по описанию: (слайд № 17-18)

Трусливый, боязливый, несмелый...(заяц)

Хитрая, лукавая, плутоватая...(лиса)

Злой, сердитый, коварный...(волк)

Неуклюжий, неловкий, косолапый...(медведь)

- Составьте предложения про зверей, используя слова-синонимы.

- Разберите предложение по членам, назовите словосочетания.

4. Работав парах

Составьте из слов синонимические ряды: (слайд №19-20)

Грустный, слабый, ломкий, стремительный, печальный, унылый, хрупкий, быстрый, скорый.

- Ребята, прочитайте ряды слов и определите, какие из данных рядов являются синонимическими рядами. Запишите их в тетрадь. (слайд №21)

Глупый, неумный, недалёкий.

Добрый, жадный, щедрый.

Вечный, бессмертный, временный.

Бездушный, чёрствый, отзывчивый.

Смелый, храбрый, мужественный.

VIII. Работа со словарём.

- Существуют словари синонимов и антонимов.

Например, вот этот словарь для школьников, составленный О.А.Михайловой.

[Учитель демонстрирует словарь]

- Существует множество словарей синонимов и антонимов. Например, такие.( слайд №22)

- В этом словаре, как и в других словарях, принят алфавитный порядок.

Первая часть посвящена синонимам, а вторая – антонимам.

- Найдите и прочитайте синонимы к слову учиться. - Найдите антонимы к слову серьёзный.

IX. Закрепление.

- Сейчас я прочитаю вам текст, ваша задача записать только прилагательные

Дивный цветок

Из Америки вывезли цветок окраски. чудо было очень роста.. красавца сажали в центре клумбы. Цветок держался на стебле. Его украшали листья. На голове был венец из лепестков. Голова цветка напоминала солнце. По имени солнышка цветок назвали – подсолнечник. (55 слов.)

Проводится коллективная проверка. Учащиеся читают записанные прилагательные, объясняют их правописание.

X. Итог урока.

- Что такое синонимы и антонимы?

- Почему в речи люди употребляют синонимы и антонимы?

Оценивание. Домашнее задание: упр.483, подобрать пословицы с прилагательными-антонимами.