Логопедическое занятие по теме "Дифференциация [р-р'] [л-л'] в словах, словосочетаниях и предложениях"

Разделы: Логопедия


Цель: Дифференциация [р-р`] [л-л`] в словах, словосочетаниях и предложениях

Задачи:
- выработать умение правильно произносить и различать звуки [р-р`] [л-л`], обозначая их на письме соответствующими буквами;
- выработать навык беглого чтения и грамотного письма;

Коррекционные:
- совершенствовать фонематическое восприятие, развивать навык звукослогового  анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры;
- развивать опосредованное запоминание;
- активизировать словарь по лексической теме;

Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, самостоятельность;
- воспитывать любовь к природе.

Ход занятия

I. Организационный момент
Логопед: «Ребята, сегодня к нам пришли гости. Они хотят посмотреть, как мы с вами работаем на уроке. Повернитесь и поздоровайтесь (можно кивком головы)». Вспомните дни недели, в которых есть звуки  [р-р`] [л-л`].
Учащиеся: «Понедельник, вторник, среда, четверг, воскресенье».
Логопед: «Какое сейчас время года?».
Учащиеся: «Сейчас весна».
Логопед: «Назовите весенние месяцы».
Учащиеся: «Март, апрель, май».
Логопед: «Какой сейчас месяц?».
Учащиеся: «Апрель».
Логопед: «Запишите слово в тетрадь и сделайте звуко-буквенный анализ».
Ученик у доски:  «[а п р` э л`]».
Логопед: «Сколько в слове звуков?»
Учащиеся: «Пять звуков».
Логопед: «Сколько в слове букв?».
Учащиеся: «Шесть букв». 
Логопед: «Почему звуков меньше чем букв?».
Учащиеся: «Мягкий знак не обозначает звука».
Логопед: «Сколько в слове слогов?».
Учащиеся: «В слове два слога».
Логопед: «Какое правило помогает определить количество слогов в слове?».
Учащиеся: «Сколько в слове гласных, столько и слогов».
Логопед: «Какой по счету звук [р`] в слове апрель?».
Учащиеся: «Третий звук».
Логопед: «Какой по счету звук [л`]в слове апрель».
Учащиеся: «Пятый звук».

II. Основная часть

1. Определение цели урока.

Логопед: «Сформулируйте цель нашего урока».
Учащиеся: «Будем учиться различать звуки [р-р`] [л-л`] и буквы, их обозначающие».
Логопед: «Внимательно посмотрите на схему человечка и скажите, какие звуки мы обозначаем буквой «р»?». Слайд №2.
Ученики: «Буквой  «р» обозначаются два звука [р-р`]».
Логопед: «Посмотрите на схему человечка и скажите, какие звуки мы обозначаем буквой «л»?».
Учащиеся: «Буквой «л» обозначаются звуки [л-л`]».
Логопед: «Дайте характеристику звуков [р-р`]».
Учащиеся: «Звук [р] согласный, звонкий, твердый, сонорный,
звук [р`] согласный, звонкий, мягкий, сонорный».
Логопед: «Дайте характеристику звуков [л-л`]».
Учащиеся: «Звук [л] согласный, звонкий, твердый, сонорный,
звук [л`] согласный, звонкий, мягкий, сонорный».

2. Развитие звуко-буквенного анализа.

Работа с карточкой
Звуки [р-р`]:

пригорок

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

первоцвет

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

дрозд

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

природа

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

ветер

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

береза

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

скворец

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Логопед: «Прочитайте слова, определите, какая по счету буква «р» и зачеркните соответствующую цифру».
Учащиеся выполняют задание. Проверка слайд № 3.
Звуки [л-л`]:

ландыш

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

галка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

земля

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

дятел

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

тополь

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

голосок

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

лебеди

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Логопед: «Прочитайте слова, определите, какая по счету буква «л» и зачеркните соответствующую цифру».
Учащиеся выполняют задание. Проверка слайд № 4.

3. Разгадывание загадок.

Логопед: «Отгадайте загадки.
Висит за окошком кулек ледяной. Он полон капели и пахнет весной».
Учащиеся: «Сосулька».
Логопед: «В дверь, в окно стучать не будет, а взойдет и всех разбудит».
Учащиеся: «Солнышко».
Логопед: «Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает».
Учащиеся: «Подснежник»
Логопед: « Бегу я как по лесенке, по камушкам звеня, издалека по песенке узнаете меня».
Учащиеся: «Ручей».

4. Развитие словоизменения.

Дидактическая игра: «Какой? Какая? Какое?» Слайд №5.
Логопед: «Посмотри на картинки и ответь на вопрос: «Сосулька какая?».
Учащиеся: «Длинная, тонкая, ледяная».
Логопед: «Солнышко какое?»
Учащиеся: «Весеннее, ласковое, теплое, яркое».
Логопед: «Подснежник какой?»
Учащиеся: «Хрупкий, нежный, красивый, ароматный, сказочный, душистый».
Логопед: «Ручей какой?»
Учащиеся: «Журчащий, сверкающий, бурлящий».

5. Дифференциация р – л в словах. Слайд № 6.

Работа с карточкой
Вставь Р или Л

Во_она

_асточка

Снеги_ь

Г_ач

Го_убь

Скво_ец

Во_обей

Со_овей

 

 

Учащиеся выполняют задание.
Логопед: «Зачитайте слова: Кто это?».
Учащиеся : «Это птицы»
Логопед: « Какие птицы?».
Учащиеся: «Зимующие и перелетные».
Логопед: «Назовите слово, состоящее из одного слога».
Учащиеся: «Грач».
Логопед: «Найдите слово состоящее из трех слогов, в котором все согласные звуки звонкие и твердые».
Учащиеся: «Ворона».

6. Развитие словообразования. Слайд №7.

Дидактическая игра «Чья?, Чьи?, Чей?».
Логопед: «Ответьте на вопросы: Чья голова?».
Учащиеся: «Воронья».
Логопед: «Чьи лапки?»
Учащиеся: «Голубиные».
Логопед: «Чей голосок?»
Учащиеся: «Соловьиный».
Логопед: «Чей хвост?».
Учащиеся: «Ласточкин».

7. Физкультминутка

Кап-кап звенит капель (движения руками),
Вот приблизился апрель (хлопки),
Побежал в саду ручей (движения руками),
А сугробы тают, тают (приседания),
А цветочки расцветают (цветы руками).

8. Дифференциация р – л в словосочетаниях. Слайд №8.

Работа с карточкой
Вставь Р или Л

_азговорчивый

т_ава

х_рустальная

_источки

_азноцветная

капе_ь

ба_хатные

сосу_ька

ше_ковистая

_учей

 

 

Логопед: «В слова вставьте буквы Р и Л и соедините слова первого столбика со словами второго столбика, зачитайте, что получили».
Учащиеся: «Словосочетания».
Логопед: «Что такое словосочетание?».
Учащиеся: «Два слова, сочетающиеся друг с другом по смыслу».

9. Зрительная гимнастика.

Логопед: «Встаньте, глазки вверх, вниз, влево, вправо».
Логопед: «Образуйте из двух слов одно. Лед идет».
Учащиеся: «Ледоход».

10. Дифференциация р – л в предложениях. Слайд №9.

Логопед: «Объясните значение слова ледоход».
Учащиеся: «Движение льдинок по реке во время таяния».
Логопед: «У вас в конвертах льдинки. На льдинках написаны слова. Прочитайте их. Что вы прочитали?».
Учащиеся: «Слова».
Логопед: «Слова поссорились, вы должны их помирить».
Учащиеся выполняют задание.
Логопед: «Что же получилось?»
Учащиеся: «Предложения».
Логопед: «Докажите».
Учащиеся зачитывают предложения.
Логопед: «Вспомните, что такое предложение?»
Учащиеся: «Предложение состоит из слов, связанных по смыслу друг с другом».
Логопед: «Запишите свои предложения в тетрадь».

Предложения на льдинках

солнышко, в, светит, весёлое, небе, ярко
ручей, по, горки, с, бежит, дороге, звонкий
теплых, птицы, краёв, возвращаются, из
зелёные, на, появляются, деревьях, листочки

Итог урока

Логопед: «Какие звуки мы с вами учились различать?»
Учащиеся: «Учились различать звуки [р-р`] [л-л`]».
Логопед: «Что общего в этих звуках?».
Учащиеся: «Эти звуки согласные, звонкие, сонорные. Могут быть твердыми и мягкими».

Работа с карточкой

  1. Звук [р]  – гласный?
  2. Звук [л]  – звонкий, согласный, твердый, сонорный?
  3. Звук [р`] – мягкий, согласный, звонкий, сонорный?
  4. Звук [л]  – гласный, ударный?
  5. Звук [л`] –  согласный, звонкий, мягкий сонорный?

Логопед: «Поставьте знак «+» рядом с правильным ответом, знак «-» - рядом  с неправильным».
Наш урок подошел к концу, вы все хорошо работали. Молодцы! Спасибо за внимание. До свидания.

Презентация