Интегрированная НОД учителя-логопеда для детей с ОНР старшего дошкольного возраста. Тема: «"Звук "Р" в связной речи по лексической теме "Профессии"»

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Интегрированная НОД учителя-логопеда для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста: Звук Р в связной речи по лексической теме “Профессии”.

Цели.

  1. Автоматизирование звук “Р” в связной монологической речи.
  2. Обучение составлению описательного рассказа по схеме.

Задачи.

Коррекционно-развивающие:

- корригировать произношение звука в собственной речи;

- корригировать и развивать монологическую речь через составление описательного рассказа по картине;

- активизировать словарь детей по теме “Профессии”;

- корригировать и развивать слуховое восприятие;

- корригировать речевое дыхание;

- корригировать и развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;

- развивать внимание, память, логическое мышление;

- корригировать и развивать эмоционально-волевую сферу.

Коррекционно-образовательные:

- автоматизировать звук Р в тексте пересказа;

- учить составлять подробные описательные рассказы с использованием схемы.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к занятиям;

- развивать умение внимательно выслушивать сверстников;

- воспитывать у детей уважение к труду взрослых.

Здоровьесберегающие:

- планировать объем материала с учетом возрастной нормы;

- соблюдать правильную осанку ребенка;

- следить за правильным освещением рабочего места;

- способствовать созданию благоприятного психологического климата;

- чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: оборудование: предметные картинки с различными видами профессий, схема для описания профессий, картинки, изображающие оборудование и инструменты к каждой профессии, раздаточный материал звук “Р”.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте ребята! Послушайте стихотворение!

У каждого дела есть запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате - лекарством приятным.
Рыхлой землею, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только бездельник не пахнет никак. (Д.Родари)

Логопед: Названия каких профессий ребята вы услышали?

(Дети называют)

2. Основной этап.

Логопед: Ребята давайте вспомним какой звук мы с вами научились произносить и который часто встречается в названии этих профессий?

Дети: РРРРР, маляр, кондитер, доктор, крестьянин, рыбак.

Логопед: Сейчас мы с вами превратимся в маляров.

Игра “Дом”

Маляры пришли втроем
(шагают на месте)
Обновили старый дом
(изображают крышу над головой)
Был облезлый, скучный, голый
(“красят”)
Стал нарядный и веселый.
(изображают крышу над головой)

Упражнение “Маляры”

Маляры известку носят
(дети руками изображают “ковшики”)
Стены кистью купоросят.

(Поглаживающие движения правой рукой по ладони левой руки)

Не спеша разводят мел
Я бы тоже так сумел

(На ладони правой руки круговые движения указательным пальцем левой руки и наоборот)

Артикуляционное упражнение “Маляр”

Логопед: А теперь наш язычок будет маляром:

Красить потолок пора, пригласим маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Язык к небу поднимаем,
Поведем вперед-назад -
Наш маляр работе рад!

Логопед: А сейчас мы превращаемся с вами в дровосеков:

Упражнение “Дровосек”

“Дровосек”. Исходная позиция: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сплетенные руки вверх – вдох, опустить вниз – медленный выдох с произнесением “уфф” (5 раз).

Объявление темы

Логопед: У каждого взрослого человека есть профессия, которая важна и полезна для других людей. А чем именно, мы узнаем на сегодняшнем занятии. И научимся составлять рассказы о некоторых из них. Выберем те профессии в которых есть звук Р.

Игра “Найди звук в названии профессий”

Ребята у вас на столах карточка со звуком “Р”. Я буду называть профессии, которые изображены на доске, а вам нужно будет поднять карточку тогда, когда вы услышите звук “Р” в названии профессий. (Приложение 1)

Дети выбрали: доктор, повар, пожарный, маляр.

Игра “Кому какой инструмент нужен”

Логопед: Ребята на доске картинки с инструментами. Попробуйте подобрать для каждой профессии свой инструмент. (Приложение 2)

Дети называют.

Сегодня мы с вами будем составлять рассказы о выбранных вами профессиях, а поможет нам в этом вот эта схема. И не забываем правильно произносить звук “Р”. (Приложение 3)

План рассказа:

Кто это? (Профессия)

Где он работает?

Во что он одет?

Какие инструменты или оборудование ему нужны для работы?

Что он делает на работе?

Примерные рассказы:

Повар

Это повар. Повар работает в детском саду, столовой, школе. Он носит белый халат, на голове колпак. У повара очень хорошая и нужная работа Для работы ему нужны: половник, нож, сковорода, плита и т.д. Он готовит вкусную и полезную пищу.

Доктор

Это доктор. Он работает в детской поликлинике, в больнице. На работе он носит чистый, белый халат. Доктору для работы нужны: фонендоскоп, уколы, вата, бинт и.т.д. Доктор бывает детским педиатром, которые лечат детей и бывает взрослым. Работает доктор еще и на машине скорой помощи. Его профессия очень важная и полезная, потому что он может оказать быструю помощь.

Физкультминутка “Шофёр”

Качу, качу во весь опор.
Я сам мотор.
Я сам шофер
(бегут по кругу, крутят воображаемый руль)
Нажимаю на педаль, и машина мчится вдаль

(останавливаются, нажимают на воображаемую педаль правой ногой, бегут по кругу в противоположную сторону.

Продолжение рассказов детей

Пожарный

Это пожарный. Для работы ему нужна специальная одежда: каска, костюм и перчатки. Эта одежда защищает его от огня. Для тушения пожара ему необходима специальная техника и инструменты. Это пожарная машина, кран, пожарный рукав и т.д. Пожарные всегда спешат на помощь людям. Это очень важная и опасная профессия.

Маляр

Это маляр. Он работает на стройке. Для его работы нужен специальный комбинезон и на голову он одевает платок или каску. Маляру нужны на работе кисти, краски, лестница, валик и т.д. Маляр занимается покраской и отделкой стен, потолков. Эта профессия очень полезна и нужна людям.

 

 

4. Итог занятия

Логопед: ребята о людях каких профессиях мы сегодня с вами составляли рассказы?

Дети: повар, врач, пожарный, маляр.

Логопед: А почему для составления рассказа мы выбрали именно эти профессии?

Дети: потому что в названиях этих профессий есть звук “Р”.

5. Домашнее задание

Логопед: Ребята, а ведь ещё очень много профессий осталось в названии которого есть звук “Р”. Дома вместе с папами и мамами попробуйте составить эти рассказы с помощью нашей схемы. Эта схема будет у вас в домашней тетради. До свидания!

Список использованной литературы

  1. Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Профессии (Программа “Я-человек). – М.: Школьная пресса, 2004 (Дошкольное воспитание и обучение – приложение “Воспитание школьников”. Вып. 61).
  2. Кузнецова Е.В., Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: конспекты занятий/ Е.В. Кузнецова, И.А.Тихонова. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
  3. О.С. Гомзяк. “Говорим правильно” Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе. М.: Издательство ГНОМ. 2011.
  4. О.С. Гомзяк. “Говорим правильно” Конспекты фронтальных занятий в старшей логогруппе. М., Издательство “ГНОМ и Д”. 2010.
  5. Учебное издание. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М.: “Просвещение”. 2010.