"Что такое коллажирование?"

Разделы: Внеклассная работа


В одном мгновении видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность,
И небо – в горсточке песка.
Уильям Блейк.

В психопрофилактической и коррекционной работе психологи все чаще обращаются к арт-терапии. В нашей стране эта технология применяется не так давно. Чаще всего арт-технология используется как элемент диагностики, коррекции, профилактики в психологии, психотерапии, на сегодняшний день также используется еще и в самом учебном и воспитательном процессе со всеми участниками образовательного процесса разного возраста и категорий. Остановимся на такой разновидности арт-технологий как техника коллажирования.

Цель данной техники – раскрытие потенциальных возможностей человека. Она предполагает большую степень свободы, является эффективным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены.

Что же такое коллаж?

Коллаж (фр. collage – “наклеивание”) – это метод создания композиции, при котором сочетаются разнородные по своей фактуре элементы (газетные вырезки, кусочки ткани, фотографии). Они накладываются друг на друга и закрепляются на общей основе. Коллаж отрицает понятие целого, так как он является фрагментом и состоит из фрагментов.

Техника коллажа сегодня становится очень популярной, т. к. позволяет включить ребёнка в самостоятельный творческий процесс. Коллаж – это своеобразный тренажёр, необходимый для развития чувства свободы в процессе поиска вариантов создаваемых образов, развитие мышления, поиска нестандартных решений, неожиданных смысловых и визуальных ассоциаций, развития конструкторских организаторских навыков, мелкой моторики руки, воображения, фантазии.

Какое значение он играет для учащихся.

Детям доставляет огромное удовольствие работать в этой технике.

Чем старше ребёнок, тем сложнее темы, тем больше усилий необходимо приложить, тем богаче полёт творческой мысли и фантазии. Дети подбирают материалы, вырезают картинки из газет и журналов, советуются, прислушиваются к советам друг друга, работают сплоченной командой. У детей развивается воображение, фантазия. Работа над коллажем стимулирует необходимость совершенствовать сложную систему умственных действий и операций. Умственные действия формируются постепенно, планомерно проходя ряд этапов:

  • мотивационный (для чего это делать),
  • ориентировочно (что делать и в каком порядке),
  • материальный (выполнение действий),
  • громкой речи (проговаривание способов действия вслух),
  • речь про себя.

Коллаж стимулирует у ребёнка умение думать. В процессе работы над коллажем прослеживаются способы формирования умственных действий анализа, синтеза, сравнения, классификации, установления причинно-следственных связей и отношений.

Коллажирование – это одна из самых свободных техник, которая практически не имеет ограничений. Она позволяет детям создавать открытки, панно, газеты, картины для интерьера и многое другое. Коллаж позволяет замечать красоту самых необычных материалов, которые не являются художественными и самостоятельно использовать их в творчестве. Коллаж позволяет детям почувствовать себя художниками изобретателями, у детей возникает желание придумать что-то новое, красивое, увлекательное.

История.

С точки зрения сочетания и синтеза отдельных материалов и предметов можно сказать, что коллаж существовал всегда. Он лег в основу живописи (краска-штукатурка, краска-холст); ваяния (металл-камень); архитектуры (песчаник, золото, гипс). Самостоятельным видом искусства коллаж был признан лишь в 20 веке, когда художники (кубисты, футуристы) стали использовать в своих произведениях куски газет, обоев, фотографий, наклеивая их на холст. Датой возникновения коллажа принято считать 1912 год, когда фр. художник Жорж Брак использовал в своей картине вырезки из газет. Пабло Пикассо сразу же подхватил новшество и интерпретировал его по-своему.

В недалёком прошлом коллажи именовались стенгазетами и занимали почетное место в школах. Т.к. до середины 90-х годов далеко не в каждой семье была возможность купить компьютер, поэтому стенгазеты приходилось рисовать вручную. Это было очень трудоёмким и долгим занятием. Далеко не каждый мог это сделать. Ведь согласитесь, более-менее прилично рисовать сможет наверно процентов 30 населения. С появлением компьютеров и обилия глянцевых журналов в нашей жизни процесс изготовления коллажей стал намного более быстрым, лёгким и приятным. И теперь самостоятельно изготовить коллаж может даже 10-летний ребенок или 80-летний пенсионер…

Можно сказать, что коллаж прошел путь от самостоятельной поделки до индустрии кино (киноколлаж), театра (декорации), рекламы (жостеры, вывески, видеоролики), и остается на сегодняшний день одной из самых популярных и распространенных техник.

Единственный в своем роде музей с богатой коллекцией произведений коллажа находится во Франции (г. Сержен). Музей регулярно проводит практические занятия по технике коллажа и организует в Париже международный салон современного коллажа, на котором выставляется до 110 художников 25-ти национальностей. Кроме того, Музей организует студии коллажистов в школах, домах отдыха, больницах.

Сколько времени занимает создание коллажа?

Подготовка к созданию коллажа – максимум 50 минут:

Вырезание картинок и надписей из журналов – 20 минут

Поиск и скачивание фотографий и изображений в интернете – 20 минут.

Распечатка фотографий и изображений – 10 минут.

Поиск и распечатка стихов, поздравлений, анекдотов – всего, что может понадобиться.

Непосредственно создание коллажа – 1 час.

Итого, общее время создания полноценного коллажа – 2 часа.

Для самостоятельного изготовления коллажа потребуются:

Большой ватман или просто подходящий плотный лист бумаги; фотографии тех людей, о ком или для кого делается коллаж, ножницы для бумаги, клей-карандаш, глянцевые или обычные журналы различной тематики, фломастеры, в некоторых случаях компьютер и принтер.

Для построения композиции коллажа необходимо:

1. Определить идею, задачу тема коллажа, настроение, впечатление, которое он должен оказывать на зрителя.

2. Определить формат размеры, форма, высота, ширина.

3. Выбрать схему, и выражает ли выбранная схема вашу мысль и настроение коллажа?

Схем построения коллажа немного. В их основе лежат принципы психологического восприятия действительности человеком.

Примеры:

1) “Одиночество”.
Решается через представление одинокого объекта и огромного пустого окружающего пространства.

2) “Малая величина”
объекта передается через контрастное сопоставление с большим объектом.

3) “Подавленность”
передается через размещение объекта в нижней части плоскости и перегруженную элементами/цветами верхнюю часть.

Виды коллажа.

“Декупаж” – техника декорирования, при которой из различных материалов (бумаги, салфеток, ткани, кожи) вырезаются изображения/фрагменты рисунка и затем наклеиваются на различные поверхности (посуда, мебель, украшения).

“Ассамбляж” – техника декорирования, при которой на основу прикрепляются различные предметы или детали предметов.

“Аппликация” – техника создания орнамента на ткани/бумаге путем наложения кусочков разнообразных материалов (бумага, ткань, кожа).

“Аккумуляция” – сочетание совершенно одинаковых предметов с целью создания необычного эстетического эффекта.

“Киноколлаж” – соединение в одном кинофильме фрагментов игрового, документального и мультипликационного кино.

“Алтарь” – декорирование домашнего интерьера, при котором создается “музей кумира” (вырезки из газет, журналов, фото, статьи, элементы одежды).

Значение.

Коллажирование, как и любая визуальная техника, дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания. Техника коллажирования обладает широкой областью применения и позволяет решать большой круг задач, а именно: получить успешный результат и сформировать положительную установку на дальнейшую творческую деятельность; выразить свое отношение к заданной теме, свои мысли, свои взгляды, свое понимание темы; развить художественные способности и повысить самооценку; побочным продуктом любого вида арттерапии, в том числе техники коллажа, является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития, расширения творческих возможностей; проявить оригинальность и уникальность личности участника группы; проработать мысли и чувства, которые клиенты привыкли подавлять; дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам; работа над коллажем является безопасным способом “выпустить пар” и разрядить напряжение (для усиления этой цели детям можно предложить придавать картинкам нужную им форму руками); в групповом коллаже осознавание своих паттернов поведения в группе, социальных ролей, установок.