Открытый урок на тему "Некоторые аспекты работы над координацией в пьесах с определенными фактурными особенностями"

Разделы: Музыка


Образовательная программа общего эстетического образования, инструмент фортепиано, 5-й класс.

Цель урока: Развитие навыков координации как одного из важнейших средств музыкально-художественной выразительности в пьесах с определенной фактурой.

Задачи:

  1. Умение определить фактуру произведения и разложить ее на составляющие элементы.
  2. Формировать способность объединять все элементы, правильно распределяя пласты звучания.
  3. Умение выбрать, сообразные звуковой задаче, пианистические приемы.
  4. Активизировать слуховой контроль.
  5. Развивать способность осмысленной эмоциональной игры.

План урока.

  1. Введение.
  2. Определение музыкальной формы.
  3. Анализ фактуры произведения.
  4. Работа над отдельными элементами фактуры.
  5. Исполнение произведения целиком.

Введение.

Проблема координированной свободы пианистических движений всегда была в центре внимания музыкальной педагогики. Это и понятно, так как все пианистические задачи осуществляются через двигательный процесс. Чтобы выполнить эти задачи, пианист должен обладать огромным комплексом навыков, среди которых одно из важных мест занимает способность координации.

Координация нужна пианисту для того, чтобы как можно ярче и полнее раскрыть художественно-музыкальный замысел композитора, охватить все элементы музыкальной фактуры, согласовав их между собой. Решение этих задач напрямую связано с развитием у исполнителя мышления (ясного представления о строении музыки, ее содержании, особенностях развития), активизации слуха (способности слышать не только отдельные детали, но и всю музыку в целом), и, конечно, техники, как способности пианистического аппарата к гибкому взаимодействию всех его звеньев.

Музыкальное и техническое развитие пианиста должно проходить в тесной взаимосвязи, которую можно определить следующим образом: ясное представление музыкальной задачи диктует соответствующие формы игровых движений, правильный технический прием, в свою очередь, помогает выполнить музыкальную задачу. Г.Нейгауз писал: «Вся работа, протекающая у меня в классе, есть посильная работа над музыкой и ее воплощением в фортепианной игре, другими словами – над художественным образом и фортепианной техникой. Никуда не годится тот педагог, будь он хоть о семи пядей во лбу, который удовлетворяется рассказами об «образе», о «содержании», о «настроении», об «идее», о «поэзии» и не добивается конкретнейшего, материального воплощения своих высказываний и внушений в звуке, нюансировке, совершенной фортепианной технике. Так же никуда не годится педагог, который ясно видит лишь фортепианную игру, фортепианную технику, а о музыке, ее смысле и ее закономерностях имеет лишь смутное представление».

Это высказывание подводит нас к сути урока, намечая основную цель: элементы музыкально-исполнительской техники такие, как мышление, слух, эмоции, моторика должны развиваться не только каждый отдельно, они должны быть скоординированы между собой.

М. Зив. Старинный романс.

Пьеса написана в простой трехчастной форме, что обусловлено ее жанром. Первая часть представляет собой период, состоящий из двух предложений, второе из которых заканчивается доминантой. Вторая часть немного расширена по сравнению с первой частью.

Она носит разработочный характер, содержит модулирование в подчиненные тональности, в тематическом отношении сходна с крайними частями. Третья часть – реприза - тематически повторяет первую часть, но чуть больше ее за счет введения отклонения в субдоминантовую сторону, рассвечивая колористику мелодии. Заканчивается реприза в главной тональности.

Пьеса, в силу своей жанровости, носит ярко выраженный вокальный характер. Певучая, гибкая мелодическая линия поддерживается арфообразным аккомпанементом. В партии правой руки содержится два элемента: мелодия и часть сопровождения. У сопровождающего элемента в правой руке две функции: аккомпанирующая – сила звука согласуется с партией правой руки – и функция, связанная с игровыми движениями, которые должны находиться в полном соответствии с мелодической линией. При этом, мелодическая линия не должна нарушаться от добавления сопровождающего элемента.

Чтобы решить эту задачу, начинаем работу над партией правой руки. Сначала отделяем сопутствующий элемент и «попеваем» мелодическую линию мягко и глубоко погружая пальцы в клавиатуру, перенося центр тяжести руки от звука к звуку. В двигательном отношении спутниками «хорошего» звука должна быть полнейшая гибкость и свобода руки.

Слуховой контроль помогает ученице контролировать силу звука, которая меняется в соответствии с нюансами и фразировкой. Большое внимание уделяем дыханию, как важному фактору формообразования. Добившись выразительности мелодической линии, добавляем сопровождающий элемент. На этом этапе важно контролировать соблюдение правильных пропорций между глубиной погружения в клавиатуру и огибающими движениями руки. Эти пропорции регулируем с помощью слухового контроля.

Следующая составная часть фактуры – аккомпанемент. Работая над сопровождением, добиваемся максимальной ровности в движении восьмых. Взяв «дыхание» перед вступлением, погружаем пятый палец левой руки на первую восьмую аккомпанемента и объединяющими движениями руки ведем линию легкой поступью в восходящем направлении. Эта работа должна проходить в состоянии полной сосредоточенности: необходимо следить за своевременным переходом последней восьмой в левой руке в следующую восьмую сопровождающего элемента правой руки.

Последний этап заключается в совершенствовании исполнения в целом. На этом этапе важно сохранить линию движения каждой руки и в то же время продолжать общую мелодию, подчиняясь объединяющему «дыханию» целой фразы. Чередование рук, передающих мелодию друг другу, должно представлять непрерывный двигательный процесс. Внимание постепенно переключаем на крупный план. При этом более значительную роль приобретает эмоциональная сторона исполнения.

Основную задачу динамического соотношения голосов пытаемся решать, не создавая большую дистанцию между мелодией и фоном. Это позволит создать истинную выразительность каждого элемента и фактуры в целом.

Поскольку фактура на протяжении всей пьесы не меняется, то следует закрепить приобретенные навыки во второй и третьей частях пьесы.

Заключение.

Работа над координаций требует от исполнителя мобилизации всех способностей. Она во многом зависит от его умения правильно определять круг задач и находить способы их решения, слушать и слышать музыку в деталях и в целом, выбирать главные и второстепенные пласты звучания, объединяя их и подчиняя общей логике развития музыкальной ткани.

Литература:

  1. Малинковская А.В. Фортепианно-исполнительское интонирование. М., 1990.
  2. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1967.
  3. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. М., 1984.
  4. Коган Г.М. Работа пианиста. М., 1963.