Урок технологии в 1-м классе

Разделы: Технология, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Информационно-методическое обеспечение: Учебник «Технология», авторы О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова, рабочая тетрадь к учебнику, программа, методические рекомендации, поурочные разработки/ О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова – М.: Астрель, 2009 год.

У учащихся формируются:

Личностные УУД: самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

Регулятивные УУД: выявлять и формулировать учебную проблему; планировать деятельность.

Коммуникативные УУД: совместно договариваться о правилах общения и следовать им; донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; выполнять различные роли в паре (лидера, исполнителя).

Познавательные УУД: находить необходимую информацию в учебнике, других источниках; перерабатывать полученную информацию: наблюдатьи делать простейшие обобщения и выводы.

Предлагаемый урок направлен на развитие следующих качеств 21-ого века:

  • Коммуникативные умения — понимание другого, умение общаться и создание различных эффективных форм и контекстов устного общения.
  • Критическое и системное мышление — развитие мышления, обуславливающего совершение верного выбора.
  • Информационная грамотность — умение находить, анализировать, обрабатывать, интегрировать, оценивать и создавать информацию.
  • Межличностное взаимодействие и сотрудничество — умение работать в парах, в группе; продуктивно взаимодействовать с другими; уметь сопереживать; уважать различные мнения.
  • Постановка и решение проблем — способность формулировать, анализировать и решать проблемы.

Цель: изготовление поделки – сувенира «Яйцо-фантазия».

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Сформировать знания учащихся о способах украшения пасхальных яиц;
  2. Сформировать умения и навыки в украшении яиц «неожиданными» материалами: лоскутками, нитками, бумажными фигурками, фигурами, вырезанными из салфеток (техника «декупаж»);
  3. Организовать деятельность учащихся по планированию работы совместно с учителем;
  4. Закреплять знания по технике безопасности при работе с клеем.

Развивающие:

  1. Создавать условия для развития фантазии, наблюдательности и воображения учащихся;
  2. Создавать условия для развития интереса к творчеству, традициям нашего народа, воспитания эстетических чувств у учащихся;
  3. Создавать условия для развития умения высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважения мнения товарища;
  4. Создавать условия для развития самовыражения посредством художественных символов.
  5. Развивать мелкую моторику рук;
  6. Развивать основные учебные умения: ставить цель, планировать,.

Воспитывающие:

  1. Создавать условия для формирования эмоционально-эстетического отношения к изображаемому, воспитания любви и добра к окружающему миру, интереса к искусству и культуре народа;
  2. Создавать условия для воспитания любви к народному искусству, уважения к народному мастеру, создающему красоту на радость людям.
  3. Воспитывать умение работать в коллективе;
  4. Воспитывать интерес к русским традициям;

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Межпредметные связи: технология, окружающий мир, литературное чтение.

Основные понятия и термины: Ознакомление с «неожиданными» материалами и изделиями из них. «Фантазии» детей и изготовление изделий.

Материалы: деревянные заготовки яиц, подставка для яиц, тарелка, салфетка, клей ПВА, всякая всячина(лоскутки, цветные нитки, тесьма, конфетти, бумажные фигурки, цветки, вырезанные из салфеток).

Инструменты: кисточка для клея или ватная палочка.

Оборудование: ИКТ (презентация), учебник «Технология» О.В. Узоровой, Е.А. Нефёдовой 1 класс, рабочая тетрадь к учебнику, карточки со словами, картинки по сказке «Курочка Ряба».

Организация рабочего места: клеёнка, салфетка для рук(слегка влажная), подставка для яиц(нижняя часть бумажной коробки для яиц, разрезанная на отдельные ячейки), пластиковая тарелка, контейнер для мусора, крышечка для клея.

На классном столе: общая подставка для яиц, бумажная Курочка Ряба.

Готовое изделие: образцы украшенных яиц бисером, лоскутками, нитками, пуговицами.

Ход урока

I. Организация начала урока. (1 минута)  

Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас в хорошем настроении на нашем уроке технологии.

– Кто с работой дружен, нам сегодня нужен?

– Нужен!

– Кто с учёбой дружен, нам сегодня нужен?

– Нужен!

– Кто друг с другом дружен, нам сегодня нужен?

– Нужен!

– С технологией кто дружен, нам сегодня нужен?

– Нужен!

– Таким ребятам хвала и честь, такие дети в классе есть?

– Есть!

Прошу всех сесть.

А теперь проверь, дружок: Ты готов начать урок?

Давайте повторим Правила рабочего человека:

  1. Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место.
  2. Рабочее место содержи в чистоте и порядке.
  3. Береги инструменты, экономь материалы.
  4. Всегда думай, как сделать работу лучше.
  5. Закончи работу, убери рабочее место быстро и аккуратно.

А пройдёт наш урок под девизом «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится». Как вы понимаете эту пословицу?

II. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи. (3 минуты)

Сегодня нас ждёт интересная увлекательная работа. Тема нашего урока «Подарок Курочки Рябы».

– А кто знает сказку «Курочка Ряба»? Какие подарки она может подарить?

Давайте вспомним эту сказку.

(Дети пересказывают сказку, учитель прикрепляет к доске картинки: дед, баба, курочка, золотое яйцо, мышка, простое яйцо)

– нам на урок курочка тоже принесла простые яйца. А можно их сделать золотыми, красивыми?

– а что поможет нам яйца сделать красивыми? (Наши умелые ручки)

Я предлагаю вам на сегодняшнем уроке изготовить яйцо-фантазию. Вам нравится такая идея?

– А что обозначает слово «Фантазия»? (Просмотр слайда)

Так как вы уже заканчиваете 1 класс, предлагаю вам провести не обычный урок, а урок с проектными задачами. Назовём его мини-проект «Фантазия».

III. Открытие нового знания. Ход работы над проектом. (7 минут)

Первая проектная задача.

Прежде чем приступить к изготовлению яйца, чтобы нам хотелось узнать?

Какой вопрос мы перед собой поставим? (выслушиваются разные варианты вопросов детей). В итоге ставятся вопросы:

  • Почему люди украшают яйца?
  • Для чего они это делают?
  • Как можно украсить яйца?

Давайте попробуем ответить на эти вопросы!

На доске появляются 3 вопроса и карточки с примерными предположениями детей:

1. Игрушка 2. Подарок?

Б) Планирование работы. Откуда мы можем узнать об этом?

Ответы детей: спросить у взрослых, прочитать в книге, посмотреть в интернете.

В) Поиск информации. Сейчас мы займёмся поиском информации. Вы видите, что сегодня вы сидите не как всегда, а по группам. Поэтому давайте вспомним правило работы в группах и в парах.

Правила работы в парах: (Слайд)

  1. Слушать друг друга.
  2. Уметь уступать.
  3. Уметь договариваться.
  4. Распределять роли в группе.

Правила работы в группах

  • Смотрю на собеседника.
  • Я слышу, я вижу.
  • Я согласен или не согласен.
  • Говорю свой ответ.
  • Доказываю свое мнение.
  • Приходим к согласию.

1. Извлекаем информацию из учебника, стр.152-153

Дети читают рассказ на стр.152. Работа в парах.

– О чём мы узнали из этого рассказа? ( О том, что яйца дарили друг другу на Пасху)

– Что вы знаете о празднике Пасха? (Выслушиваются рассказы детей)

– Значит, это подарок? Да.

– Почему девица изображена среди яичных скорлупок? (Если дети не догадаются, объяснить, что яйцо – это символ жизни, из яйца зарождается новая жизнь)

– Что изображено на второй картинке? (Дети сидят за столом, на котором стоят пасхальные блюда.)

– Кто знает эти блюда? (Кулич, творожная пасха, крашеные яйца)

Дети читают рассказ на стр.153.

– О чём мы узнали из этого рассказа? С какой целью украшал ювелир яйца драгоценными камнями и золотом? (Подарок царской семье на Пасху)

– Значит, эта информация подтверждает наше предположение о том, что это подарок? Дорогой и красивый подарок называют ещё сувенир.

– А теперь послушаем взрослых, в данном случае меня. Из-за того, что у нас мало времени, я сама выбрала нужную нам информацию из Интернета. Посмотрите презентацию. (Показ слайдов 7-19)

Чтение стихотворения после просмотра 2 слайдов

В лужах солнышко искрится,
Верба пухом зацвела,
«Живы, жить!» - щебечут птицы
И поют колокола.
На столе кулич душистый,
Горка крашеных яиц.
В этот праздник светлый, чистый,
Не увидишь хмурых лиц.
Говорят: «Христос воскресе!»
«Да, воистину воскрес!»
Разрывая тьмы завесу,
К людям Он сошел с небес.
Жив Христос и верят люди:
Коль расстанемся со злом,
Жизнь продлится. Вечным будет
Мир с любовью и добром!

(Показ слайдом, сопровождаю объяснением).

Крашенки – красили варёные яйца и съедали.Способ окраски яиц при помощи луковой шелухи или современным красителем.Окрашивали одним цветом.

Крапанки Яйцо красят в один цвет. Когда оно остынет и высохнет, на него капают горячим воском (например, с помощью горящей свечи). Теперь яйцо опускают в другой краситель, он должен быть не горячим, чтобы воск не расплавился. Эту процедуру можно повторить ещё раз, чтобы получить разноцветные пятна.

Писанки - яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами. Это искусно расписанные пасхальные яйца, настоящие произведения народного творчества. Для рисунка писанки используют элементы растительного и животного мира, геометрические фигуры.

А теперь давайте обобщим всё, о чём мы узнали.

Из рассказов взрослых мы узнали - …

Из учебника мы узнали - …

Вывод: (карточки на доске)

? (Почему люди украшают яйца?)

  1. Символ жизни
    Символ праздника Пасхи

? (Для чего они это делают?)

  1. Подарок, сувенир
  2. Игрушка

? (Как можно украсить яйца?)

– Скажите, захотелось вам сделать красивое яйцо?(Скорее всего дети захотят сделать такую игрушку)

– А зачем мы будем его делать? (Чтобы подарить кому-либо)

Это удобно (можно украсить аппликацией); и есть польза (сувенир сохраняется)

– У нас ещё был третий вопрос. А как мы будем украшать яйцо-фантазию?

– Пролистайте медленно учебник дальше и остановитесь на стр. 156. Нас интересует нижняя часть листа. (Дети рассматривают образцы)

– А я принесла вам образцы яиц-фантазий, которые делали наши дети в прошлом году. (Показ образцов)

– давайте обобщим полученную информацию. Используя неожиданные материалы, применив свою Фантазию, мы можем украсить яйца следующим образом:

Во время ответов на доску учитель прикрепляет карточки с рисунками яиц, украшенными

  • Лоскутками
  • Бумажными фигурками (конфетти, цветы, геометрический материал)
  • Нитками, пряжей, лентами
  • Украшениями в технике декупаж
  • Бисером
  • Сухими растениями

Г) Изготовление Продукта проекта. (25 минут)

Подготовительная работа

1. Учитель: Какие материалы понадобятся нам для работы?

(перечисляем всё, что лежит на столе)

Какие инструменты будут нужны на уроке?

(Кисточка для клея).

2. Работа в тетради стр.80.

Сначала выполним задание в тетради. Работа в парах:

Обведи правильный вариант работы с яйцом.

(Дети обводят правильный вариант, после чего учитель собирает учебники и тетради)

3. Повторение правила работы с клеем.

(клеить кисточкой, клея класть в меру, мыть руки после клея).

Белый клей ПВА строг, но справедлив. Он очень спокойный, даже медлительный. Он ужасно не любит торопиться. Если человек, работая с этим клеем, спешит, старается сделать всё кое-как, то работа получается неаккуратная, некрасивая. Но если человек делает все спокойно, внимательно –клей ему помогает. А когда он высохнет, все неаккуратности и некрасивости, если они есть, исчезнут. Вот он, какой клей ПВА.

4. Получение заданий каждой группой.

А теперь давайте определимся, чем будет украшать яйцо каждая группа. Я попрошу выйти ко мне по очереди по одному человеку от группы.

(Дети выбирают яйцо от киндер-сюрприза, а внутри:

  • Яйцо, украшенное обрезками цветной пряжи, ниток;
  • Яйцо, украшенное Лоскутками;
  • Яйцо, украшенное цветками из салфеток (техника декупаж);
  • Яйцо, украшенное конфетти, мелкими цветками, геометрическими фигурками.)

(Материал даётся в коробочке один на двоих).

– Вся группа выполняет работу из одного материала, а в группе работаем по парам. Для чего? Чтобы учиться друг у друга.

Перед началом работы давайте разомнём свои пальчики.

Физминутка. Разотру ладошки

Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
(Растирание ладоней, захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
(Потереть ладошкой о ладошку.)
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою.
(Пальцы в «замок».)
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
(Пальцы расцепить и перебирать ими.)
Пусть бегут, как зайчики.

Анализ последовательности выполнения работы.

  1. Возьмите яйцо. Поставьте его в подставку.
  2. Густо смажьте верхнюю половину яйца клеем ПВА.
  3. Поставьте подставку с яйцом в бумажную тарелку.
  4. Наклейте по очереди все выбранные материалы в соответствии с задумкой.
  5. Отставьте поделку в сторону, чтобы клей подсох.
  6. Согните тарелку и ссыпьте остатки в коробочку.
  7. Переверните подсохшую поделку, поставьте её в подставку.
  8. Поставьте подставку в тарелку.
  9. Продолжайте наклеивать по очереди все выбранные материалы в соответствии с задумкой. Не забывайте прижимать рукой.
  10. Дайте готовой тарелке подсохнуть.
  11. Согните тарелку и ссыпьте остатки в коробочку.

Советы:

  • При наклеивании обязательно соблюдайте сочетаемость цветов.
  • Когда расписанные яйца высохнут, их можно покрыть тонким слоем клея ПВА, а сверху посыпать яйцо блёстками.

А сейчас вы должны продумать, каким будет ваше яйцо-фантазия и приступить к исполнению своего замысла. Каждый цвет имеет своё значение:

  1. красный – цвет радости, жизни, любви;
  2. желтый – посвящается солнцу, луне, звездам;
  3. зеленый – символизирует весну;
  4. сочетание красного и белого – благодарность за защиту от зла.

Вы, его создатели, должны вложить в нее частицу своей души и энергии, теплоту и добро. Поэтому, когда вы будете делать его, нужно иметь хорошее настроение.

5. Практическая работа (выключаю мультимедийку)

Во время работы звучит спокойная музыка. Вальс Шопена.

По окончании практической работы

а сейчас наша гостья Курочка Ряба приглашает вас на зарядку.

6. Физминутка «Головами покиваем»

Д) Презентация продукта. (6 минут)

А сейчас, ребята, наступает самый ответственный момент. Вам нужно рассказать, что вы задумали сделать, как вы это делали и что у вас получилось.

1. Анализ работы в паре. Каждая пара рассказывает, как им работалось вместе. Выбираем пару

  • Самую трудолюбивую –
  • Самую творческую –
  • Самую исполнительную –
  • Самую доброжелательную -

2. Выставка изделий. В группе дети выбирают одного человека, который рассказывает, с каким материалом работала группа, показывает полученные изделия. Все члены группы выходят со своими поделками и показывают их всему классу. Они говорят, что будут делать со своей поделкой, где её использовать.

IV. Итог урока. Обобщение проектной деятельности. (1 минута)

Учитель: а теперь, ребята, давайте подведём итог нашего урока.

(Возвращаю учащихся к проблемному вопросу).

– Что мы хотели узнать? Что узнали? Как шла работа?

Какие возникали трудности? Что понравилось? Где пригодятся вам знания, полученные на сегодняшнем уроке?

V. Рефлексия. (1 минута)

А сейчас проведём рефлексию. Оцените свою работу на уроке. Поднимите руку, кто согласен с предложениями.

  1. Проект понравился. Я справился. Я доволен собой.
  2. Настроение хорошее. Мне было трудно, но я справился.
  3. Задания оказались трудными, мне нужна была помощь.

Учитель: Я увидела, что вы умеете дружно работать, помогать своему другу.

Вы подарили мне тепло и радость хорошей работой. Всем спасибо за урок!