Начальное обучение импровизации

Разделы: Музыка


Введение

Современная жизнь и изменения, происходящие сегодня во всех сферах общественного бытия, актуализируют проблему раскрытия творческих способностей личности. Особое внимание современная педагогика уделяет развитию детского творчества.

Перед педагогической наукой стоит проблема поиска путей, способствующих максимальному развитию и раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка. Развитие творческих способностей современная педагогика рассматривает как необходимость, которая может актуализироваться в таких видах музыкальной деятельности как сочинительство и импровизация.

В процессе музыкального обучения представляется важным не только формирование у детей навыков исполнения конкретных произведений, но и умение музицировать за инструментом, в том числе импровизировать. Это качество особенно важно и необходимо для домашнего и любительского музицирования. Постепенно это качество становится более востребованным в быту и образовательной практике. В этом видится актуальность данной работы.

Вопросы развития импровизационных навыков получила определенное освещение в музыкально-педагогической литературе. Этой теме посвящены работы: И Бриля, О.П.Булаевой и О.А.Геталовой, Л.В.Глухова, С.Г.Мошкарова, Т.И.Смирновой, Н.А.Тереньтевой, О.Хромушина и Ю.Чугунова. В то же время в современной литературе недостаточно исследован начальный этап импровизации, что затрудняет ведение этих занятий в массовой практике музыкальных школ. Изложенные противоречия составляют проблему данной работы – наиболее эффективные методы развития навыков импровизации у младших учащихся-пианистов в условиях ДМШ.

Цель: выявить и апробировать на практике наиболее эффективные приемы развития навыков импровизации у учащихся – пианистов на начальном этапе фортепианного обучения.

Задача: проверить в опытной работе эффективность предложенных методов и приемов обучения начинающих пианистов импровизации.

Констатирующий этап. Анализ литературы, обобщение практической работы других преподавателей, собственная практика дали возможность выдвинуть гипотезу, что развитие навыков импровизации в начальный период фортепианного обучения осуществится достаточно успешно, если в этой работе применить следующие методические подходы:

а) сочинение – знакомство с основными правилами построения мелодии и её составляющими: мотивом, фразой; сочинение мелодий на стихи с определенным настроением, используя при этом интервалы, соответствующие данному настроению;

б) импровизация – досочинение окончания к заданной мелодии; вопросно-ответная игра на четверостишье;

в) подбор по слуху;

г) анализ музыкальных произведений.

Данные уроки проводились на уроках фортепиано с ученицей 2 класса.

Девочка с хорошими данными: музыкальна, исполнительна, хорошая память, огромное желание постичь все новое, в работе аккуратно подходит к выучиванию аппликатуры, штрихов. У ученицы слабая самооценка, отсюда страх перед выступлениями, боязнь не до конца вынести на публику выученные произведения. Этот страх наблюдается и на других предметах.

Моя цель в проведении этой работы состояла в том, чтобы проверить эффективность предложенных методов и приемов обучения начинающих пианистов импровизации, заинтересовать ребенка и попытаться выявить скрытые в нем креативные способности, дать первый толчок к самостоятельным действиям ученика.

На первом уроке ученице было предложено задание: дать эмоциональную характеристику стихотворения А.Барто “Мячик” (приложение № 1) и сочинить мелодию. Для этого предлагалось внимательно прочитать текст, выбрать подходящий темп, лад, размер, определить начало и конец каждой фразы, в соответствии с ритмом слов представить себе и записать ритмический рисунок. Следующий этап – сыграть мелодию, применяя поступенные движения (восходящие или нисходящие) и скачки.

Анализ данной работы следует проводить, основываясь на основные элементы построения мелодической линии:

а) применение в мелодии разнообразных движений;

б) выбор лада, размера и подходящего темпа для раскрытия образного содержания стихотворения;

в) как быстро реагирует ребенок на полученное творческое задание.

Ученица исполнила свою импровизацию:

Нотный пример №1. Приложение

При проведении итогов, отметили ряд положительных моментов: выбор соответствующий содержанию стихотворения темп, ритмический рисунок.

Но вместе с тем, в исполненном импровизации присутствовало мелодическое однообразие (первое и второе предложения были схожими в движении). Не смогла придать другую ладовую окраску второму предложению. Исполнение импровизации было несмелое, с остановками, что свидетельствует о неясном представлении развития музыкальной мысли.

Контрольные замеры показателей сформированных навыков импровизации были представлены в виде оценочной шкалы измерения, где высокий уровень исполнения – “3”, средний – “2”, низкий – “1”.

Высокий уровень: учащийся обладает образным мышлением, смело проявляет свою фантазию. Для этого он применяет свои уже приобретенные навыки: удобные для исполнения тональности, знания в построении музыкальной формы, проявить фантазию в мелодическом и ритмическом плане, выразительно исполнить свою импровизацию.

Средний уровень: использование элементарных мелодических и ритмических оборотов, ясное представление построения мелодии, исполнение импровизации на хорошем уровне.

Низкий уровень: иметь представление об импровизируемом образе, но в исполнении и моделировании мелодической линии отсутствует выразительность, остановки при исполнении, однообразие мелодии и ритма, несмелое выполнение задания.

  1. Применение в мелодии разнообразных движений – 2.
  2. Выбор лада – 1.
  3. Ритмическое разнообразие – 2.
  4. Исполнение импровизации – 1.
  5. Скорость исполнения – 2.

В результате сложений оценок, мы получили среднее арифметическое число (1,6), которое показывает уровень владения на данном этапе импровизационными навыками.

Результаты констатирующего этапа показали, что общий уровень музыкально-творческого развития находится на среднем уровне.

Формирующий этап. Прежде чем приступить к исполнению импровизации, нужен подготовительный этап. Первой ступенью к освоению навыков импровизации является знакомство с основными правилами композиции. Если импровизация заключает в себе два вида деятельности – сиюминутное сочинение и исполнение, то композиция дает возможность провести этот процесс последовательно – сначала сочинить и записать, а затем исполнить. В результате сложная теория становится близкой и понятной. Ученик не только получит знания, но научится активно их применять.

Поэтому я свою работу выстроила по такому плану:

а) сочинение – знакомство с основными правилами построения мелодии и её составляющими: мотивом, фразой; сочинение мелодий на стихи с определенным настроением, используя при этом интервалы, соответствующие данному настроению;

б) импровизация – досочинение окончания к заданной мелодии; вопросно-ответная игра на четверостишье;

в) подбор по слуху;

г) анализ музыкальных произведений.

Было проведено несколько уроков, один раз в неделю продолжительностью 20 минут. Вот некоторые показательные уроки.

1 урок. Одним из важных навыков композитора, импровизатора – ощущение музыкального времени, формы произведения. Эти навыки должны воспитываться буквально с первых занятий в классе импровизации. У ученика должно формироваться слуховое представление и ощущение фразы, затем предложения и периода. Ведется рассказ о форме построения простейшего периода, понятия о мотиве, фразе. Предлагается подобрать песенку “Василек” (приложение №2). На примере этой песенки мы находим логические остановки в периоде (8 тактов). Ведется рассказ о том, что период – это своего рода “квадрат”, где каждая сторона есть фраза. Четырежды повторенная фраза образует простейший период – “квадрат”: а + а + а +а. Ученица записывает нотами песенку, определяет размер, расставляет тактовые черты. Выясняем, что выстроена песенка на повторениях одной фразы:

Нотный пример №2. Приложение

Рисуется квадрат, объясняя, что есть основа (нижняя сторона), на которой держится весь квадрат. Это - первая основная “раскраска”. Вторая – ответная или повторная, после которой следует цезура (логическая полуостановка, как бы запятая, или, по-другому, серединная каденция). Третья, верхняя сторона – это или, буквальный повтор первой, или контраст. Четвертая, замыкающая – ставит точку (главная, заключительная каденция).

Далее на практике осваиваем пройденную тему посредством диалогической игры “учитель-ученик”.

Задается готовая сочиненная фраза, на которую надо досочинить ответное предложение. Вначале первую фразу проигрывает на инструменте, которую ученик должен запомнить на слух. Это - как предварительный этап музицирования. Затем начинается игра: ученик играет первую фразу, педагог – повторную или контрастную фразу с серединной каденцией, ученик повторяет свою фразу, педагог – заключительную фразу с каденцией.

Нотный пример №3. Приложение

Функция ученика здесь сводится к простому двукратному повтору заданной фразы. Задача педагога – привлечь внимание ученика и к собственным ответным фразам, то есть ученик на слух должен понимать суть ответов педагога. Следующий этап игры – смена ролей. Отвечать, как правило, сложнее, поэтому важно подбадривать и в случаи неудачного ответа, помочь.

Цель – в конечном итоге ученик должен научиться выстраивать все четыре стороны квадрата.

2 урок. Начинается урок с понятия интонация, что это звуковое средство языка, оформляющее тон, тембр, длительность звучания. Что это манера произношения, отражающая чувства говорящего (просьба, радость, грусть и т.д). На вопрос, какими средствами может выражаться интонация в музыкальном языке, ученица говорит о скачках и интервалах (пройденный материал по урокам сольфеджио). Подробно характеризуем каждый интервал, даем эмоциональную окраску. На данном уроке останавливаемся на интервале - секунда. Путем наводящих вопросов девочка находит образы, характеризующие данный интервал: плач, вздох, укачивание ребенка (баю). При восходящем движении – вопрос, восклицание.

Педагог знакомит со стихотворением Ц. Ангелова “Послушный дождь” (приложение №3). При анализе ученица говорит о настроении стихотворения, педагог обращает внимание на ощущения (монотонности, заунывности осеннего дождя), которые возникают при прочтении. На первые четыре строки ученица сочиняет мелодию за инструментом, применяя нисходящие и восходящие секунды.

Нотный пример №4. Приложение

Домой задается досочинить мелодию и записать.

3 урок. Ритм – один из важнейших компонентов музыкального произведения. Начиная урок, педагог говорит, что музыка – искусство временное. Нарисованной картиной можно любоваться долго, а музыка подчинена времени. В исполнении педагога звучат отрывки произведений, демонстрирующие различные ритмические рисунки. Следующий этап урока связан с вычленением ритмического рисунка мелодии, сочиненного девочкой на стих. Ц. Ангелова “ Послушный дождь”. Ритмический рисунок мелодии создает в полной степени характер стихотворения – монотонность, заунывность. Вычленяем ритмический рисунок первой фразы и импровизируем, используя приемы:

а) ритмический канон (используя ритмослоги, хлопки);

б) ритмический вопрос-ответ в динамике (вопрос – первоначальный ритм, ответ – импровизация сначала педагога, затем – ученицы).

4 урок. Немаловажная роль отводится в обучении композиции и импровизации умению подбора аккомпанемента. Занятия гармонизацией не только развивают творческие способности ребенка, а еще воспитывают и активизируют музыкальный слух и мышление. Овладение навыками подбора аккомпанемента способствуют формированию самостоятельности, будит в учащихся потребность систематическому музицированию.

Главные ступени лада (I, IV, V) позволяют гармонизовать мелодию, подобрать к ней простейший аккомпанемент. Девочка уже знакома по курсу сольфеджио с тоническими обращениями. Педагог знакомит с субдоминантой (S) и доминантой (D). У каждой ступени в ладу свое особое место. Ребенок должен услышать взаимосвязь между ступенями, сравнить их. Для обострения слухового восприятия педагог знакомит со сказочными образами основных функций. Например: T – король. Он самый главный, сильный, уверенный в себе. Он правитель своей страны – Лада! Доминанта (D) – королева. Она любит короля и подчиняется только ему. Она очень энергичная. Субдоминанта (S) – принцесса. Она подчиняется и королю, и королеве.

На уже сочиненную мелодию “Послушный дождь” дается задание - досочинить аккомпанемент, применяя отдельные звуки основных гармонических функций: тоника – I ступень, доминанта – V ступень. Девочка определяет тональность и находит эти ступени. Следующее задание – подобрать эту песню в тональности a-moll.

Усложняем задачу для ученика – сыграть аккомпанемент к новой песенке, применяя в басу аккорды основных ступеней (приложение № 4).

Затем пробуем сочинить мелодию на заданный бас. Педагог играет гармоническую основу, а ребенок придумывает мелодию. Работу выстраиваем методом вопроса – ответа:

С.Маршак

1) - Где обедал, воробей? Нотный пример №5. Приложение

- В зоопарке у зверей. Нотный пример №6. Приложение

2) –Что растет на елке. Нотный пример №7. Приложение

- Шишки да иголки. Нотный пример №8. Приложение

На дом задается поиграть гармонический оборот I (T) – IV (S) – V(D) в аккордовом изложении в мажорных тональностях до двух знаков. Сочинить мелодию в C – dur к стихотворению (приложение №5) и сыграть аккомпанемент, применяя пройденные функции.

5 урок. Был посвящен “раскрашиванию аккорда” (о гармонической фигурации). Конечно, сам по себе взятый аккорд – еще не есть музыка. Для детей (как, впрочем, и для взрослых) она немыслима без мелодики.

Изучение аккордов сводится к следующим последовательным действиям:

  1. Игра аккордов на инструменте как вертикаль, а затем – его фигурационную “раскраску”: левая рука играет аккорд, правая - гармонические фигурации, которая включает в себя только аккордовые звуки. Первоначально поиграть ансамблем – ученик играет аккорд, педагог - фигурации, и, затем, поменяться ролями.
  2. По мере усвоения простейших фигураций, перейти к более сложному варианту – мелодической “раскраске”, к исходным аккордовым звукам основных функций добавляются проходящие звуки.

Варианты гармонической фигурации могут быть различными. Задача урока – знакомство и овладение простейшими фигурациями.

Вначале педагог показывает простейший тип “раскраски”, например:

Нотный пример №9. Приложение

Последовательность звуков произвольная. Ученице дается задание повторить. Педагог играет аккорд, ученица повторяет услышанные фигурации, пытается вводить свои находки. После освоения одной рукой, предлагается играть самостоятельно двумя руками. Пробует несколько вариантов последовательности трех тонов (до, ми, соль). Вот несколько вариантов фигураций, сочиненных на уроке:

Нотный пример №10. Приложение

Следующий этап – импровизация с использованием проходящих звуков аккорда:

Нотный пример №11. Приложение

6 урок. Импровизация по рисунку – “Цыпленок танцует, мишка пляшет” (приложение №6). Это наиболее трудный вид творческой работы. Здесь должен ученик в полной мере показать свои творческие, теоретические и пианистические навыки.

В начале работы девочку педагог просит внимательно рассмотреть рисунок. Пытаясь раскрыть образное содержание рисунка, Изабелла сочиняет устный рассказ. Дает характеристики персонажам. Исходя из образного содержания, выбирает темп, размер, лад.

Цыпленок танцует, мишка пляшет.

Нотный пример №12. Приложение

Заключительный этап. После проведения данной работы был сделан анализ проведенных уроков, особое внимание было уделено импровизации на рисунок “Цыпленок танцует, мишка пляшет”.

При исполнении этой импровизации, комиссия отметила, что ученица показала положительные результаты:

а) появилась осмысленность в выражении мысли и содержания художественного образа;

б) ввела в свою импровизацию не только комбинации из 4-х звуков, но и применила вариации, обогатила интонационно, динамически и ритмически;

в) появилась осмысленность в построении структуры мелодии;

г) появилась уверенность при исполнении;

д) исполнение мелодии прозвучало эмоционально и ярко.

Были подведены итоги по оценочной шкале измерения приведенной выше:

1) применение в мелодии разнообразных движений - 3

2) выбор лада -3

3) ритмическое разнообразие – 2

4) исполнение импровизации – 3

5) скорость исполнения – 2

Результат пройденной работы, повышения на данном этапе импровизационных навыков в цифровом эквиваленте составил 2,0 (констатирующий этап 1.6).

Таким образом, результат данных уроков свидетельствует о том, что предложенные нами методические подходы оказались достаточно эффективными. Гипотеза в определенной форме получила свое подтверждение в том, что развитие навыков импровизации в начальный период фортепианного обучения осуществится достаточно успешно, если в этой работе применим следующие методические подходы:

а) сочинение – знакомство с основными правилами построения мелодии и её составляющими: мотивом, фразой; сочинение мелодий на стихи с определенным настроением, используя при этом интервалы, соответствующие данному настроению;

б) импровизация – досочинение окончания к заданной мелодии; вопросно-ответная игра на четверостишье;

в) подбор по слуху;

г) анализ музыкальных произведений.

Вывод.

Разработанные программы и занятия импровизацией в практике преподавания в детских музыкальных школах развиты очень слабо.

В своей практике педагоги используют разные методы работы на уроках:

  1. Метод показа.
  2. Транспонирование (формирует не только навык игры в разных тональностях, но и способствует поиску новых мелодических и ритмических оборотов, удобной аппликатуры в каждой новой тональности).
  3. Вопросно-ответная импровизация (способствует формированию ансамблевой игры).

В данной работе хотелось показать, что приведение занятий в систему (постепенное движение от начала до логического конца), применение методов (показанных выше) постоянная и последовательная работа (от простого к сложному) – все это приводит к развитию у учащихся навыков импровизации.

На уроках были использованы следующие методы:

  • импровизация на стихотворный текст (метод подбора по слуху);
  • импровизация по рисунку;
  • ритмическая импровизация;
  • аккордовая импровизация (гармонические фигурации);
  • подбор и сочинение аккомпанемента;
  • вопросно-ответная импровизация;
  • слушание и анализ музыки;
  • транспонирование (для формирования навыков игры в разных тональностях).

Таким образом, результат этой работы свидетельствует о том, что предложенные методические подходы оказались достаточно эффективными. При проведении опытной работы по развитию навыков импровизации, у ученицы появился интерес к музицированию, потребность в сочинении своих, хоть и незатейливых, мелодий. Если первые опыты были просты в мелодическом и образном выражении, то последние сочинения обогатились мелодической, образной и ритмическими содержаниями, появилось желание творить и вера в собственные силы.

Приложение №1

Мячик

А.Барто

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик! –
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч!

Приложение №2

Василек

Василек, василек –
Мой любимый цветок…
Рос в степи василек,
А попал в мой венок.

Приложение №3

Послушный дождь

Ц. Ангелов

Надоело, надоело –
Смотришь в небо,
Солнце ждешь,
А на землю то и дело
Сыплет скучный серый дождь.
- Дождик, дождик, дорогой,
Отдохни денек – другой…
Дождь послушался,
И вот –
Снег идет.

Приложение №4

Колокольчик золотистый.

Колокольчик золотистый,
Развернись надо мной…
Мы летим, парашютисты,
Над страной, над страной.

Нотный пример №13. Приложение

Приложение №5

Ножки.

И.Токмакова

- Ножки, ножки, где вы были?
- По дорожке в сад ходили.
- Ножки, ножки, что ж вы стали?
- Запылились мы, устали!

Нотный пример №14. Приложение

Приложение № 6

Список литературы

  1. Булаева О.П., Геталова О.А. Учусь импровизировать и сочинять. Творческая тетрадь I: Методические рекомендации. – Санкт-Петербург: Композитор, 1999.
  2. Глухов Л.В. Основы импровизации: Программа и методические рекомендации для учителей детских музыкальных школ. – Пермь, 2002.
  3. Мальцев С.М. О психологии музыкальной импровизации. – М.: Музыка, 1991.
  4. Мальцев С., Розанов И. Учить искусству импровизации / Сов. Музыка. - №10. – 1973.
  5. Маклыгин А. Импровизируем на фортепиано. Вып. 1. – М.: ООО “Престо”, 1997.
  6. Маклыгин А. Импровизируем на фортепиано. Фактурные рисунки. Вып.2. – М.: ООО “Престо”, 1999.
  7. Подвала В. Давайте сочинять музыку! 1-2 классы. – Киев, Музична Украина, 1988.
  8. Сапонов М. Искусство импровизации. – М.: Музыка, 1982.
  9. Щетинин В. Творческое развитие ребенка в школе фортепианной импровизации и композиции // Искусство в школе №3. – М.: 1998.