Звезды и созвездия

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи: уточнить и расширить представления детей о космосе; познакомить с символикой некоторых созвездий; обучить умению соотносить схематическое изображение предмета с художественным.

Предварительная работа: занятия “Солнце – источник тепла и света”, “Планеты Солнечной системы”, чтение “Кто на нас с небес смотрит” Н.Кургузова.

Материал: презентация, тетрадный лист в клетку, карандаш, схематические картинки с изображением созвездий.

Ход занятия

1. Работа по инструкции

- Сегодня у нас необычный урок – он будет происходить не здесь, в нашем классе, а в другом месте. Где? Отгадайте, куда мы полетим.

Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват,
А порой такой красивый:
Кружевной и синий-синий. (Небо)

А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!

(Из книги В. Волиной “Праздник числа”) (Слайд 3)

- Нарисуйте, как мы летим:

- Что встречаем на своем пути?

По небу лебедь черный
Рассыпал чудо-зерна.
Что это такое?
(Лебедь – это ночь. А зерна – звезды.) (Cлайд 4)

Послушайте стихотворение “Звездный дом”:

Звезды, звезды, где ваш дом?
В небе звездно-голубом.
Там у нас есть звездный сад,
Звезды деток там растят.
Деток учим мы летать,
Свет волшебный не терять,
Не бояться темноты,
А еще – дарить мечты.
Хочешь звездочкою стать,
В звездный сад наш прилетать?
Да, конечно же, хочу,
Я во сне к вам прилечу.

2. Физкультминутка

Раз, два – стоит ракета

Раз, два – стоит ракета,
(Проверить осанку.)
Три, четыре – самолет.

(Руки в стороны.)

Раз, два – хлопок в ладоши,

(Хлопнуть в ладоши над головой.)

А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре –

(Четыре хлопка перед собой.)

Руки выше,

(Руки вверх, потянуться.)

Плечи шире.

(Руки в стороны, предплечья вверх.)

Раз, два, три, четыре –

(Ходьба на месте.)

И на месте походили.

(Следить за осанкой.)

А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.

(Руки вверх, ладони соединить – “купол ракеты”.)

На носочки поднялись
Быстро, быстро руки вниз.

(Правую руку вниз, правую руку вниз.)

Раз, два, три, четыре -
Вот летит ракета ввысь!

(Потянуть голову кверху, плечи вниз.)

Руки в стороны –

(Руки в стороны.)

Отправляем самолет.

(Повороты туловища налево.)

Правое крыло вперед,

(Поворот туловища прямо и направо.)

Левое крыло вперед.

(Поворот туловища прямо, потянуть голову кверху, плечи вниз, руки в стороны книзу.)

Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолет.

3. Рассказ о звездах и созвездиях

- Что вы знаете о звездах? Послушайте рассказ о них.

- Когда наступает вечер, небо темнеет и на нем появляются самые яркие звезды. Постепенно звезд становится все больше и больше. Сколько их?

- Около трех тысяч! – скажет человек, который мог бы пересчитать их.

- Миллионы! – скажет астроном, который наблюдает небо в телескоп.

- Много миллионов! – скажут ученые, которые работают над фотографиями звездного неба.

В темную безоблачную ночь небо усеяно звездами. Звездное небо всегда притягивает к себе взоры людей. Это очень прекрасное и загадочное зрелище.

Еще в древние времена люди глядели на небо и представляли себе, что из звезд получаются рисунки. Эти звездные рисунки они называют созвездиями. И получились эти рисунки разные: одни напоминали зверей, другие птиц, третьи – людей, четвертые – различные предметы. Древние люди придумали им названия.

В течение года на звездном небе можно наблюдать восемьдесят восемь созвездий в разных частях земного шара. Вот посмотрите на карту звездного неба. В центре карты – Полярная звезда. Если повернуться к ней лицом, то впереди будет север, сзади – юг, по правую руку – восток, по левую – запад. Это стороны горизонта. Если научиться находить на звездном небе Полярную звезду – никогда не заблудишься ни в дремучем лесу, ни в открытом море.

4. Игра “Звездное небо”

- Созвездий очень много, мы сегодня поговорим лишь о некоторых.

Я буду рассказывать о созвездии, покажу вам художественную картинку, а вы найдите это созвездие на схематической картинке.

Раздать детям схематические картинки. (Приложение 1. Приложение 2)

- Если внимательно посмотреть на звездное небо, можно разыскать созвездие, похожее на большой ковш. Можно представить себе, что конец ручки ковша – это нос какого-то зверя.

Несколько звезд под ковшик – это его лапы и туловище, а сам ковш (из семи звезд) – седло. Древние люди назвали это созвездие Большая Медведица. (Слайд 5-7)

- Перед самым носом Большой Медведицы есть группа звезд, которую назвали созвездием Водопаса, пастухов волов. В этом созвездии даже днем видна очень яркая звезда Арктур, которая больше Солнца в 25 раз. (Слайд 8-10)

- Есть на небе и созвездие Лебедя, которое по форме похоже на крест. Широко раскинув крылья, летит это созвездие по небу. (Слайд 11-13)

- Летом, осенью и в начале зимы хорошо видно созвездие Пегаса, крылатого волшебного коня. (Слайд 14-16)

- В созвездии Геркулеса 140 звезд! Силач поднял грозное оружие, готов сразиться с Китами, Львами и даже Драконами. По преданию, он был очень сильным человеком. Наверное, поэтому очень полезную овсяную кашу назвали геркулесовой. (Слайд 17-19)

- Прямо под созвездием Большой Медведицы располагается созвездие Льва, которое состоит из семидесяти звезд. Если соединить самые яркие из них, то можно увидеть изображение царя зверей. (Слайд 20-22)

- Навстречу Лебедю летит другое созвездие – созвездие Орла. Это очень грозная, хищная птица. (Слайд 23-25)

- На небе можно отыскать и созвездие Рыб. Эти звезды лучше всего наблюдать в дождливое время года, в осенние месяцы. (Слайд 26-28)

- За Рыбами слабо виднеется созвездие Кита, в котором сотня звезд. Согласно легенде, кит – кровожадное чудовище, но на самом деле это мирное животное. Созвездие Кита хорошо видно осенью. (Слайд 29-31)

- Прямо над созвездием Большой Медведицы находится созвездие Дракона. В мифе говорится, что это дракон Ладон, охранявший дерево с золотыми яблоками вечной молодости. (Слайд 32-34)

- А еще есть созвездие с необычным названием Кассиопея. Оно состоит из пяти ярких звезд, напоминавших вместе букву М. Кассиопея, по преданию, была царицей, которая всегда любовалась собой и хвалилась своей красотой. (Слайд 35-37)

- Круглый год хорошо видно созвездие Персея. У этого сказочного героя было грозное оружие – голова медузы Горгоны. Все, кто хоть раз взглянул на нее – превращались в камень. Персей спас красную царевну – дочь Кассиопеи от кита. Кит превратился в каменный остров, а Персей женился на царевне. (Слайд 38-40)

5. Закрепление изученного

- Какие созвездия запомнили? Отгадайте загадку об одном из них:

Из какого ковша не пьют,
Не едят, а только на него глядят?
Что это? (Ковш из созвездия Большой Медведицы.)

- Еще одна загадка на тему нашего занятия:

Ясными ночками гуляет мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
- Спать ложитесь, поздно!
Потому что мать – Луна,
А дочурки… (Звезды)

(Е. Серова)

6. Итог занятия

- Мы, люди, частичка огромного мира. Будем же дарить друг другу тепло наших улыбок, наших ладошек. Если мы будем любить друг друга, то Солнышко всегда будет нам улыбаться. Давайте возьмемся все за руки и скажем друг другу самые хорошие слова, которые знаем.

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…

Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

(Я. Аким)

Используемая литература

  1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группа. – М.: ВАКО, 2011 г.
  2. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 Классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2005 г.
  3. Развитие речи: конспекты занятий в подготовительной группе / авт.-сост. Л.Е.Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
  4. Экология. Занимательные материалы. / Автор-сост. Р.А.Жукова. – Волгоград: ИТД “Корифей”. – 2005 г.
  5. Плешаков А.А. Зеленая тропинка. – М.: Просвещение, 2011 г.
  6. Хамидулина Р.М. Математика. Подготовка к школе. Сценарии занятий. – М.: Издательство “Экзамен”, 2009 г.