Устранение заикания у младших школьников с оборудованием сенсорной комнаты

Разделы: Логопедия


Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Чаще всего оно возникает в детском возрасте на фоне раннего речевого развития, эмоциональной неустойчивости, общей ослабленности, невротических изменений. Проявляется заикание в нарушении ритма и плавности речи, которые возникают из-за различного рода прерывания, продления или повторения отдельных звуков и слогов. Такие задержки и повторения при произнесении слов возникают вследствие судорог мышц речевого аппарата, сопровождаются нарушением дыхания, изменениями в просодике высказывания: высоте и силе звука, темпе речи. Помимо этого отмечаются приспособительные изменения позы, мимики, артикуляции.

Заикание ограничивает возможности детей при реализации своих способностей, осуществления значимых потребностей и стремлений, дальнейшего устройства личной жизни, то есть сопровождается социальной дезадаптацией. Дети с данным речевым нарушением относятся к группе школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционную работу целесообразно проводить на ранних этапах. Иногда случается так, что угасшее или мало заметное в дошкольном возрасте заикание с приходом в школу обостряется и становится явным дефектом. В этом случае необходимо проводить мероприятия по адаптации ребенка в образовательном учреждении сразу же, так как заикание лишает учащихся нормальных условий речевого общения и часто препятствует успешной учебе.

Работы по устранению заикания у детей младшего школьного возраста в “Детском оздоровительно-образовательном (социально-педагогическом) центре” предполагает использование оборудования сенсорной комнаты. Набор оборудования данной комнаты условно можно разделить на 3 зоны: зона релаксации, зона активизации и зона сенсомоторного развития.

Логопедические занятия направлены на решение следующих задач:

- снятие напряжения с органов артикуляционного аппарата;

- отработка правильного речевого дыхания;

- выработка четкости произношения;

- совершенствование интонационной выразительности речи;

- работа над голосом.

Весь цикл занятий включает в себя следующие этапы:

I. Пропедевтический.

II. Активизация развернутой речи.

III. Свободное речевое общение.

Прежде чем начать работу, необходимо провести обследование заикающегося ребенка с целью изучения течения заболевания, куда входит изучение особенностей психомоторного и речевого развития; уровень развития слухового восприятия; состояние моторной функции (общая, мелкая и артикуляторная моторика); строение органов артикуляционного аппарата; состояние импрессивной и экспрессивной речи; состояние фонематических функций; состояние дыхательной функции (тип дыхания, ритмичность дыхания, характер вдоха при речи, продолжительность речевого выдоха); состояние просодических компонентов речи; внешняя и внутренняя симптоматика заикания; индивидуально-психологические особенности ребенка. На основании полученных данных обследования заполняется карта (составители Е.А. Логинова, С.Б. Яковлев).

Система занятий на пропедевтическом этапе направлена на нормализацию речевого дыхания, овладение навыками релаксации, формирование и нормализацию речедвигательных навыков, снятие нарушений плавности речи. В качестве речевого материала предлагаются гласные звуки, их сочетание, слова и простые фразы. В ходе занятий уделяется внимание технике правильного голосоведения, интонационным навыкам, стабилизации темпа речи.

На этапе активизации развернутой речи приемы логокоррекции и речевые упражнения направлены на замедление темпа речи, овладение речевыми правилами, снятие судорожного компонента речи, при чтении стихов, прозы, разговорной речи.

Этап свободного речевого общения посвящен проверке устойчивости речи к стрессовым воздействиям. Это осуществляется через систему функциональных тренировок, на которых проводятся интенсивные тренировки речи в обычной жизненной обстановке, а также различных эмоционально значимых условиях общения с окружающими.

Рассмотрим более подробно структуру занятий по устранению заикания у младших школьников с использованием оборудования сенсорной комнаты.

I этап – пропедевтический (ограничение речи).

Создание спокойной окружающей обстановки, снятие болезненного внимания к своему дефекту, напряженности. Занятия проводятся в сенсорной комнате с использованием ее “релаксационного” блока. Создается определенный световой и звуковой фон успокаивающего характера.

Примерный план занятий:

15 минут - ребенок, лежа в кресле - кубике или мяче - кресле, принимает комфортную позу и расслабляется, включить аудиозапись из набора музыкальных альбомов для релаксации.

15 минут - самомассаж с целью снятия возбудимости речевых центров, восстановления нарушенной нервной регуляции речи. При этом используется так называемый успокаивающий метод воздействия.

5-10 минут – артикуляционная гимнастика (игровая) перед зеркалом.

10-12 минут - сказкотерапия (прослушивание 1 сказки). На этом этапе проводится релаксационные мероприятия. Подбирается любимое занятие ребенка, чтобы снять напряженность, связанную с болезненным вниманием к своему дефекту. Здесь можно занимать детей лепкой, рисованием, различными настольными играми и пр.

Проводится дидактические игры без речи или с минимальной речевой активностью, игры по развитию слухового внимания и памяти. Кроме этого проводится индивидуальная безречевая работа: контроль за диафрагмальным дыханием (тактильный), зрительный контроль за усилением выдоха, артикуляционная гимнастика, обучение расслаблению конечностей, шеи, всего тела.

Уделяется особое внимание коррекции моторики: игры для развития моторики пальцев - игры с массажными мячами. В эти игры вводятся простейшие упражнения для расслабления мышц кистей рук, предплечья, шеи, ног.

На этом этапе проводится 9 занятий в сенсорной комнате. Ребенок прослушивает 6-7 сказок, каждые 2 занятия меняется световой и звуковой фон комнаты.

Для организации и проведения общего и речевого охранительного режима используются коррекционные упражнения: “Молчанки”, “Спит добрый волшебник”, “В кино” (“В театре”), “В библиотеке”, “Аквалангист”, “Фотоохота”, “В горах”, “В больнице”, “Рыболов”. Оборудование сенсорной комнаты: кресло-куб, пузырьковая колонна, а также записи крика чаек, щебетание птиц, журчание ручейка, шум водопада и музыкальные произведения Баха, Бетховина, Шопена, Огинского, Штрауса, Шуберта, Пуччини; музыкальные вариации и миниатюры в исполнении популярных музыкальных ансамблей.

Для расслабления конечностей по контрасту с напряжением используются упражнения “Свободный рисунок”, “Кулачки”, “Олени”, “Штанга”, “Пружинки”, “Ноги загорают”, “Кораблики”, этюд “Встретились два существа”, “Из семечки в дерево”, “Гусли–самогуды”, “Ласковые лапки”, “Звуки-командиры”. Оборудование сенсорной комнаты: кресло–куб, пузырьковая колонна; фонотека, инструментарий для изотерапии.

При постановке диафрагмального речевого дыхания дети учатся произнесению гласных по одному и по два на выходе; называнию предметных картинок с опорой на ударный гласный; чтению стихов на соответствующие гласные. Используется сценки с минимальной речевой активностью: “Задуй упрямую свечку”, “Мишка учит буквы”, “Игра–загадка”, “Шину прокололи”, “Перекличка животных”, “Трубач”, “Жук”, “Комарик”, “Топор”, “Ворона”, “Гуси”.

Упражнения для тренировки речевого дыхания: “Авва и Альфа”, “Эдик и Элла”, “Обруч”, “ Игры детей”, “Умка и Улька”, “Яна и Яша”, “Ежка и Екки”, “Если бы…”, “Как Юля учит кошку говорить”.

При выделении ударных гласных, назывании и однословном описании предметов, картинок проводятся сюжетно-ролевые игры: “Сценки почти без слов”, “Угадайка”, “Что в мешочке”, “Упражнения с шаром”, “Зеркала”, “Рыбаки”, “В стране коротких ответов”, “Наблюдатели”, “Помощник”, “Повтори за мной”, “Приезд в страну коротких ответов”, “В лесу”. Используется оборудование сенсорной комнаты: кресло-куб, мячи, кукольный театр, “чудесный мешочек”, наборы цветных картинок, акриловые зеркала, пузырьковая колонна, зеркальный шар.

Работа на первом этапе завершается выступление детей (коллективные, индивидуальные).

Оцениваются первые успехи детей в соблюдении речевых правил.

II этап – активизация развернутой речи.

Продолжается закрепление навыков правильного речевого дыхания и расслабления. Используется спокойное произнесение коротких стихов, считалок, потешек. Проводятся игры на расслабление, спокойные игры с мозаикой, строительным материалом, а так же театрализованные игры, игры с соблюдением ритма движений. Дети учатся вести диалог, используя приемы тренировки речевого дыхания.

Упражнения: “Шарик”, “Любопытная Варвара”, “Хоботок”, “Горка”, “Волшебный сон”, “Жук”, “Насос”, “Комарик”, “Трубач”, “Парад цифр”, “Рассказ по кругу”, “Путешествие на облаке”, “Комбинирование образов”, “Решение не оконченных историй”, “В стране полных ответов”, “Путешествие медвежат”, “Диалоги”, “Наш театр”, “Наше кино”, “Наши фантазии”, “Кукольный концерт”, “Веселый концерт” и пр.

Оборудование сенсорной комнаты: кресло-куб, зеркальный шар, массажные мячи, ковровое покрытие, тренажер “млечный путь”, пузырьковая колона, светящая сеть, конструктор, геометрическая мозаика, ширма, кукольный театр и т.д.

Примерный план занятий:

25 минут – пребывание в комфортной позе в кресле-кубике; самомассаж; сказкотерапия;

15-20 минут – игра.

На этом этапе проводится 15 занятий.

Расслабление мышц шеи, речевого аппарата, диафрагмы. Внушение состояния покоя.

III этап – свободное речевое общение.

Проводятся ролевые игры, игры путешествия, театрализованные игры. В этих играх используются развернутые фразы. Продолжается сказкотерапия, закрепляются навыки пересказа и рассказа. Обучение пересказам без опоры на наглядность и без домашней подготовки. Сочинение сказок. Импровизированные диалоги. Выработка навыков свободного общения в инсценировках и сюжетно- ролевых играх.

Примерный план занятий:

10 минут - дыхательные и релаксационные упражнения;

15 минут – речевые игры;

15 минут – театрализация.

Завершается работа концертом, организованным силами детей и родителей.

Среди многочисленных речевых нарушений заикание одно из немногих, механизмы которого до конца нераскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них, разработать высокоэффективную методику устранения этого дефекта. Современный подход к преодолению заикания настоятельно требует разработки и применения дифференцированных методов коррекции данной речевой патологии.

Комплекс занятий по устранению заикания у младших школьников, проводимых с использованием оборудования сенсорной комнаты, имеет положительную динамику и способствует успешной адаптации данной категории детей в образовательном учреждении.