Гендерные различия в игровой деятельности дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


В современной науке принято чётко разграничивать конституционные и социокультурные аспекты в различении мужского и женского, связывая их с понятием пола и гендера.

Пол (от латинского genero – рождаю, произвожу) – это биологическое различие между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо- физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Гендер (от английского gender, от лат. gens – род) – обозначает “социальный пол”, т.е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

При изучении гендерной проблематики отечественными и зарубежными исследователями (В.В. Абраменкова, В.А. Геодакян, В.Е.Каган, И.С.Кон, Дж. Палмер, Т.А.Репина и др.) рассматриваются вопросы природы гендерных различий, их оценка и динамика, их влияние на индивидуальный жизненный путь человека, на особенности психики и поведения.

Известно, что связанные с полом различия обнаруживаются уже с первых дней жизни. У девочек, как отмечает большинство специалистов, ниже порог болевой и тактильной чувствительности, они дольше спят. У мальчиков лучше мышечное развитие и способность удерживать головку. Новорожденные девочки лучше реагируют на сладкое и больше, чем мальчики, усиливают сосание при подслащивании пищи.

Установлено, что уже к году различия в психике мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что проявляются в поведении, в такой сложной деятельности, как игра. В этом возрасте девочки менее охотно уходят с материнских рук, чаще возвращаются к матери или смотрят на неё, чаще стремятся вступить с ней в непосредственный физический контакт, их игры пассивнее, чем у мальчиков.

При отделении ребёнка от игрушек барьером мальчики чаще двигаются вдоль него (возможно, пытаясь его обойти), а девочки чаще плачут и требуют помощи матери.

В старшем дошкольном возрасте игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои “богатства -кукол, тряпочки – и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. и используют при этом предоставленное им пространство, что очень важно для их полноценного психического развития. И если пространства для мальчиков мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф.

Также можно отметить, что игры мальчиков более предметны, девочек более словесны, поэтому они играют в вербальные игры, а мальчики предпочитают возиться с конструктором. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, водят тракторы, строят мосты и занимаются плотницкими работами. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надёжность, уважение к девочкам (женщинам) – у мальчиков и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) – у девочек.

Также в играх реализуются желания детей. Часто ребенок в игре исполняет роль, запрещенную для него в жизни, тем самым, достигая компенсации. Воображаемый мир противостоит миру действительности и может являться для ребенка более реальным. В игре он освобождается от чувства одиночества и познает радость близости и сотрудничества, в игре он оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям.

Наблюдения за игровой деятельностью детей в детском саду показали, что часто дети не могут реализовать разное содержание и игровые стили в силу того, что женщинам – воспитателям ближе тихие игры девочек на семейно – бытовые темы. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у многих воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготнёй и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно “мужских игр”, что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

Поэтому при совместном воспитании мальчиков и девочек важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.

В совместной игре происходит усвоение дошкольниками гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек среднего возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо осуществлять руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей девочек и мальчиков, как в детском саду, так и в семье и организовывать включение ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину.

Таким образом, успех вхождения ребенка в мир людей, его половая воспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой роль игры трудно переоценить.