Конспект НОД "Прощание с осенью"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество», «Здоровье».

Цель: создать у детей поэтический образ осени посредством разных видов искусств.

Задачи:

  1. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
  2. Развивать внимание, память, логическое мышление.
  3. Формировать знания об осени в самостоятельной речи с использованием образных прилагательных, родственных слов, синонимов. Повторение стихов об осени великих  русских поэтов. Стимулирование памяти и мышления детей.

Предварительная работа: Наблюдение примет осени в природе. Сопоставление ранней и поздней осени в наблюдениях, в стихах поэтов и картинах художников. Повторение стихов об осени А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.К.Толстого, С.А. Есенина. Рассматривание осеннего пейзажа И.И. Левитана. Слушание фрагментов из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.

Лексико-грамматические игры и упражнения на образование и согласование относительных прилагательных, подбор признаков, действий, родственных слов, синонимов и антонимов (по теме «Осень»).

Оборудование:

  • Мультимедийное оборудование.
  • Магнитофонная запись фрагментов из альбома «Времена года» П.И. Чайковского, а также голосов природы (шума ветра, дождя).
  • Репродукция картины «Золотая осень» И.И. Левитана.
  • Сказочные персонажи: «Осень» (воспитатель), «Туча», «Ветер», «Дождь» (дети).
  • Корзина с дарами осени.
  • Волшебный сундучок с листочками, медальками, (по количеству детей и родителей), призами. Вопросами и заданиями для викторины. Листы бумаги (ватман) в форме круга диаметром 10см. и цветные карандаши. Столы расставлены полукругом.

Ход игры-викторины

 

Вводная часть (5 мин.).

Входят дети с родителями, садятся за «семейными столами».

Звучит фрагмент из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.

Выходят Осень со своими спутниками «Ветром», «Тучей», «Дождем».

«Осень» предлагает отгадать кто они такие:

  1. Пришла без красок и без кисти, а разукрасила все листья. (Осень).

  2. Без рук, без ног, а ворота открываю. (Ветер).

  1. Я, как птица, черная, большая
    Над землёй повисну, солнце закрываю.
    Крупными слезами эта птица плачет,
    От нее подальше мама дочку прячет.
    Как птица примчится, всё вокруг темнеет,
    Чтобы не промокнуть, все бегут скорее. (Туча).

  2. Дети все пошли гулять, стал я землю поливать.
    Поливал да поливал, всех под зонтики загнал. (Дождь).

«Осень»  сообщает, что пришла в последний день попрощаться с детьми и родителями, пришла не с  пустыми руками, а принесла с собой:

  1. дары осени (пирог яблочный и фрукты).
  2. И еще разные игры и призы победителям.

Показывает волшебный сундучок, оповещает о начале викторины и приглашает участвовать детей родителей. 

Вопросы к викторине – Приложение.

Вопросы 1–8.

Игровая пауза: (игра с мячом). Назовите родственные слова:

  • Журавль – журавли, журавлик, журавлиный.
  • Аист – аисты, аистёнок, аистиный.

Игра «Эхо» – я называю признак, а вы предметы;

  • Осенний – лес;
  • Осенняя – погода;
  • Осеннее – небо;
  • Журавлиный – дом;
  • Журавлиная – стая;
  • Журавлиное – гнездо;
  • Журавлиные – крылья;

(Дети и родители садятся).

Вопросы 9–10.

Дарим гостям.

А сейчас вспомним как мы любовались красотой осенней природы.

(Слайд шоу).

Подведение итогов, вручение медалей, призов победителям.

Осень:

Вот и пришла пора прощаться. Подошел к концу последний месяц осени . Какой месяц? (ответы детей – ноябрь) . Какие еще осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь).

Вы сегодня хорошо отвечали на вопросы, выразительно читали стихи об осени, узнавали великих поэтов и художников.

Вы все были активными и я вручаю всем победителям призы.

До свидания, ребята, до будущей осени!